Соотношение политики, психологии и морали в обществе

Политическая психология составляет единое исследовательское поле с такими основными научными областями, как общая, социальная, историческая, этническая, экономическая психология, с одной стороны, и политология, социология, политическая экономия, политическая социология – с другой. Чтобы выделить ее специфический предмет в континууме социальных реалий, необходимо разобраться с пониманием феноменов "политика", "политическая активность", "политические отношения", "мораль в обществе", "психология" и др. Особую актуальность приобретает уточнение психологических признаков самой политики.

Наши обыденные представления о политике чаще всего ограничиваются обозначением ее как сферы, достаточно далекой от повседневной жизни (что-то, чем занимаются там, "наверху"), и эпитетом "грязная", который чаще других соседствует со словом политика. Но если отойти от поверхностных стереотипов, то следует признать, что, хотя политика действительно включает в себя борьбу за власть, она не сводится только к грубому выяснению отношений между политиками, в котором любые средства хороши. Это все же некая цивилизованная форма отношений в области власти.

Политическая психология рассматривает политику как интегративный социально-психологический феномен, раскрывая закономерности, ОГЛАВЛЕНИЕ, механизмы и условия построения, развития и функционирования политической сферы и субъектной самореализации в ней человека и всех политических институтов общества. В данном многомерном континууме она выделяет систему, процесс, совокупность детерминант, моделируемых политических связей и отношений, систему ценностей, область субъектной политической самореализации индивидуальных и групповых участников политического процесса. Для анализа этих аспектов целесообразно воспользоваться достаточно конструктивными и актуальными результатами исследования данного круга вопросов, которые получены в научной школе Е. Б. Шестопат.

Политика как совокупность политико- государственных институтов

В политической науке при всем многообразии определений ее основного объекта исследования – политики – есть несколько важных аспектов, которые в этом объекте выделяются. Так, первое, что понимают под данным термином, – это политика как система государственных институтов. Действительно, говоря о политике, следует прежде всего иметь в виду государство как систему политических институтов, куда входят президент и парламент, армия и система безопасности, министерство внутренних и министерство иностранных дел, финансы и социальное обеспечение и др.

Политологи изучают, как устроено то или иное государство, как оно регулирует отношения граждан и власти, отношения властных структур между собой. Зрелая политическая система предполагает, что разные институты выполняют различные функции и между ними существует разделение труда: внешняя и внутренняя политика имеют свою специфику, а для обеспечения эффективного управления нужны профессионалы, знающие свое дело.

Многие проблемы в осуществлении власти возникают тогда, когда происходит смешение разных видов – или, как их принято называть, ветвей – власти. Принцип разделения властей предполагает, что независимо друг от друга и с равной степенью ответственности перед обществом действуют законодательная, исполнительная и судебная власти. В современном обществе к ним принято добавлять и четвертую власть – средства массовой информации, которые освещают жизнь общества и служат каналом обратной связи между гражданами и политиками.

Важной частью политической системы являются политические организации, партии, общественные объединения и движения. Граждане добровольно объединяются в них, чтобы защищать свои нрава, проводить свои интересы. Политические партии, число которых в нашей стране постоянно растет, с одной стороны, отражают разнообразие политических интересов, с другой – в силу своего различного социального статуса, состава, политического опыта оказывают различное влияние на ход политического процесса.

Так, накануне выборов перед избирателями стоит сверхсложная задача: выбрать наиболее привлекательный политический блок или партию. Устойчивый электорат есть лишь у нескольких наиболее заметных партий, прежде всего тех, которые представлены в федеральных органах представительной власти. Большинство же избирателей делают свой выбор практически вслепую. Если в предшествующие годы единственным ориентиром при выборах становились политические лидеры, лица которых люди запомнили и которые являются символами определенной политической группы (причем в отношении знакомых лидеров у наших граждан сформированы как позитивные, так и негативные установки, ассоциированные с властными структурами), то начиная с 2012 г., в котором снижен количественный порог для регистрации партии ее составом в 500 членов партии, в сознании обывателей появляется очень много безответных вопросов, которые формируют у них проблему, стоит ли вообще быть причастным к участию в такой политической жизни.