Соглашение между Дунайскими пароходствами Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии об общих условиях перевозок грузов 1956 г.

В Соглашении основное внимание уделено организационным вопросам подготовки и осуществления перевозок грузов. Раздел I этого международного правового источника закрепил порядок подачи заявки на перевозку груза. Она подается в письменном виде и содержит данные о грузе, сроке подачи транспорта, пунктах погрузки и выгрузки, наименовании и адресе отправителя и получателя. Согласно Соглашению возможна подача устных заявок, однако в последующем они должны быть подтверждены письменно.

Решение по заявке перевозчик обязан принять в трехдневный срок. Отсутствие ответа на заявку означает ее отклонение. При удовлетворении заявки перевозчик вправе внести в нее те или иные изменения, которые должны быть согласованы с грузоотправителем.

В разделе "Перевозочные документы" определены виды документов, используемых для оформления перевозки груза: коносамент или накладная. Они составляются на основании данных погрузочного ордера, предъявляемого грузоотправителем перевозчику. Коносамент составляется не менее чем в двух экземплярах, один из которых следует с грузом. По желанию грузоотправителя ему может быть выдан коносамент в нескольких экземплярах, причем в каждом из них отмечается число составленных документов. Правовое значение коносамента и накладной заключается в том, что каждый из этих документов является подтверждением факта принятия перевозчиком к перевозке указанного в них груза.

И коносамент, и накладная составляются по единому образцу, именуемому программой, и включают условия перевозки, обязательные как для перевозчика, так и для грузоотправителя. Бланки коносаментов и накладных печатаются на языке страны перевозчика, а также на русском и французском языках.

В отдельном разделе регулируется порядок расчета за перевозку. Расчет осуществляется по соглашению сторон либо грузоотправителем при отправлении груза, либо грузополучателем при получении груза в соответствии с установленными тарифами. Оплата должна быть осуществлена не позднее 48 ч после получения счета. За каждый день просрочки грузоотправитель или грузополучатель обязаны уплатить перевозчику пеню в размере 0,05% стоимости перевозки.

Достаточно подробно в Соглашении рассматриваются вопросы погрузки и разгрузки, порядка приема и сдачи грузов.

По Соглашению погрузка принятых к перевозке грузов на судно и выгрузка их из судов производится силами и средствами перевозчика или его агента за счет грузоотправителя или грузополучателя либо силами, средствами и за счет грузоотправителя (грузополучателя). В последнем случае перевозчик обязан уточнить дату подачи судна под погрузку за двое суток до фактической его подачи. На грузоотправителя (грузополучателя) возлагается обязанность осуществлять погрузку (выгрузку) круглосуточно и ежедневно, включая праздничные дни.

Факт завершения погрузки (выгрузки) груза и время, фактически затраченное на выполнение соответствующей операции, фиксируются в акте погрузки (выгрузки), который подписывают капитан (шкипер) судна и грузоотправитель (грузополучатель). За задержку судна под погрузкой или разгрузкой сверх установленного времени предусмотрена штрафная санкция. Вместе с тем за досрочную погрузку или разгрузку судна перевозчик уплачивает грузоотправителю или грузополучателю премию.

Достаточно серьезные правовые последствия влечет за собой стоянка судна под погрузкой, более чем вдвое превышающей нормативное время при условии, что она длится не менее пяти суток. В этом случае, во-первых, перевозчик вправе отправить судно в рейс с недогрузом. Во-вторых, грузоотправитель обязан оплатить штраф за простой, если таковой имел место. В-третьих, он должен оплатить перевозчику 100% провозной платы, в том числе за недогруженную часть груза, от пункта отправления до пункта назначения.

Иной характер имеют правовые последствия, связанные с аналогичным неисполнением обязательств грузополучателем при стоянке судна под разгрузкой. Перевозчик вправе произвести выгрузку груза и сдать его на хранение. При этом все понесенные перевозчиком расходы по выгрузке и хранению груза оплачивает грузополучатель. Он же оплачивает штраф за простой судна.

Важно отметить, что за перевозчиком сохраняется залоговое право на груз.

Что касается регулирования порядка приема и сдачи груза, то это прежде всего вопросы определения количества принимаемых перевозчиком от грузоотправителя и сдаваемым перевозчиком грузополучателю грузов, а также моментов перехода грузов в ведение перевозчика и грузополучателя соответственно. По соглашению сторон количество принимаемых от грузоотправителя и сдаваемых грузополучателю грузов определяется:

– по массе, заявленной грузоотправителем в погрузочном ордере, с правом ее проверки перевозчиком;

– по грузовой шкале судна (осадке) до и после погрузки (выгрузки);

– по массе, определяемой на весах, принадлежащих перевозчику, грузоотправителю или грузополучателю;

– по количеству штук, отдельных грузовых мест и по массе, заявленной грузоотправителем или определенной любым иным способом.

Вопрос о моментах перехода грузов в ведение соответственно перевозчика и грузополучателя, а следовательно, и ответственности за грузы решается следующим образом. Ответственность перевозчика за принятый к перевозке груз начинается с момента выдачи расписки капитану (шкиперу) судна в приеме груза на погрузочном ордере и заканчивается моментом выдачи расписки грузополучателем на копии коносамента в получении груза.

По соглашению сторон допускается возможность осуществления перевозки груза в сопровождении проводника грузоотправителя.

Если погрузка производится силами и средствами грузоотправителя, грузовые помещения судна опломбировываются его пломбами, которые снимаются в пункте назначения с участием грузополучателя или агента грузоотправителя. Нарушение и снятие пломб оформляется актом.

На перевозчика возлагается обязанность по размещению груза в грузовых помещениях судна, обеспечивающих сохранность груза и правильную загрузку судна. В случаях когда погрузка производится грузоотправителем, он обязан выполнять все требования капитана (шкипера) судна, касающиеся погрузки и укладки грузов в грузовых помещениях и на палубе.

Вопросы ответственности перевозчика регулируются в специальных разделах Соглашения. Ответственность за просрочку доставки грузов устанавливается в виде штрафа за каждые сутки опоздания, но не более 25% суммы провозных платежей. Основаниями освобождения перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов являются:

– распоряжение правительств придунайских государств о временном перерыве движения судов на их участках Дуная;

– стихийные явления;

– спад воды и мелководье, препятствующие плаванию судов с осадкой 140 см и более;

– предъявление требования об уплате штрафа не позднее 30 дней со дня доставки груза в пункт назначения.

При утрате груза возмещению подлежит его действительная стоимость по государственным оптовым ценам места назначения, существующим на день выдачи груза.

Перевозчик освобождается от ответственности за утрату и повреждение груза, если будет доказано, что утрата, повреждение или утечка груза произошли вследствие обстоятельств, которые не могли быть им предотвращены. Кроме того, он не несет ответственности:

а) за повреждение или утрату груза, перевозимого с согласия отправителя на палубе или на беспалубном судне, если повреждения или утрата груза произошли от такого способа перевозки;

б) повреждение или утрату груза, если они произошли вследствие неисправности тары, которая не могла быть обнаружена при приеме груза к перевозке;

в) повреждение груза, погрузка и выгрузка которого производились грузоотправителем или грузополучателем, если причины ущерба вызваны погрузкой или выгрузкой;

г) ущерб, причиненный таким грузам, которые по своим свойствам подвержены полной или частичной утрате или повреждению, если ущерб произошел несмотря на соблюдение перевозчиком должной заботливости при перевозке грузов.

Если при приеме груза получатель не заявил перевозчику о частичной утрате или повреждении груза, то требования получателя к перевозчику о недостаче или повреждении груза считаются погашенными.

Соглашением установлен претензионный порядок разрешения споров в связи с перевозкой. Претензии предъявляются грузоотправителем или грузополучателем перевозчику в письменной форме. К претензии прилагается коносамент или накладная, а также соответствующие акты, свидетельствующие об утрате или повреждении груза по вине перевозчика. Претензия должна быть рассмотрена перевозчиком в течение трех месяцев со дня получения. Срок подачи претензии и иска об утрате и повреждении груза составляет один год.

Соглашение регулирует также такие специфические вопросы международной перевозки грузов речным транспортом, как вопросы общей аварии, задержки грузов в пути в зимних условиях, открытия и закрытия навигации.