Согласование условий проведения аудиторской проверки

Первые действенные шаги в проведении аудиторской проверки регулируются ФПСАД № 12 "Согласование условий проведения аудита". Данный стандарт регулирует способы взаимоотношений между аудиторской фирмой и руководством аудируемого лица в процессе заключения договора на выполнение аудиторской проверки. Договор, являясь двухсторонним документом, отражает обоюдное согласие сторон по всем пунктам проведения проверки.

Письмо- обязательство

Документом, констатирующим достижение договоренности, является письмо о проведении аудита, которое направляется аудитором в адрес руководства аудируемого лица и, в случае согласия, подписывается последним и возвращается аудитору. По сложившейся практике это письмо называют письмо-обязательство, хотя в действующих в настоящее время ФПСАД данное название не используется.

ОГЛАВЛЕНИЕ письма не имеет каких-либо ограничений, однако его функциональное назначение требует раскрытия вопросов, впоследствии нашедших отражение в договоре, и в основном должно быть направлено на избежание неправильного понимания исполнительным органом экономического субъекта условий предстоящего договора.

Наиболее важным моментом данного письма является напоминание администрации экономического субъекта, что она несет ответственность за достоверность и полноту представленной документации и отчетности.

Кроме того, следует акцентировать внимание аудируемого лица на осуществлении проверки на выборочной основе (а не сплошным методом), в связи с чем существует риск необнаружения некоторых искажении, возможно даже существенных.

В заключение письма можно отметить, что сведения, сообщаемые аудитором в письменной информации по проведенной проверке, включают только вопросы, которые привлекли внимание в процессе аудита, ведь действия аудитора вовсе не направлены на выявление всех вопросов, способных представлять интерес для органов управления аудируемого лица.

При проведении аудита в последующих отчетных периодах письмо составляется повторно, если его ОГЛАВЛЕНИЕ перестает удовлетворять хотя бы одну из сторон. Целесообразность составления нового письма при повторяющемся аудите возникает и в случае появления особых условий аудиторского задания, кадровых изменений в высшем руководстве, совете директоров или структуре аудируемого лица, изменений в структуре его собственности, значительных изменений характера или масштабов деятельности, изменений требования законодательства РФ.

Техническое задание

Аудиторские организации самостоятельно определяют методику аудиторских проверок, но собственник может установить дополнительные требования к объему обязательной аудиторской проверки и содержанию письменной информации по ее результатам. В этом случае целесообразно согласовать с заказчиком аудиторских услуг техническое задание.

Техническое задание включает следующие позиции:

• объем оказываемых услуг;

• сроки проведения аудиторской проверки;

• цели использования результатов;

• условия оказания аудиторских услуг: уровень существенности, объем трудозатрат;

• сопутствующие услуги;

• этапы проведения аудита;

• требования к составлению аудиторского отчета;

• гарантии качества услуг.

Подписание указанных документов свидетельствует, что сторонами достигнуто понимание и соглашение по регламенту проведения аудиторской проверки, поэтому они готовы заключить договор.

Подготовка договора на оказание аудиторских услуг

Особенное внимание аудитора требуется при подготовке договора на первичное оказание аудиторских услуг, так как в данном случае оценка рисков аудиторской проверки выполняется по отношению к новой, незнакомой организации. Значительную помощь на данном этапе могут оказать внешние источники информации: интернет, периодические издания, банки, партнеры аудируемой организации. Если организация и ранее пользовалась услугами аудиторской фирмы, необходимо выяснить причину смены аудиторов, ознакомиться с их заключением и информацией, представленной по результатам проверки руководству аудируемого лица и его собственникам.

Подготовка договора осуществляется на основании информации, полученной на первом этапе выполнения процедуры планирования, когда уже имеются данные о:

• структуре организации, наличии филиалов и обособленных подразделений;

• характере основной деятельности;

• сложности документооборота;

• системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Система бухгалтерского учета – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1 ст. 1 Закона № 129-ФЗ).

На основании положений ФПСАД № 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности" можно сделать вывод: система внутреннего контроля (СВК):

• действует в среде деятельности организации;

• направлена на оптимальное функционирование системы бухгалтерского учета;

• должна действовать непрерывно;

• проверяется посредством мониторинга средств контроля.

Эффективное функционирование СВК зависит от квалификации персонала организации, качества работы ревизионной комиссии и наличия в организации системы внутреннего аудита.

Когда у руководства аудируемого лица есть понимание трудоемкости и важности учетного процесса, необходимости четкого и правильного ведения бухгалтерского и налогового учета, оно готово идти на дополнительные затраты, связанные с обеспечением эффективности функционирования СВК. В этом случае разработаны и действуют все необходимые процедуры, реализующие систему внутреннего контроля: график движения документов, порядок их составления и визирования, распределение обязанностей и ответственности за получение и обработку информации и пр. Высокий уровень организации систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля снижает риск существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности, необнаружения учетной ошибки, что дает возможность уменьшить размер выборки для получения аудиторских доказательств.

Риск необнаружения ошибки бухгалтерского и налогового учета, трудоемкость выполнения аудита, стоимость аудиторской проверки – звенья одной цепи, которая должна быть понятна аудитору на момент подготовки договора. В связи с этим в процессе подготовки договора аудитор должен изучить все составляющие систем бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля:

• уровень квалификации специалистов экономических служб организации;

• наличие службы внутреннего аудита;

• наличие и организацию работы ревизионной комиссии;

• наличие графика движения документов;

• наличие порядка составления, визирования и подписи документов;

• порядок распределения обязанностей и ответственности за получение и обработку информации и пр.;

• характер и объем документооборота;

• сложность хозяйственных операций;

• использование средств автоматизации учета и пр.

Из всех составляющих систем бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля особого внимания заслуживает служба внутреннего аудита организации. В соответствии с ФПСАД № 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита", утвержденном постановлением Правительства РФ от 25.08.2006 № 523, внутренний аудит – это контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Как правило, к функциям этого подразделения относятся:

• определение уровня квалификации специалистов экономических служб организации;

• проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля и разработка рекомендаций по их улучшению;

• проверка соблюдения законов, положений, локальных нормативных актов;

• исследование финансовой и управленческой информации;

• проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности активов организации.

Внешний аудитор должен предварительно оценить, насколько рациональны эти функции, если собирается в дальнейшем полагаться на их эффективность. При достижении понимания и осуществлении оценки эффективности функций внутреннего аудита необходимо учитывать следующее: организационный статус службы внутреннего аудита, профессиональную компетентность, должную профессиональную добросовестность, а также характер и объем поручений, выполняемых службой внутреннего аудита (СВА). Внешний аудитор определяет, следует ли руководство аудируемого лица рекомендациям службы, и как это подтверждается.

СВА может играть первостепенную роль в проводимых внешними аудиторами проверках, снижать их стоимость. Порядок взаимодействия в этом вопросе определен ФПСАД № 29. В зависимости от имеющегося опыта взаимодействия оно может осуществляться на трех уровнях:

• выполнение работ под контролем внешних аудиторов;

• выполнение работ при руководстве внешних аудиторов;

• выполнение работ по программе внешнего аудита самостоятельно.

Рассмотрим сущность каждого из указанных уровней взаимодействия.