ОГЛАВЛЕНИЕ и специфика организации социологических исследований молодежи

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью получения достоверных данных об изучаемом явлении для их последующего использования в практике социального управления. Система исследования позволяет получить новые знания о молодежи как социальном объекте и о социальных проблемах современного молодого поколения для решения фундаментальных и прикладных задач.

Организация и проведение социологического исследования социальных проблем молодого поколения представляют собой систему последовательных процедур сбора, обработки и анализа информации с целью систематизации и представления в форме определенным образом организованной базы данных. Практическая направленность таких исследований определяется тем, что результаты, полученные после анализа первичных данных, составляют диагностическую основу принятия управленческих решений в области молодежной политики как на уровне отдельного вуза, так и на самом высоком уровне вплоть до формирования долгосрочных государственных стратегий и национальных проектов.

Социологическое исследование современных проблем молодежи имеет сложную структуру как в методическом, так и в организационном плане. Его разработка и проведение предполагают применение целого комплекса методов, которым соответствует комплекс различных техник, методик и процедур.

Следует отметить, что особенность исследования социальных проблем молодежи связана с невозможностью жесткой алгоритмизации процедуры сбора и анализа информации. Вступая в область изучения указанной проблематики, исследователь имеет дело с концептом, а не отдельным понятием, т.е. должен учитывать смысловое разнообразие содержания различных молодежных проблематик, зависящих от влияния как объективных, так и субъективных факторов. При этом воздействие макро- и микросреды на индивидуальные представления о содержании и структуре социальных проблем далеко не всегда можно зафиксировать на эмпирическом уровне.

Процесс социологического исследования состоит из комплекса взаимосвязанных частных процессов и процедур, выполняющихся в определенной последовательности. Качество результатов исследования во многом зависит от организации его проведения и правильности выполнения всех требований. В частности, подготовка и проведение социологического исследования предполагает разработку программы исследования.

Программа социологического исследования – инструмент изучения социальной действительности, позволяющий объединить методологические, методические и процедурные основы изучения социального явления или процесса. Программа является стратегическим документом научного исследования, основная цель которого – представить общую схему и план будущего мероприятия, а также изложить концепцию всего социологического исследования. ОГЛАВЛЕНИЕ и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследования.

При выделении проблемного поля в программе исследования следует учитывать, что социальная проблема может и не осознаваться как общественная потребность, так как условия и поведение людей не достигли того уровня, на котором она становится очевидной. После того как проблема осознается, она не обязательно становится предметом изучения и целенаправленных действий, поскольку для этого необходимы заинтересованность и готовность к преобразованиям социальной действительности.

Необходим глубокий не только количественный, но и качественный анализ социокультурных характеристик объекта исследования (в пашем случае – молодого поколения страны) и агентов влияния, что предполагает существенное расширение границ эмпирического исследования.

В планах молодежи на будущее присутствуют элементы виртуального представления о своих возможностях по решению определенных социальных проблем, с которыми ей придется столкнуться в процессе своей жизнедеятельности, а в выстраиваемых стратегиях могут преобладать различного рода прогнозы. Данные моменты следует особенно серьезно учитывать на этапах интерпретации и описания результатов исследования, чтобы избежать представлений об отсутствии или незначительности социальных проблем, которые впоследствии придется решать.

Молодежь в качестве объекта эмпирического социологического исследования должна рассматриваться как социальная общность, функционирующая по определенным законам и принципам, отражающим качественную специфику ее положения в социальностатусном пространстве общества. В то же время должно учитываться, что элементами объекта исследования выступают реальные люди с их целенаправленным поведением, системами ценностей, потребностями и интересами, которые формируются и реализуются в ситуации коллективного взаимодействия. Такое представление отходит от традиционного взгляда на объект исследования как совокупность респондентов, объединенных по формальным признакам, и позволяет провести более глубокий анализ изучаемых социальных проблем. При составлении программы исследования должны учитываться социально-демографические (в первую очередь – возрастные и гендерные) различия в структуре молодежной среды, выделенные в качестве особого предмета анализа.

Поскольку современная российская молодежь представляет собой весьма неоднородную группу, различающуюся как по демографическим, так и по социальным параметрам, до начала эмпирического исследования целесообразно провести системный анализ объекта исследования на базе имеющейся информации, а также общедоступных статистических данных, отражающих основные характеристики современного молодого поколения.

Помимо объекта исследования выделяется также и предмет изучения, т.е. те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Определение предмета зависит как от свойств объекта и характера поставленных проблем, так и от уровня научных знаний, исследовательских средств, которыми располагает исследователь.

Наиболее распространенным предметом исследования в изучении социальных проблем современного молодого поколения являются факторы, влияющие и формирующие изучаемый процесс или явление, а также и сам объект исследования.

Формулировка проблемы и как следствие выделение объекта и предмета исследования является первым шагом в разработке программы социологического исследования. Решение социальной или научной проблемы всегда направлено на достижение конкретных целей и решение конкретных задач.

Цель социологического исследования – общая его направленность, проект действий, определяющих достижение конечного результата – решение исследовательской проблемы, разрешение противоречия, содержащегося в проблеме, научными средствами и методами. Цель исследования направлена на получение необходимых знаний; разработку рекомендаций; получение информации о состоянии социального явления или процесса либо объекта. Следствием ее достижения является разработка способов или методов воздействия на явление или объект.

Постановка цели имеет прямую связь с описанием проблемной ситуации и конкретизацией ее в виде заявленной исследовательской проблемы. В формулировке цели закладывается преимущественная теоретическая или прикладная ориентация исследования. В соответствии с видом проводимого исследования его цели различаются по глубине проникновения в проблему исследования и объему информации.

Задачи исследования – совокупность конкретных требований к выполнению процедур анализа и решения исследовательской проблемы, сформулированных в виде целевых установок. По сути, задачи являются конкретизацией цели исследования. Задачи включают расшифровку методов, способов, получение необходимой информации, обработку ее и результатов предполагаемого исследования. Количество задач в исследовании, как правило, не лимитируется.

При постановке целей и задач исследований необходимо учитывать пространственно-временной интервал существования социальной проблемы. Взгляд на проблему и задачи ее решения зависит от внешних факторов, связанных с пространством и временем проведения исследования, а также от внутренних причин, отражающих интересы заказчика и самого исследователя.

Следующим этапом составления программы является выдвижение рабочих гипотез.

Гипотеза – научное предположение о возможном объяснении исследуемой проблемы. ОГЛАВЛЕНИЕ гипотезы – научное обоснование предположения о структуре социальных объектов, характере элементов и связей между ними, о механизме их формирования и функционирования. Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющийся его логике. Логическая конструкция гипотезы представляет собой условно-категорическое умозаключение. Гипотеза может подтвердиться в процессе исследования собранными социальными фактами, но может и не подтвердиться, что свидетельствует или о неопытности социолога, выдвинувшего в качестве предположения малозначимые факторы или причины, или о глубоких изменениях, произошедших в общественном сознании и оставшихся незамеченными учеными. Основное требование к формулировке гипотезы – она должна быть эмпирически проверяемой.

Ключевым понятиям программы социологического исследования подбирают частные определения, которые указывают на поступки людей, результаты их деятельности, мнения, знания, оценки, на конкретные события и предметы. Необходимость интерпретации возникает от того, что многие явления или тенденции недоступны непосредствен пому восприятию и они обнаруживаются косвенно.

Интерпретация понятий – расчленение предмета исследования на составные элементы. Это уточнение, объяснение, определение и перевод на научный язык. Основная главная задача процесса интерпретации – однозначность понимания.

Весь процесс логического анализа заключается в переводе абстракций высокого уровня через их структурное разложение на уровень обыденного понимания с однозначным истолкованием их составляющих.

Эмпирическая интерпретация – процесс выведения наблюдаемых признаков, раскрывающих ОГЛАВЛЕНИЕ ключевых понятий программы исследования. Основной целью эмпирической интерпретации понятия является нахождение показателей, отражающих существенную характеристику понятия, которую можно непосредственно измерять.

Эмпирическая интерпретация включает в себя операционализацию понятий. Операционализация – выявление совокупности операциональных понятий, на которые разбиваются ключевые понятия программы социологического исследования.

Переход от интерпретации к операционализации состоит из трех этапов (рис. 10.1):

1) определение области анализа проблемы, выраженной через центральное понятие (определяется область социологического замера);

2) выявление совокупности операциональных понятий, для которых с помощью конкретных методов социологического исследования следует собрать факты, характеризующие предмет исследования (определяются вопросы, которые надо задавать респонденту);

3) нахождение индикаторов для операциональных понятий.

Рис. 10.1. Интерпретация ключевых понятий программы социологического исследования

При проведении различного рода исследований в рамках изучения социальных проблем молодого поколения могут использоваться оригинальные или типовые методики, применяемые во многих исследованиях независимо от целей и задач. Для определенного типа исследований разрабатываются свои специальные методики.

Работа с таким объектом исследования, как молодежь, требует использования различных техник сбора и обработки данных. Следует отмстить, что при разработке инструмента исследования применяются специальные техники составления инструментария.

При проектировании методического обеспечения эмпирического исследования, как правило, учитываются сложность и неоднозначность социальных проблем молодого поколения. Наиболее распространенными методами сбора социологических данных в настоящее время являются методы опроса, основные из которых – анкетирование и интервью. Данные методы позволяют получать информацию непосредственно от респондента, устанавливая с ним наиболее полный или опосредованный контакт в зависимости от применяемого метода (анкетирования или интервью).

В опроснике должны найти отражение основные пласты возможных социальных проблем молодежи, что предполагает проведение достаточно глубокого анализа методологической базы эмпирических исследований, проведенных по аналогичным проблематикам. Перечень замеряемых признаков относительно изучаемой проблематики должен быть единым для всех участников опроса, а его ОГЛАВЛЕНИЕ должно адекватно и однозначно восприниматься всеми респондентами, т.е. молодыми людьми. Соблюдение последнего требования имеет важнейшее значение, поскольку только в этом случае возможно выделить и изучить влияние основных латентных факторов на формирование современных проблем молодого поколения. При проведении исследований подобного рода рекомендуется опираться на методические разработки, которые использовались при осуществлении аналогичных эмпирических социологических исследований.

Абстрагируясь в эмпирическом исследовании от качественной специфики той или иной социальной проблемы, анализ молодежных проблематик проводится на основе выделения основных сфер жизнедеятельности молодежи, но направлениям которых и возникают основные социальные проблемы.

Основными сферами, выделенными на предварительном этапе исследования, могут являться: профессиональная, политическая, семейно-бытовая, общественная и досуговая сферы деятельности. С учетом выделенных сфер жизнедеятельности объекта исследования формируются и соответствующие социальные проблемы молодежи, которые впоследствии могут подвергаться процедурам классификации и кластеризации.

Поскольку предполагается, что понятие "социальная проблема" может иметь различное смысловое ОГЛАВЛЕНИЕ в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов, в молодежных группах могут быть проведены дискуссии, направленные на выделение указанных различий. Дискуссии могут проводиться в два этапа. На первом этапе определяются смыслы исходных понятий, на втором – рассматриваются представления молодежи о содержании элементов, входящих в структуру рассматриваемых социальных проблем. Итогом проведения групповых дискуссий являются уточнение структуры смысложизненной сферы молодого поколения и определение в общих чертах иерархии ее основных компонентов. Впоследствии выделенные социальные проблемы можно подвергать обработке с помощью факторного анализа, в результате которого можно видеть, что они представлены в сознании молодого человека не простым иерархическим списком, а образуют структуру, основанную на их смысловой взаимосвязи.

На заключительном этапе проверки разработанного инструментария на соответствие цели и задачам социологического исследования проводится пилотажное исследование.

Пилотажное исследование представляет собой необходимый подготовительный этан перед проведением любого социологического исследования. При пробном исследовании социолог стремится определить, насколько корректно он сформулировал тему, выявил и обозначил проблему, которую пытается изучить, сформулировал цель исследования, его задачи, обосновал выдвинутые им гипотезы. Проверяется также правильность разработки инструментария. Предварительная проверка опросного инструментария помогает обнаружить проблемы, которые в полной мере могут проявиться только в полевых условиях.

Пилотажное исследование помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; уточнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расходы и сроки проведения главного исследования, решить вопросы подбора и инструктажа анкетеров, а также другие технические вопросы.

Объем выборки в пилотажном исследовании не имеет четкого методического обоснования. Обычно полагают достаточным опросить около 30 респондентов. Важно только, чтобы они представляли все существенные категории планируемого объекта исследования.

При всей ограниченности круга поставленных задач важность "пилотажки" переоценить трудно. Без проверки и корректировки инструментария сбора данных, без уточнения всех технических деталей результаты основного исследования могут оказаться недостоверными или неполными, а потраченные время и силы не оправдаются.

После проведения пилотажного исследования формулировка отдельных вопросов анкеты корректируется и проводится полноценное эмпирическое социологическое исследование. В зависимости от поставленных целей исследования выделяются различные виды социологического исследования.

Описательные исследования сложно организованы. Они имеют хорошо разработанную программу, методически апробированный (в рамках пилотажного исследования) инструментарий. Результаты данного вида исследований, представляющих собой научное описание объекта, служат основой для разработки государственной политики и принятия управленческих решений в разных сферах жизнедеятельности молодого поколения. Одним из важных предназначений описательных исследований является их роль в научно-исследовательской деятельности. С одной стороны, они являются продолжением разведывательных исследований, с другой – предпосылкой для проведения аналитических исследований, поскольку служат основой, информационной базой для выявления и раскрытия причинно-следственных связей социальных явлений.

Аналитическое исследование – наиболее сложный и глубокий вид социологического исследования. Основная цель его заключается не только в описании изучаемого социального явления, но и в выяснении причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные ему черты. Сложность социальных явлений и процессов не позволяет выделить единственный фактор, влияющий на состояние социальной реальности. В аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Такой тип исследования представляет наибольшую ценность, следовательно, подготовка аналитического исследования требует значительных средств, времени, тщательно разработанной программы и инструментария.

Кроме указанных типов социологических исследований при изучении социальных проблем современного молодого поколения следует рассматривать и другие, не менее важные, виды исследований, такие как монографическое, панельное, трендовые, когортные, территориальные, мониторинговые и лонгитюдные социологические исследования.

В результате сбора эмпирической информации данные обрабатываются с помощью специального пакета прикладных программ SPSS или других специализированных программ обработки данных.

Обработка информации может делиться на несколько уровней.

На первом этапе можно выявить систему социальных проблем молодежи, а также провести сравнительный анализ полученных результатов с итогами исследований по аналогичным проблематикам.

На втором этапе необходимо выполнить факторный анализ, позволяющий выделить ключевые латентные и явные факторы, влияющие на формирование определенных социальных проблем молодежи. Это позволяет значительно расширить теоретические представления о механизмах формирования современных проблем молодежи и уводит исследователя от одномерного представления хорошо различимых внешних поведенческих, вербальных, символических и иных комплексов, выделяемых в исследованиях по аналогичной проблематике.

Ограниченность аналитических процедур лишь описанием полученных распределений ответов респондентов и их представлением в линейной форме не только существенно сужает границы получаемого научного знания, но и приводит к неадекватной оценке данной информации. Лишь глубокий факторный анализ, дополненный методами многомерного шкалирования, позволяет выявить скрытые регуляторы социального явления или процесса.

На третьем этапе посредством применения методов многомерного шкалирования возможно конструирование определенного геометрического пространства. Результирующим этапом исследования может выступать построение определенных моделей возникновения и функционирования социальных проблем современного молодого поколения страны.

Стоит отметить, что сложность процедуры обработки первичных данных может компенсироваться большим объемом объективной информации, представляющей действительно научный интерес и имеющей статус новизны.

После завершения анализа данных результаты оформляются в итоговые документы исследования. Объем отчета в фундаментальном социологическом исследовании очень большой, а его структура повторяет в основных чертах программу исследования. Объем заключительного отчета в прикладном исследовании, в частности маркетинговом, обычно меньше, так как не включает теоретико-методологический раздел. Его структура также приближается к структуре программы прикладного исследования.

Анализ данных представляет собой своеобразную кульминацию проведения социологического исследования, является результатом исследования, ради которого все и осуществляется.

В практике социального управления предложенный алгоритм организации социологического исследования может успешно использоваться на этапе получения объективной информации о системе основных социальных проблем молодежи, что впоследствии может стать базой разработки актуальных государственных социальных программ, направленных на решение указанных проблем молодого поколения страны.