Соотношение субъективной и объективной реальности

Философское понятие "бытие" охватывает самую широкую реальность. Имеются в виду материальные вещи и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные). Но к этому понятию относится и субъективная реальность. "Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия"[1]. Психология имеет дело с объективными процессами жизни – поведением человека, его поступками, его деятельностью, его бытием в целом. Однако собственно предметом психологии является субъективная реальность. Субъективное принадлежит человеку как субъекту. Дело в том, что все психическое объективно существует только как субъективное, т.е. как присущее индивиду. Нет безымянных, анонимных ощущений, чувств, переживаний. Субъективной оказывается вся психическая деятельность, в том числе и та, в ходе которой человек раскрывает объективную реальность, выражающуюся в объективной истине.

Современная психология обращается к весьма значимому объекту. Речь идет о таких важных вопросах, как природа реальности, космическое созидательное начало и наша сопричастность ему, движущие силы творения, табу, направленные против познания нашей истинной самобытности, и проблема добра и зла[2].

Психология (от греч. psyche – душа и logos – учение, слово) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Будучи специфическим способом отражения реальности, психология является учением о душе и душевном. Истоками психологии могут служить древняя шаманская практика, богатая психологическая культура Востока, мифология разных стран. Однако историю психологии как науки принято начинать с Аристотеля, который рассматривал душу как "энтелехию", т.е. как одушевленную основу (принцип) тела с тремя основными способностями – питанием, ощущением и мышлением. В античной философии в различных учениях о душе обобщались и систематизировались накопленные человечеством различные знания о психических процессах и свойствах личности, для которых душа являлась объяснительным понятием.

Благодаря прогрессу естественных наук в XVI в. аристотелевская психология, господствовавшая в течение всего Средневековья, сменилась новой психологией, основанной на постулате "причинность закономерно определяет душевную жизнь". Это механистическое толкование душевной жизни отстаивали также Т. Гоббс и Б. Спиноза. В английской ассоциативной психологии (Д. Гартли, Д. Юм в XVIII в., а позже Дж. Милль, Дж. Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер и др.) была реализована идея представить душевную жизнь в качестве естественного и равным образом "механического" результата побуждений к представлению, которое подчиняется ассоциативным законам[3]. И. Гербарт пытался создать психологию, которая была бы аналогом естественных наук, т.е., иначе говоря, придать ей математическую оформленность всюду, где это возможно.

Долгие столетия психология развивалась в лоне философии. Однако в конце XIX в. она стала самостоятельной дисциплиной. Этому способствовала программа в изучении психологии чувств (И. Мюллер, Е. Г. Вебер, Г. Л. Ф. Гельмгольц, а также обоснование психофизики в качестве точной теории об отношении души и тела (Г. Т. Фехнер). Значительную роль сыграли также достижения в области изучения анатомии мозга и развитие физиологии в целом, применение к психологии учения о развитии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер)[4]. На становление психологии как самостоятельной науки оказало воздействие ее объединение с социологией, обоснование научной зоопсихологии, детской психологии и психологии народов, создание экспериментальной психологии. В XIX в. психология стала самостоятельной и весьма респектабельной научной теорией.