Соотношение бюджетного законодательства с нормами международного права

Соотношение бюджетного законодательства и норм международного права закреплено ст. 4 БК, которая воспроизводит положение ч. 4 ст. 15 Конституции о приоритете норм международных договоров РФ над ее внутренним законодательством. Следует иметь в виду, что в отличие от Конституции БК более узко трактует нормы международного права. Конституция относит к международному праву общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры. Статья 4 БК регулирует соотношение бюджетного законодательства только с международными договорами. Прямое толкование этой статьи позволяет сделать вывод, что общепризнанные принципы и нормы международного права к бюджетным правоотношениям на территории РФ или с участием Российской Федерации напрямую (непосредственно) не применяются.

Согласно ст. 14-17 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в большинстве своем международные договоры РФ, заключаемые на межгосударственном или межправительственном уровне, подлежат ратификации Федеральным Собранием РФ и до ратификации (одобрения) применяться не могут.

В то же время большинство международных соглашений межведомственного характера не требуют ратификации. Условиями международного договора, подлежащего ратификации, может быть предусмотрено временное, до решения вопроса о ратификации, применение отдельных или даже всех норм такого договора (при условии, что такие условия не противоречат внутреннему законодательству РФ).

Правила, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет перед российским бюджетным законодательством. При противоречии между международным договором и российским бюджетным законодательством применяются положения международного договора.

Бюджетным кодексом установлены правила юридического действия международных договоров на территории РФ (п. 2 ст. 4). Если международным договором установлены нормы, не вступающие в противоречие с действующим бюджетным законодательством, то такие нормы не требуют принятия внутреннего законодательства и действуют на территории РФ непосредственно. Исключение составляют случаи, когда из международных договоров следует, что для их применения необходимо принятие внутреннего бюджетного законодательства.

Действие бюджетного законодательства во времени имеет определенные особенности. Пункт 1 ст. 5 БК устанавливает общие правила действия актов бюджетного законодательства во времени. На все иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения и перечисленные в ст. 3 БК, положения ст. 5 БК не распространяются.

В бюджетном праве проявляется действие общеправового принципа о применении бюджетного законодательства к отношениям, возникшим после введения этого законодательства в действие. Бюджетное законодательство обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения, возникающие в том случае, когда: в БК или федеральном законе указано, что его предписания могут распространяться на бюджетные отношения, возникшие до его принятия; нормативный акт смягчает или отменяет бюджетно-правовую ответственность. Исключение может составлять и пролонгирование действия "старого" бюджетного нормативного правового акта, т.е. тогда, когда утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта. Такие ситуации чаще всего имеют место при продлении действия отдельных норм федерального закона о федеральном бюджете на следующий финансовый год.