Соотношение источников права Европейского Союза по юридической силе

Как отмечалось выше, источники права ЕС образуют своеобразную иерархическую лестницу из двух ступеней, место на которой определяет их взаимное соотношение по юридической силе. Верхнюю ступень занимают источники первичного права, нижнююисточники права вторичного. Судебная практика (прецедентное право) Суда ЕС по своей силе приравнивается к тем источникам, в процессе толкования которых она выработана.

В то же время между документами, принадлежащими к одной и той же группе источников права ЕС, может производиться дополнительная градация по юридической силе, исходя из которой, например, один источник вторичного права будет иметь приоритет перед другим.

Применительно к источникам первичного права общим правилом является их равноправие. Эти источники, вместе взятые, в одинаковой степени имеют высшую юридическую силу в праве ЕС.

Прежде всего, это относится к учредительным документам ЕС. Хотя ДЕС и ДФЕС подписаны в разное время и имеют разное предназначение (ДЕС определяет базовые принципы, ДФЕС их детализирует), оба Договора имеют сегодня абсолютно равную юридическую силу.

То же самое относится к Хартии Европейского Союза об основных правах, которая приравнена к Договорам ст. 6 ДЕС, и к дополнительным источникам первичного права, вносящим изменения или дополнения в учредительные документы и, как правило, не имеющим самостоятельного значения (ревизионные договоры, договоры о присоединении).

К источникам первичного права ЕС по своей юридической силе приравнивается и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., который выступает основополагающим документом формально отдельной, но фактически неразрывно связанной с правом ЕС правовой системы – права Евратома.

В то же время в рамках своей сферы применения (интеграция государств-членов в сфере ядерной энергетики) Договор о Евратоме имеет преимущественную силу перед ДЕС и ДФЕС. Это вытекает из § 5 ст. 106 bis Договора о Евратоме, включенной в него Лиссабонским договором: "Положения Договора о Европейском Союзе и Договора о функционировании Европейского Союза не отступают от положений настоящего Договора".

Более сложным является вопрос соотношения по юридической силе источников вторичного права. Этот вопрос решается исходя из характера и объема полномочий, предоставленных по конкретным вопросам, институтам, органам, учреждениям ЕС.

Как правило, реализация нормотворческих полномочий согласно учредительным документам ЕС должна осуществляться путем принятия законодательных актов Союза в форме регламентов, директив и решений. Их издают только Европейский парламент и Совет ЕС как институты, осуществляющие законодательную функцию (первый представляет всех граждан ЕС, второй – интересы государств-членов).

К законодательным актам приравниваются делегированные акты, которые издает Европейская комиссия на основе полномочий, делегированных ей законодательными институтами ЕС и под контролем последних.

Напротив, законодательным актам не могут противоречить исполнительные акты, поскольку они издаются в развитие или во исполнение законодательных актов на основании предусмотренных в них полномочий. Такие полномочия, как правило, возлагаются на Европейскую комиссию, в порядке исключения – на Совет ЕС.

Делегированные и исполнительные акты также издаются в форме регламентов, директив и решений, но в их название обязательно включается указание на делегированный/исполнительный характер (например, "Делегированный регламент Комиссии...", "Исполнительное решение Совета...").

К законодательным актам приравниваются другие юридически обязательные акты Союза, которые издаются непосредственно на основании учредительных документов институтами ЕС. Это, например, незаконодательные регламенты или директивы Совета ЕС по вопросам охраны конкуренции на едином внутреннем рынке (ст. 103 ДФЕС), решения Европейского совета о стратегических интересах и целях ЕС на международной арене (ст. 22 ДЕС), регламенты, решения, ориентиры Европейского центрального банка по вопросам денежной политики (ст. 132 ДФЕС, Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка).

Таким образом, в рамках вторичного права наибольшей юридической силой обладают законодательные акты Европейского парламента и Совета ЕС, а также иные акты, принятые непосредственно на основе учредительных документов Союза.

В то же время согласно судебной практике Суда ЕС законодательные акты ЕС и любые другие источники вторичного права не могут противоречить международным соглашениям Союза с третьими странами и международными организациями. Подобные соглашения будут иметь приоритет перед законодательными актами ЕС, даже если последние приняты в более позднюю дату.

Контроль за соблюдением вышеуказанных правил осуществляет Суд КС. Суд ЕС вправе официально констатировать противоречие между различными источниками права ЕС и на этом основании аннулировать или признавать не подлежащими применению те из них, которые имеют меньшую юридическую силу.

В свою очередь, судебная практика Суда ЕС, хотя и сложилась в особую группу источников права ЕС, не занимает самостоятельного места в их иерархии. Принципы и нормы права, сформулированные Судом ЕС, имеют такую же юридическую силу, как и источники первичного или вторичного права, в процессе толкования которых они сформулированы.