Лекция 11 С. М. СОЛОВЬЕВ. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ИСТОРИИ РОССИИ

Сергей Михайлович Соловьев (1820—1879) — крупнейший историк дореволюционной России, выдающийся вклад которого в развитие русской исторической мысли признавали ученые самых разных школ и направлений. Как афоризм звучит высказывание о Сергее Михайловиче его знаменитого ученика В. О. Ключевского: "В жизни ученого и писателя главные биографические факты — книги, важнейшие события — мысли. В истории нашей науки и литературы было немного жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь Соловьева".

Действительно, несмотря па сравнительно недолгую жизнь, Соловьев оставил огромное творческое наследие — опубликовано свыше 300 его произведений общим объемом более тысячи печатных листов. Особенно поражает новизной выдвинутых идей и богатством фактического материала "История России с древнейших времен"; ее 29 томов выходили в свет регулярно с 1851 по 1879 г. Равного этому событию не было в русской исторической науке ни до Соловьева, ни после его смерти.

С. М. Соловьев аккумулирован новейшие для того времени философские, социологические и исторические концепции. В частности, в молодости он с увлечением изучал Г. Гегеля, большое влияние па ученого оказали теоретические воззрения Л. Ранке, О. Тьерри, Ф. Гизо. Высоко ценил Соловьев философию истории Дж. Вико. Раскрывая внутренние процессы развития восточнославянского общества, он внимательно изучал исследования польского историка Р. Губе о древнем славянском праве, книгу П. Шафарика "Славянские древности", сочинение Ю. Всислина "Скандинавомания и ее поклонники". На формирование научной концепции историка оказали влияние сочинения Э. Гиббона, Ф. Савиньи, Ж. Сисмонди. В связи с этим отдельные авторы рассматривали Соловьева как эпигона философии истории Гегеля, подражателя западноевропейских историков. Подобные утверждения совершенно несостоятельны. С. М. Соловьев — не эклектик, а крупный ученый-мыслитель. Одна из его заслуг состоит в том, что он не только осознал необходимость разработки философии русской истории, введения ее в состав философии истории вообще (у Гегеля русский народ не был включен в число "всемирно-исторических" народов), но и внес неоценимый вклад в реализацию этой задачи. Уже в студенческие годы Соловьев подготовил работу "Феософический взгляд на историю России" (впервые опубликована лишь в 1996 г.), в которой были заложены методологические основы его исторической концепции, получившие дальнейшее развитие в более поздних трудах ученого.