Состав контрабанды

Явление контрабанды на международной арене многогранно и представляет собой комплекс различных противоправных действий по перемещению товаров и иных предметов через таможенные границы, поэтому нельзя говорить об однозначности объекта контрабанды, что характерно и для российского законодательства. С позиции международного уголовного права, преступления, связанные с контрабандой, подразделяются на две группы:

– экономическая контрабанда;

– контрабанда предметов, запрещенных к обороту или ограниченно оборотоспособных, а также незаконное перемещение через государственные границы людей.

Первая группа деяний объединяет в себе преступления, направленные на необоснованное обогащение и получение иных выгод в результате уклонения от уплаты соответствующих таможенных платежей либо иных сборов в сфере международной торговли. Вторая группа преступлений – это деяния, состоящие в незаконном перемещении через государственные границы предметов, оборот которых запрещен либо ограничен, а также предметов, которые находятся под особым контролем. К таковым относятся, например, наркотики, редкие и исчезающие животные и растения, радиоактивные вещества и ядерные материалы, отравляющие вещества, оружие массового поражения, культурные ценности и т.п.

Контрабанда как преступление международного характера по своему составу имеет много общего с аналогичными преступными деяниями, наказуемыми по российскому уголовному закону. При оказании международной правовой помощи по уголовным делам за основу принимается не схожесть названий или формулировок нормативных актов о противодействии контрабанде, а соответствие элементов составов преступлений по уголовным законам стран – контрагентов международных сношений по вопросам, связанным с расследованием данного деяния, поскольку международная борьба с преступностью предполагает обязательный учет принципа двойной криминальности (преступности): преступление должно быть наказуемо по уголовным законам сторон межгосударственных сношений.

Общим родовым объектом контрабанды является экономическое, социальное и культурное развитие государств и населения мирового сообщества в целом. Непосредственный объект каждого деяния, связанного с контрабандой, образуют общественные отношения, в рамках реализации которых происходит оборот конкретного предмета контрабанды, незаконно перемещаемого через таможенную либо государственную границу. Например, контрабанда товаров посягает на интересы экономического развития; контрабанда оружия массового поражения – на общественную безопасность; незаконное перемещение людей при торговле людьми – на права личности; контрабанда наркотиков – на здоровье населения.

По смыслу норм международного права и законодательства РФ предметами контрабанды могут являться[1]:

а) товары – любое движимое имущество, включая транспортные средства, перемещаемое через таможенную границу, носители информации, валюта, валютные ценности, дорожные чеки, ценные бумаги, электроэнергия;

б) иные предметы – имущество, не предназначенное для предпринимательской деятельности, перемещаемое через таможенную границу в багаже, международных почтовых отправлениях или иным способом;

в) предметы, запрещенные к свободному обороту:

– сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества; огнестрельное оружие, его основные части, взрывные устройства и боеприпасы, другое вооружение и военная техника; радиационные источники и ядерные материалы, оружие массового поражения и средства его доставки[2]; материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и средств его доставки, вооружения и военной техники; культурные ценности[3]; особо ценные дикие животные и растения[4], водные биологические ресурсы; стратегически важные товары и ресурсы[5];

– наркотические средства и психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги; растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры; части растений, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры; инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ[6].

Объективная сторона контрабанды состоит в совершении действий по незаконному перемещению предметов контрабанды через государственные либо таможенные границы.

Таможенная граница отделяет таможенную территорию данного государства от окружающих территорий других юрисдикций, территориальных вод и открытого моря. Как правило, таможенная граница совпадает с государственной границей. Вместе с тем таможенные границы могут располагаться внутри страны (зоны таможенного контроля, транзитные зоны и т.п.) или выходить за пределы государственной границы в случае объединения государств в единое экономическое либо таможенное пространство. Общее таможенное пространство сформировано, например, в Европейском союзе. Единую таможенную территорию образует территория Таможенного союза, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан и Россия. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза[7]. В таможенную территорию входят находящиеся за пределами территорий государств искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых данные государства обладают исключительной юрисдикцией. Данные объекты, как правило, располагаются в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, пределы таких объектов образуют таможенную границу.

Таможенная граница является местом совершения контрабанды товаров и предметов, подлежащих таможенному контролю. По смыслу российского законодательства, контрабанда предметов, запрещенных к свободному обороту, совершается также при перемещении предмета контрабанды через государственную границу РФ, поскольку она может быть выявлена в пунктах пропуска через государственную границу, а также вне таких пунктов[8].

Пункт 1 Приложения X к Найробской конвенции 1977 г. "Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ" в совокупности с положениями п. "н" ст. 1 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.[9] и и. "h" ст. 1 Конвенции о психотропных веществах 1971 г.[10] очень кратко характеризуют объективную сторону контрабанды наркотических средств и психотропных веществ: физическое перемещение наркотических средств, психотропных веществ из пределов одного государства в пределы другого государства[11].

Характеристику объективной стороны контрабанды и способов ее совершения, отвечающую современным реалиям, можно сформулировать на основании ст. 4 ТК ТС и положений российского уголовного законодательства.

Объективная сторона контрабанды выражается в совершении активных действий по незаконному перемещению предмета контрабанды через таможенную границу государства любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи. Эти действия совершаются в форме ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) предмета контрабанды вплоть до пересечения им границы.

Действиями, непосредственно направленными на вывоз предметов контрабанды с таможенной территории, являются:

– вход (въезд) физического лица, выезжающего из страны, в зону таможенного контроля;

– въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через государственную границу в целях убытия его с территории данного государства;

– сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории;

– действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение границы предметом контрабанды вне мест, установленных в соответствии с законодательством страны вывоза.

Незаконное перемещение через таможенную границу – перемещение предмета контрабанды через таможенную либо государственную границу, сопряженное с нарушением действующего таможенного законодательства, таможенных процедур, а также запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию государства и (или) вывоз товаров с таможенной территории государства.

Указанные действия совершаются альтернативными способами:

– перемещение вне установленных мест;

– перемещение в неустановленное время работы таможенных органов;

– сокрытие предмета от таможенного контроля;

– недостоверное декларирование предмета или его недекларирование;

– использование документов, содержащих недостоверные сведения о предмете;

– использование поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Перемещение вне установленных мест означает пересечение границы вне установленных в данном государстве пунктов пропуска через таможенную либо государственную границу.

Перемещение в установленных местах осуществляется в местах пересечения границы, но в неустановленное время работы таможенных (пограничных) органов, что исключает предъявление перемещаемых предметов таможенному (пограничному) контролю и досмотру.

Сокрытие от таможенного контроля предметов контрабанды – уклонение от их предъявления для таможенного (пограничного) контроля. Сокрытие осуществляется путем: помещения предметов в места, где затруднено обнаружение контрабанды (в места, не предназначенные для транспортировки либо хранения, или в тайники в одежде, багаже, упаковке, контейнерах, транспортных средствах); придания одним предметам вида других и т.п.[12]

Каждое государство устанавливает определенные виды таможенных деклараций и иных документов, представляемых таможенному органу, порядок их оформления и сроки подачи. Например, в странах Таможенного союза в соответствии со ст. 179, 180, 183, 188 ТК ТС установлена обязательность таможенного декларирования товаров при помещении их под таможенную процедуру. В зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, в таможенный орган могут подаваться разные виды декларации: декларация на товары; транзитная декларация; пассажирская таможенная декларация; декларация на транспортное средство. Декларирование осуществляет декларант – лицо, декларирующее товары или от имени которого товары декларируются, или таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта. Вместе с декларацией представляются документы, на основании которых она составлена. Поэтому недекларирование означает невыполнение лицом, перевозящим товары либо иные предметы через таможенную границу, обязанности но декларированию соответствующего товара, представлению иных документов, подлежащих предъявлению таможенным органам в соответствии с законодательством страны импорта (экспорта).

Указание в таможенной декларации и иных таможенных документах неверных сведений о количестве либо весе перемещаемых через таможенную границу товаров, если перемещаются товары в количестве большем, чем указано в документах, также считается недекларированием, но той части товара, которая не указана в документах.

Недостоверное декларирование – это заявление в таможенной декларации либо в документе, представляемом при декларировании, недостоверных сведений, что позволяет скрыть от таможенного контроля предмет контрабанды и создает условия для принятия таможенным органом неправомерного решения о выпуске товаров или иных предметов[13].

Использование документов, содержащих недостоверные сведения о предмете, совершается в целях введения в заблуждение таможенных органов относительно сущности предмета контрабанды либо вида таможенной процедуры[14]. Такие действия признаются представлением в таможенный орган недействительных таможенных документов. К таковым относятся:

а) поддельные документы:

– изготовленные полностью со значительным сходством с оригиналом;

– подлинные, в которые внесены искаженные сведения путем исправлений, подчисток, уничтожения части текста, внесения в текст дополнительных ложных данных;

– подлинные, с оттиском поддельного штампа или печати;

б) документы, полученные или составленные незаконным путем или в результате неправомерных действий третьих лиц, либо полученные на основании предоставления для их выдачи заведомо ложных сведений или других поддельных документов;

в) документы, которые фактически являются подлинными и оформленными надлежащим образом, но содержат ложные сведения;

г) подлинные документы, но относящиеся к другим товарам и иным предметам, составленные для прикрытия перемещения предметов контрабанды, в том числе содержащие в себе указание на иной классификационный код товаров но Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, который обязателен для характеристики товаров в таможенных документах[15].

Идентификации товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, согласно ст. 109 ТК ТС осуществляется путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.

Использование поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации означает использование:

– поддельных средств идентификации (полностью изготовленных фиктивных средств идентификации);

– подлинного средства идентификации, но служащего для идентификации других товаров и транспортных средств.

Состав контрабанды формальный. Момент окончания зависит от формы незаконного перемещения и способа его совершения.

Ввоз предметов контрабанды на территорию государства является оконченным в момент фактического пересечения ими государственной либо таможенной границы. Если в отношении предмета контрабанды в целях придания ему вида легально ввозимого товара производятся предусмотренные законодательством данной страны действия в рамках таможенной процедуры, то ввоз будет окончен в момент выпуска данных предметов таможенными органами для обращения на территории этой страны.

Вывоз предметов контрабанды с территории государства окончен в момент фактического пересечения ими границы. В случае если вывоз предмета контрабанды осуществляется под прикрытием таможенной процедуры в отношение данного предмета, вывоз будет окончен в момент подачи таможенной декларации или совершения других действий, предусмотренных таможенным законодательством, непосредственно направленных на вывоз предмета контрабанды, до фактического пересечения им таможенной границы.

Таким образом, состав контрабанды считается оконченным в момент:

– фактического пересечения предметом контрабанды государственной либо таможенной границы;

– совершения действий, предусмотренных таможенным законодательством, направленных на пересечение предметом контрабанды под видом товара таможенной границы;

– пресечения преступления органами пограничного либо таможенного контроля (при покушении на контрабанду)[16].

Международно-правовые нормы о контрабанде не описывают признаки субъекта контрабанды, поэтому целесообразно учитывать признаки субъекта этого преступления, установленные российским законодательством. Так, субъектом контрабанды по российскому уголовному закону может являться вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При совершении контрабанды физическим лицом, перемещающим принадлежащие ему лично товары или иные предметы, это лицо является одновременно и декларантом (лицом, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары) и перевозчиком (лицом, осуществляющим перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ).

Осуществление внешнеторговых операций, декларирование товаров от имени юридического лица или иного собственника товаров могут осуществляться декларантом или его таможенным представителем; исполнителями контрабанды являются эти лица при наличии умысла на совершение такого преступления. В этих случаях следует говорить о совершении преступления в соучастии.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется наличием прямого умысла: лицо осознает общественную опасность своих действий и желает их совершения. Корыстная цель, стремление извлечь выгоду из преступных операций – неотъемлемые черты контрабанды[17].

Широкий перечень видов таможенных процедур предполагает сочетание различных способов перемещения предметов контрабанды, а также влияет на момент окончания деяния. Многие аспекты упрощения внешнеэкономической деятельности в сфере таможенного права также оказывают влияние на квалификацию контрабанды. Так, возможность предварительного декларирования, когда в таможенной декларации может отсутствовать ряд сведений о товаре, которые могут быть неизвестны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию или их предъявления таможенному органу, влияет на определение момента окончания контрабанды.

Субъектный состав лиц, совершающих контрабанду, характеризуется, как правило, наличием нескольких лиц, действующих в соучастии, реже в соисполнительстве. Чаще всего это организованная транснациональная преступная группировка лиц, осуществляющих разграбление национального достояния, расхищающих культурные ценности, наживающихся на преступном бизнесе. Контрабанда нередко существует в тесной связке с другими опасными для мирового сообщества преступлениями, такими как незаконный оборот оружия, наркотических средств и психотропных веществ, работорговля и пр. Поэтому контрабанда в большинстве стран отнесена к наиболее опасным преступлениям.