Состав и порядок формирования

"В состав Совета входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства государства-члена, которое он представляет, и осуществлять право голоса" (§2 ст. 16 ДЕС). Таким образом, в настоящее время Совет включает 27 министров, каждый из которых является уполномоченным представителем своей страны[1].

Какие именно министры должны представлять государства-члены в Совете ЕС: министры иностранных дел, внутренних дел, юстиции, сельского хозяйства и т.д.? Практика выработала на этот вопрос весьма оригинальный, комплексный ответ, который после реформы Лиссабонского договора получил закрепление непосредственно в учредительных документах ЕС.

Поскольку компетенция ЕС охватывает многообразные сферы внутренней и внешней политики (см. гл. 3), а функции и полномочия Совета распространяются на все сферы компетенции ЕС, то данный институт, в зависимости от предмета рассматриваемого вопроса, должен заседать на уровне министров разного профиля: правовые акты по вопросам внешней политики ЕС обсуждаются и принимаются Советом в составе министров иностранных дел, по вопросам сельского хозяйства – в составе министров сельского хозяйства и т.д.

В результате Совет, de jure единый институт ЕС, разделился на несколько "формаций" (франц. formations)[2], каждая из которых объединяет министров, компетентных в одной определенной сфере общественной жизни или в группе родственных сфер (§ 6 ст. 16 ДЕС).

Две формации Совета прямо указаны в учредительных документах.

Первая – Совет по общим вопросам – включает 27 министров иностранных дел и (или) министров по европейским делам (в ряде государств-членов вопросы отношений с ЕС курирует отдельный министр, пост которого может совмещаться с постом министра иностранных дел).

В соответствии с § 6 ст. 16 ДЕС: "Совет по общим вопросам обеспечивает согласованный характер работы различных формаций Совета. Во взаимодействии с Председателем Европейского совета и с Комиссией он осуществляет подготовку заседаний Европейского совета и обеспечивает наблюдение за выполнением принимаемых на них решений".

В формации "Совет по общим вопросам" издаются также акты Совета ЕС, которые не могут быть отнесены к какой-либо специальной сфере общественной жизни, например, Статут служащих Европейского Союза или внутренний регламент самого Совета.

Вторая формация Совета, предусмотренная в учредительных документах, носит название "Совет но иностранным делам". Эта формация включает министров иностранных дел государств-членов и несет ответственность за принятие мер по вопросам внешней (внешнеполитической) компетенции ЕС.

В соответствии с § 6 ст. 16 ДЕС: "Совет по иностранным делам разрабатывает внешнеполитические мероприятия Союза исходя из стратегических направлений, установленных Европейским советом, и обеспечивает последовательность действий Союза".

Перечень остальных формаций Совета ЕС согласно ст. 236 ДФЕС устанавливает Европейский совет. Перечень, установленный после вступления в силу Лиссабонского договора, включает 10 формаций, в том числе указанные выше Совет по общим вопросам и Совет по иностранным делам:

1) Совет по общим вопросам;

2) Совет по иностранным делам;

3) Совет по экономическим и финансовым вопросам;

4) Совет по вопросам правосудия и внутренних дел;

5) Совет по вопросам занятости, социальной политики, здоровья и потребителей;

6) Совет по вопросам конкурентоспособности (внутренний рынок, промышленность, научные исследования);

7) Совет по вопросам транспорта, телекоммуникаций и энергии;

8) Совет по вопросам сельского хозяйства и рыболовства;

9) Совет по вопросам окружающей среды;

10) Совет по вопросам образования, молодежи, культуры и спорта[3].

Таким образом, Совет ЕС фактически включает в себя не 27, а 27 × 10 = 270 министров. При этом различные формации Совета заседают отдельно друг от друга, иногда в одно и то же время. Такой способ комплектования Совета повышает профессионализм и скорость работы данного института (документ, утвержденный в любой из формаций, считается актом всего Совета ЕС).

Однако он может приводить к разногласиям и конфликтам между формациями, особенно, если обсуждаемый Советом проект законодательного или иного акта затрагивает вопросы, относящиеся к ведению разных формаций. Роль арбитра при устранении подобных разногласий осуществляет Совет по общим вопросам. Последний и определяет компетентную формацию, в рамках которой будет приниматься документ.

Поскольку Совет ЕС в любой формации включает в себя должностных лиц (министров) государств-членов, он не имеет фиксированного срока полномочий. Состав Совета обновляется постепенно, в результате смены правительств или отдельных министров в разных государствах-членах.