ОГЛАВЛЕНИЕ специально-кондиционных и сопряженных игр, применяемых в тренировке спортсменов

Специально-кондиционные игры позволяют развивать двигательные качества, являющиеся фундаментом технической подготовки. Сопряженные игры одновременно и развивают двигательные качества, и формируют основы единоборств. Этим обусловливаются рекомендации тренерам по их применению. Раскроем некоторые наиболее употребляемые игры (Я. К. Коблев, К. Д. Чермит, И. А. Письменский, E. С. Волков).

"Бой петухов".

Организация игры. Игра проводится либо на татами, либо на улице. На полу чертится круг диаметром 4 м. Играющие делятся на две команды с учетом веса соперника. В команде выбирается или назначается капитан.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Капитаны команд посылают в круг "петухов" по одному. И.п. для игры: руки за спиной, одна нога подгибается, т.е. стойка на одной ноге. По сигналу тренера "петухи" выталкивают друг друга из круга, либо пытаются заставить соперника встать на обе ноги, либо дотронуться до пола любой частью тела, за исключением подошвы стопы опорной ноги. По окончании схватки первой пары выходит другая пара, и так до тех пор, пока все не сыграют.

Правила игры: а) запрещается становиться на обе ноги, дотрагиваться до пола какой-либо частью тела, за исключением подошвы стопы опорной ноги, убирать руки из-за спины, выходить из круга; б) нарушение пункта "а" приводит к поражению; в) если нарушение произошло одновременно у обоих участников, им засчитывается поражение; г) выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед.

"Борьба в квадратах".

Организация игры. Игра проводится на татами или на улице. Чертится три квадрата друг в друге (рис. 9.1). В большой квадрат становятся 6 чел., приняв положение "петуха" (см. предыдущую игру).

Рис. 9.1. "Борьба в квадратах"

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. По сигналу тренера участники игры начинают выталкивать друг друга за пределы большого квадрата. Выигравший этот этап игры остается в большом квадрате, а остальные переходят в средний. Борьба продолжается в среднем квадрате, победитель этого тура остается в среднем квадрате, а остальные участники определяют победителя в малом квадрате. Игра проводится три раза. Победитель в большом круге получает 6 очков, в среднем круге – 4 очка, в малом – 1 очко.

Правила игры: а) запрещается становиться на обе ноги, дотрагиваться до пола любой частью тела, за исключением подошвы ног, убирать руки из-за спины; б) нарушение пункта "а" ведет к поражению; в) игра выигрывается игроком, набравшим большее количество очков.

"Борьба всадников".

Организация игры. Игра проводится на татами. Состав делится на две группы, включающие одинаковое количество игроков тяжелой, средней и легкой категории. Количество игроков должно быть четным. Команды находятся с разных сторон татами и самостоятельно располагаются на них так, чтобы более тяжелый был в паре с более легким партнером.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. По первой команде тренера более тяжелые партнеры сажают на плечи более легкого. "Всадник" (верхний) партнер удерживается наверху с помощью ног, пользуясь поддержкой "коня" (нижнего). По второй команде тренера "кони" противоположных команд сходятся, и "всадники" пытаются сбросить друг друга.

Правила игры: а) "кони" не имеют права применять руки, кроме как для поддержания "всадников"; б) "всадник" выбывает из игры при касании какой-либо точкой тела татами;

в) допускается нападение группы "всадников" на одного;

г) выигрывает команда "всадники" или "всадник", игрок которой остался в игре.

"Передай мяч".

Организация игры. Игра проводится на татами. Выбираются водящие в количестве 4 чел. Остальные игроки садятся в круг ногами в центр. Играющим дается в руки медбол (вес в зависимости от физической подготовленности от 500 г до 1,5 кг), интервал между играющими – вытянутые руки.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. По сигналу тренера водящие либо пытаются овладеть мячом, либо выбить его из рук играющих, чтобы затем передать в руки кому-либо из играющих. В этом случае потерявший мяч становится водящим. Он заменяет того водящего, который передал мяч в руки играющим. Чтобы выйти из круга, все водящие имеют право нападать на того водящего, который овладел мячом, вырывать у него мяч, блокировать его передвижения. Играющие должны противодействовать захвату мяча путем его передачи.

Правила игры: а) играющие в кругу должны сидеть только ногами вовнутрь, нарушивший данный пункт отстраняется от игры; б) если мяч вышел за пределы круга, игрок, неточно бросивший его, заменяет одного из водящих по решению тренера; в) запрещается применять приемы дзюдо (за исключением удержания).

"Борьба захватом за кисть".

Организация игры. Игра проводится на татами. Участники делятся на пары в соответствии с собственным весом. И.п. лежа на животе, головой друг к другу. Правой (левой) рукой захватить правую (левую) руку партнера так, чтобы большой палец обхватывал его большой палец, а четыре других пальца – тыльную сторону кисти. Локти правых (левых) рук поставить на татами, другой рукой опереться на него.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Пригнуть кисть противника влево (вправо) так, чтобы она коснулась татами. Соперник делает то же самое.

Правила игры: а) не разрешается отрывать локоть от татами. В случае нарушения данного пункта засчитывается поражение; б) выигрывает тот, кто первым заставит противника дотронуться тыльной стороной кисти до татами.

"Толчки ладонями в ладони".

Организация игры. Игра проводится на татами. Состав играющих делится на пары с учетом веса. Соперники становятся друг перед другом на расстоянии немногим больше вытянутой руки. И.н. – носки и пятки вместе, руки согнуты в локтях, ладонями вперед.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Необходимо толчком ладоней в ладони вывести противника из равновесия.

Правила игры: а) нельзя уклоняться от толчка, дотрагиваться до любой точки тела, кроме ладоней; б) выигрывает тот, кто заставит противника изменить положение ног.

"Равновесие на линии".

Организация игры. Игра проводится как элементарное единоборство на татами. Состав играющих делится на пары с учетом веса. Обозначить линию, на которой должны стать играющие друг против друга на расстоянии 1 м. И.п. – ступня правой ноги впереди, ступня левой ноги вплотную носком к правой пятке, все четыре ступни строго на обозначенной линии. Левая рука за спиной, правая полусогнута впереди.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Ударом правой руки по ладони либо ложными движениями заставить противника сместить с линии хотя бы одну ступню.

Правила игры: а) нельзя касаться какой-либо точки тела, кроме ладони правой руки; б) выигрывает тот, кто заставит противника изменить положение ног.

"Борьба ногами лежа".

Организация игры. Игра проводится на татами в виде элементарного единоборства. При определении пар играющих учитывается вес. И.п. лежа на спине правым (левым) боком к правому (левому) боку партнера, головами в разные стороны, взять друг друга под руки.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Зацепив своей голенью голень соперника, перевернуть через голову.

Правила игры: а) нельзя свободной рукой цепляться за татами; б) выигрывает тот, кто выполнит двигательную задачу.

"Отобрать палку".

Организация игры. Игра проводится на татами или на открытом воздухе, как элементарное единоборство. Состав играющих делится на пары в соответствии с весом. Каждой паре дается в руки палка длиной 700 мм и диаметром 50 мм.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Захватив правой (левой) рукой палку сверху, дать возможность партнеру осуществить захват. По сигналу тренера отобрать палку путем вырывания или выкручивания.

Правила игры: а) во время игры руки в локтях не сгибать и корпусом не накрывать палку; б) выигрывает тот, кто лучше выполнит двигательную задачу.

"Кто поднимет".

Организация игры. Игра проводится на татами в кимоно как элементарное единоборство. Состав играющих делится на пары в соответствии с весом и уровнем физической подготовленности. По сигналу тренера играющие подходят друг к другу и захватывают крест-накрест за пояс кимоно.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. По сигналу тренера любым способом необходимо оторвать противника от татами.

Правила игры: а) нельзя распускать первоначальный захват; б) падение партнера приносит победу лишь в случае, если за ним следует отрыв от татами; в) выигрывает тот, кто первым оторвет противника от татами.

"Выталкивание из круга".

Организация игры. Игра проводится либо на площадке, либо на татами. Состав играющих делится на две команды так, чтобы в каждой были и тяжеловесы, и средневесы, и борцы легкого веса. В команде выбирается капитан. Чертится два-три круга диаметром 3 м.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Капитаны по своему усмотрению посылают в каждый круг по одному игроку. Пары в кругу получают по одной гимнастической палке. Оба игрока держат ее, прижимая локтем конец к телу. По сигналу тренера игроки, оказывая давление на палку, пытаются вынудить соперника выйти из круга. Победитель приносит очко своей команде.

Правила игры: а) запрещается отрывать от палки локоть, наступать на линию круга или переступать через нее; б) при нарушении первого пункта нарушитель объявляется побежденным; в) в случае одновременного нарушения обоим засчитывается поражение; г) длительность схватки 1 мин; д) выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

"Лебедь, рак и щука".

Организация игры. Игра проводится на татами или на открытом воздухе. Альпинистский страховочный канат длиной 5 м связывают концами и кладут на середину площадки (рис. 9.2). Игроки распределяются на четверки в соответствии с весом, в 2,5 м за спиной играющих обозначаются точки касания.

Рис. 9.2. Расстановка при игре "Лебедь, рак и щука":

кружок – игрок; крестик – место касания

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. По сигналу тренера каждый играющий тянет канат к себе. Побеждает тот, кто первым прикоснется к точке касания.

Правила игры: а) нельзя двигаться с места до команды тренера. Нарушивший данный пункт выбывает из игры.

"Гладиаторы".

Организация игры. Игра проводится на татами. Состав играющих делится на две команды, которые выстраиваются на противоположных сторонах татами. Капитан команды определяет, кто участвует в очередной схватке. Один из играющих держит в руках пояс, сложенный вдвое, другой – без пояса. После первой схватки дзюдоист, державший пояс, передает его другому. Встреча состоит из двух схваток.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. По одному игроку выходят в центр и становятся друг против друга. Задача игрока, имеющего в руках пояс, – набросить петлю на какую-либо часть тела соперника и удержать в течение 3 с. Если в течение минуты это удалось, то он приносит очко своей команде. Боец, не имеющий в руках пояса, противодействует этому путем передвижений по ковру в борцовской стойке или бросками. За бросок соперника на спину он также получает очко. Команда-победительница определяется по сумме набранных очков.

Правила игры: а) игрок без петли не имеет права хватать пояс, а игрок с петлей не имеет права осуществлять захваты за тело или кимоно противника; б) борьба идет только в стойке. Ушедший в партер проигрывает.

"Бой быков".

Организация игры. Игра проводится на татами как элементарное единоборство на ограниченной площади (один-два мата). Состав играющих делится на пары, равные по весу и квалификации. При наличии возможности на каждую пару назначается судья.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Из и.п. стоя на четвереньках толчками плечом в плечо вытолкнуть соперника из обозначенной площади либо заставить его изменить исходное положение. Увеличить интенсивность игры можно путем уменьшения площади.

Правила игры: а) запрещается переносить за линию, ограничивающую площадь, какую-либо часть тела и вставать. При нарушении данного пункта засчитывается поражение.

"Опасный круг".

Организация игры. Игра проводится на улице либо в зале. Чертится большой круг диаметром 5–10 м (в зависимости от количества играющих). В середине большого круга чертится малый от 2 до 4 м (рис. 9.3), играющие выстраиваются за линией большого круга, взявшись за руки.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. По сигналу тренера играющие стараются втянуть стоящего рядом игрока в круг. Проигравшие образуют малый круг. Втянутый в малый круг выбывает из игры.

Правила игры: а) запрещается наступать на линию и переступать через нее; б) если захват за руки разорван, то оба распустивших считаются проигравшими.

Рис. 9.3. Игра "Опасный круг":

кружками обозначены игроки (заштрихованные – проигравшие в большом круге)

"Похищение чучела".

Организация игры. Игра проводится на татами. Играющие делятся на две равные по составу и физической подготовленности команды. Площадь татами делится на две равные части. По жребию определяются защитники и нападающие. На стороне защитников складываются в одном месте 3–4 борцовских чучела.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Длительность игры 3 мин. За это время нападающие должны пробраться к чучелам и перенести одно из них на свою сторону. Защитники имеют право противодействовать этому, применяя любые технические средства дзюдо, за исключением болевых и удушающих приемов. После истечения установленного срока, защитники и нападающие меняются функциями. Побеждает команда, завладевшая большим количеством чучел.

Правила игры: а) разрешается помощь товарищам по команде; б) запрещается проводить болевые и удушающие приемы; в) запрещается ложиться на чучело.

"Командное сваливание".

Организация игры. Игра проводится на татами. Дзюдоисты делятся на две равные группы, включающие представителей разных весовых категорий, и располагаются с разных сторон ковра.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Выходят два спортсмена самых легких весовых категорий, которые борются до первого падения. Победитель остается на ковре. Проигравшая команда выделяет второго борца на ковер, и схватка продолжается. Победитель участвует в борьбе до тех пор, пока не будет сбит на ковер. Его сменяет новый представитель команды. Проигрывает команда, у которой не хватит борцов для продолжения поединка. Схватки судит арбитр, который следит за правильностью выполнения приемов.

Правила игры: а) дзюдоисты вступают в единоборство в порядке весовых категорий; б) нельзя высылать на ковер вначале борца тяжелого веса.

"Регби на коленях".

Организация игры. Игра проводится на татами. Состав делится на две относительно равные по возможностям команды. На татами определяются два мата с противоположных сторон – точки касания мячом. Команды выстраиваются с противоположных сторон на коленях так, чтобы точка касания была за спиной (рис. 9.4). На середине кладется набивной мяч весом 1 кг.

Рис. 9.4. Игра "Регби на коленях":

кружочки – игроки команд, квадраты – место касания, большой круг – мяч

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. По команде тренера дзюдоисты стремятся завладеть мячом и коснуться им точки касания противника.

Правила игры: а) передвигаться разрешается только на коленях или кувырками; б) разрешается нападать только на игрока, владеющего мячом. Запрещается выполнять болевые и удушающие приемы; в) при нарушении правил мяч передается команде противника, которая вводит его путем вбрасывания. Вбрасывание назначается и при выходе мяча за пределы татами; г) нельзя мешать вбрасыванию.

"Ванька-встанька".

Организация игры. Игра проводится на татами. Состав играющих распределяется по ковру так, чтобы на каждого приходилось не менее 1 кв. м.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Играющие в полуприсяде выполняют прыжки вперед-назад, вправо-влево, оставаясь при этом на отведенной площади. По команде тренера выполняются падения вперед, назад, влево, вправо. Команды подаются внезапно.

Правила игры: а) выполнивший неправильно команду выбывает из игры; б) длительность игры от 1 до 8 мин в зависимости от уровня физической подготовленности.

"Борцовская эстафета в колонну".

Организация игры. Игра проводится на татами. Состав играющих делится на две равные по физическим возможностям и весу группы. Команды выстраиваются в колонну по одному, первые номера стоят лицом к своей колонне на расстоянии 1,5 м.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Тренер определяет один прием в стойке. По сигналу тренера первые номера выполняют этот прием на каждом подходящем к нему участнике, затем на его место становится второй номер, и так повторяется, пока все участники не выполнят задание.

Правила игры: а) запрещается напрыгивать на бросающего; б) при неправильном выполнении броска тренер может потребовать его повторного выполнения.

"Борцовская эстафета в круг".

Организация игры. Игра проводится на татами. Состав играющих делят на две равные по физической подготовленности и весу партнеров команды. На противоположных сторонах татами чертится два круга диаметром по 3 м. Лицом к середине круга выстраиваются обе команды. Первый номер каждой команды заходит в круг.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Тренер называет прием и по команде стоящие начинают подходить к каждому по часовой стрелке и выполнять его. После того как они доходят до своего места, они становятся за круг, а в круг выходит второй номер. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.

Правила игры: а) стоящим за кругом запрещается напрыгивать на бросок, переступать через линию круга; б) прием должен выполняться правильно и быстро. При неправильном выполнении тренер требует повторного броска.

"Салки с домиками".

Организация игры. Игра проводится в зале или на открытом воздухе. Отмечаются кругами диаметром 1 м десять домов, разбросанных по всей площадке. Из числа играющих назначается водящий.

ОГЛАВЛЕНИЕ игры. Водящий должен осалить кого-нибудь из числа играющих, не находящихся в домике. Водящий для этого может выталкивать из круга. Вытолкнутый из домика или осаленный становится водящим.

Правила игры: а) играющие в домике должны находиться не более 10 с, если на них не нападает водящий; б) вытолкнутым считается игрок, полностью одной ногой переступивший через линию дома; в) нельзя применять приемы борьбы для выталкивания из круга; г) игрок, дотронувшийся в домике до пола какой-либо частью тела, кроме подошвы стоп, считается осаленным.

Для проведения учебных и тренировочных занятий необходимо подбирать упражнения в соответствии с физической и функциональной подготовкой занимающихся и видом спорта.