Согласование с природоохранными органами

Предоставление участка из земель, имеющих природоохранный или иной публичный характер, предполагает необходимость согласования с природоохранными, санитарными и иными уполномоченными на то законодательством органами.

Так, гр-не О., П., К. и др. предъявили иск администрации Мытищинского района и ООО "Киприан" о признании недействительными постановления главы администрации, которым в собственность ООО "Киприан" был выделен земельный участок возле дер. Пирогово для размещения яхт-клуба, а также договора купли-продажи указанного земельного участка, заключенного ответчиками.

При этом истцы указали на то, что продажа указанного участка, расположенного в прибрежной санитарной зоне Клязьминского водохранилища, противоречит ЛК и нарушает их права на благоприятную окружающую среду, отдых. Из материалов дела видно, что спорный земельный участок расположен в природоохранной зоне, и это подтверждается планом земельного участка, а также сведениями, представленными Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Мытищинскому району Московской области.

Как установил суд, вопрос о предоставлении земельного участка ООО "Киприан" в собственность был произведен главой администрации Мытищинского района без согласования с органами управления по использованию и охране водного фонда, органами в области охраны окружающей природной среды.

Решением суда заявленные требования удовлетворены, постановление главы администрации Мытищинского района, а также договор купли-продажи земельного участка, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельство о государственной регистрации права, выданное Московской областной регистрационной палатой, признаны недействительными.

Выбор участка

Порядок предоставления участка включает такую важнейшую стадию, как выбор участка. ООО "Партнер" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к администрации г. Чебоксары о признании незаконным распоряжения о резервировании за ООО "Улыбка" земельного участка под проектирование и строительство торгово-офисного здания в г. Чебоксары и обязании администрации выдать истцу решение о предоставлении спорного участка. Обжалуя в кассационном порядке вынесенные судебные акты, заявитель настаивает на их отмене как принятых с нарушением.

По мнению ООО "Партнер", суд неправильно применил ст. 70 ЗК, поскольку истец до положительного разрешения настоящего спора не может иметь документа о кадастровом учете закрепленного за ним земельного участка и нарушил ст. 36 ЗК, так как ООО "Улыбка" не имело права на спорный земельный участок. Кроме того, факт резервирования за заявителем земельного участка и изготовление им проектной документации, прошедшей все необходимые экспертизы, свидетельствует об окончании его формирования и об обязанности ответчика предоставить зарезервированный участок истцу.

Рассмотрев материалы кассационного производства и заслушав полномочных представителей сторон, суд третьей инстанции не нашел оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в силу следующего. Распоряжением администрации г. Чебоксары за ООО "Партнер" зарезервирован земельный участок сроком на три месяца. Названное распоряжение признано утратившим силу, а спорный земельный участок предоставлен ООО "Улыбка" для проектирования и строительства торгово-офисного здания.

ООО "Партнер", полагая, что изданием этого распоряжения нарушено его преимущественное право на получение спорного участка, обратилось с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд. Согласно п. 5 ст. 30

ЗК предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 ЗК, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

В соответствии со ст. 31 ЗК гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор участка на основе документов госудраственного кадастра недвижимости и документов землеустройства. В п. 5 и 6 ст. 31 ЗК установлено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка. Распоряжение администрации не является решением о предварительном согласовании места размещения объекта строительства, а поэтому не может порождать обязанности администрации предоставить его заявителю.

При указанных обстоятельствах вывод суда о том, что резервирование земельного участка за ООО "Партнер" не может служить основанием для принятия обязательного решения о его предоставлении для строительства, следует признать обоснованным, а довод заявителя в этой части – несостоятельным.

Отвод земельного участка с учетом общественного мнения

Информируемые органами местного самоуправления о предстоящем предоставлении участка граждане вправе высказать свое мнение о намечаемом решении.

Предприниматель С. обратился с заявлением на имя главы администрации Кораблинского района о выделении земельного участка под размещение автозаправочной станции.

Постановлением главы администрации Незнановского сельского округа Кораблинского района согласовано местоположение земельного участка предпринимателя С. сроком на один год для проведения проектно-изыскательских работ под строительство автозаправочного комплекса на земельном участке на землях Незнановского сельского округа и разрешено приступить к строительству после отвода земельного участка в установленном порядке.

Главой администрации Кораблинского района утвержден акт выбора земельного участка для проектирования и строительства объектов. После окончания проектно-изыскательских работ С. обратился к администрации Кораблинского района с заявлением об утверждении рабочего проекта и отводе земельного участка под строительство автозаправочного комплекса.

Учитывая решение схода жителей села Незнаново, глава администрации Незнановского сельского округа отказал предпринимателю С. в отводе земельного участка, поскольку спорный участок находился в ведении администрации Незнановского сельского округа, наделенной полномочиями по предоставлению в пользование земельных участков и призванной учитывать мнение населения.