Лекция 8. ОГЛАВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В Законе "Об образовании в РФ" (2012) в ст. 12 определено, что "ОГЛАВЛЕНИЕ образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, пародами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями".

Н. Г. Чернышевский в свое время писал, что образованным человеком можно назвать того, кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. Три качества обширные знания, привычка и умение критически мыслить, оценивать с нравственной точки зрения изучаемые факты и события и благородство чувств, необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. Другой выдающийся мыслитель и публицист, революционный демократ Д. И. Писарев, отвечая на вопросы о том, что такое общее образование, на что оно нужно, чем оно полезно, в чем должно состоять его влияние на жизнь и деятельность человека, писал: "Мне кажется, что общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством". Общее образование выводит человека из тесного круга непосредственных личных интересов, разъясняет отношения человека к природе, его место в ряду других органических существ, характеризует потребности и стремления того народа, среди которого человек родился, определяет значение и направление тех исторических сил, культурных элементов, которые накладывают свою печать на отдельную личность, ее жизнь и деятельность.

Факторы, влияющие на отбор содержания образования

ОГЛАВЛЕНИЕ образования зависит от ряда факторов и в первую очередь от целей.

Цель образования — это ответ на вопрос, для чего учить. Цель и ОГЛАВЛЕНИЕ взаимосвязаны. Так, цель — поддержание рабовладельческого строя в Спарте — приводит к тому, что ОГЛАВЛЕНИЕм образования становится физическое развитие, умение владеть оружием. Основа процветания Афин — торговля, поэтому в основе образования счет, письмо, риторика. Адекватность содержания целям обучения и воспитания приводит к наиболее эффективным результатам образования.

Существенным фактором, влияющим на отбор содержания образования, является уровень экономического и технического развития страны. В конце XX столетия в результате информационной революции, появления новых информационных и других технологий возникла необходимость введения в систему школьного образования информатики, компьютеризации образовательных учреждений всех уровней. Это потребовало изменение подходов в отборе материалов и в других учебных дисциплинах.

ОГЛАВЛЕНИЕ образования находится под большим влиянием уровня развития в данной культуре философии, искусства, науки, морали, права, политики, отношения к религии. Гуманизация и гуманитаризация образования, изучение курсов мировой художественной культуры и истории религий в школе, запрет на идеологизацию и политизацию образования привели к коренному изменению программ и учебников практически по всем учебным дисциплинам.

Существенно влияют на ОГЛАВЛЕНИЕ образования традиции государства в области стратегии образования. Обязательность то общего среднего образования, то основного общего (девятилетнего), то ориентация на единую трудовую политехническую школу, то на вариативную с ориентацией на мировые стандарты — все это коренным образом меняет ту совокупность знаний, умений, навыков, опыта деятельности и общения, которые становятся ОГЛАВЛЕНИЕм образования.

ОГЛАВЛЕНИЕ образования зависит от развития педагогики и образовательных учреждений соответствующего уровня. Гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, коррекционные школы и другие виды и тины школ отличаются друг от друга в первую очередь именно характером содержания образования в них.

По ступеням обучения на ОГЛАВЛЕНИЕ образования определяющее влияние оказывает уровень возможностей ученика, что и определяет своеобразие учебного материала в начальной, основной и полной средней школе, отбор содержания для гимназий, лицеев или вспомогательных школ или классов коррекции.

В целом ОГЛАВЛЕНИЕ образования должно отвечать следующим требованиям:

• соответствие содержания образования социальному заказу;

• соответствие задачам и возможностям развития личности;

• обеспечение высокой научной и практической значимости образования;

• соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе школы.