ОГЛАВЛЕНИЕ работы над предложением

В первом классе представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль, формируется у обучающихся в процессе создания их собственных высказываний. Младшие школьники учатся выделять предложение из речи, устанавливать связь слов в предложении. Проводится наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без введения терминов). Во втором классе учащиеся знакомятся с классификацией предложений по цели высказывания и интонации. Происходит практическое ознакомление с понятием "главные члены предложения" (без деления на виды). Младшие школьники учатся анализировать предложения и устанавливать, о ком (о чем) говорится в предложении. В третьем классе расширяются знания о главных членах предложения, связи слов в предложении. Вводятся термины, обозначающие главные члены предложения, -"подлежащее" и "сказуемое". Осуществляется знакомство со способами выражения подлежащего и сказуемого. На данном этапе школьники практически знакомятся с понятием "второстепенные члены предложения" (без деления на виды), учатся различать распространенные и нераспространенные предложения. В четвертом классе происходит дальнейшее расширение знаний учащихся о главных и второстепенных членах предложения. Определяется понятие "грамматическая основа предложения". Вводятся термины второстепенных членов предложения — "дополнение", "определение", "обстоятельство". Формируется умение распознавать второстепенные члены предложения по вопросам и значению. Происходит дальнейшее развитие умения разбирать предложения по членам (выделять главные и второстепенные члены предложения и объяснять способы их нахождения). Формируется представление о предложениях с однородными членами. Младшие школьники знакомятся со средствами связи однородных членов в предложении (при помощи интонации перечисления, союзов и, а, но), учатся распознавать предложения с однородными членами, определять, каким членом предложения являются однородные члены, соблюдать интонацию перечисления в данных синтаксических конструкциях. Па данном этапе происходит ознакомление учащихся со сложным предложением, формирование умения различать простые и сложные предложения, распознавать сложные предложения среди других синтаксических конструкций, составлять сложное предложение из двух простых предложений. У школьников формируется общее представление об обращении.

Такой подход к определению содержания работы над предложением реализован в программе по русскому языку УМС "Школа России"[1].

Т. Г. Рамзаевой определены направления работы над предложением:

1) формирование грамматического понятия "предложение";

2) овладение структурой предложения (понимание сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматической основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, предложений распространенных и нераспространенных);

3) формирование умения пользоваться в речи предложениями, разными по цели высказывания и интонации;

4) развитие умения точно употреблять слова в предложении;

5) формирование умения оформлять предложения в письменной речи.

Типичные ошибки школьников в построении предложений:

1) нарушение границ предложения;

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;

3) неправильное использование конструкций с причастным и деепричастным оборотами;

4) усложнение подлежащего местоимением;

5) объединение в ряды однородных членов родовых и видовых понятий;

6) нарушение грамматической связи однородных членов (объединение в однородном ряду имени существительного и глагола в форме инфинитива, полного прилагательного и краткого причастия с зависимым словом, полных и кратких прилагательных, деепричастного оборота и придаточного предложения);

7) нарушения в употреблении средств связи между однородными членами предложения (искажение формы двойных союзов: не только..., а и);

8) непонимание значения соединительных и противительных союзов между частями сложного предложения[2].

Формированию синтаксических умений учащихся способствует использование следующих видов упражнений над предложением:

а) упражнения на распознавание данного синтаксического понятия среди других;

б) упражнения, активизирующие умение анализировать синтаксические особенности данных конструкций или их составных частей;

в) упражнения, связанные с решением задач развития речи учащихся. С упражнениями соотносятся эффективные приемы работы над предложением. Таковыми являются:

1) вычленение предложения из потока речи;

2) восстановление границ предложения;

3) синтаксический разбор предложения;

4) конструирование предложений из отдельных слов;

5) распространение предложений по вопросам;

6) подбор пропущенного в предложении слова;

7) составление схемы предложения;

8) составление предложения по данной схеме;

9) составление предложений из данных слов, словосочетаний;

10) составление предложений на определенную тему, по картинкам, наблюдениям.

Изучение элементов синтаксиса в условиях поликультурной среды весьма значимо, так как синтаксические единицы являются носителями национально-культурной информации. Каждый язык имеет свои синтаксические особенности, которые находят отражение в закономерностях выражения субъектно-предикативных отношений. Основная сложность в усвоении учащимися-инофонами синтаксических единиц русского языка состоит в отсутствии умения свободно пользоваться ими для выражения своего коммуникативного намерения. Поэтому необходимо помочь детям, плохо владеющим русским языком, усвоить основные семантические характеристики синтаксических единиц, их целевое назначение, закономерности функционирования в речевом процессе. А это возможно лишь при условии реализации в образовательном процессе функционального подхода. Поскольку функциональность синтаксических единиц в основном проявляется в усвоения их семантики, такой подход определяется учеными как функционально-семантический. Этот подход предполагает:

а) усиление внимания к смысловым и функциональным аспектам языковых единиц;

б) последовательный анализ синтаксических единиц по трем критериям: значение — форма — функция;

в) широкое использование в учебном процессе речевых ситуаций, в которых изучаемые синтаксические единицы реализуют свои функциональные и семантические возможности;

г) усвоение стилистических особенностей единиц языка;

д) рассмотрение синтаксических единиц в текстах.

Для усвоения учащимися-инофонами синтаксиса русского языка целесообразно использовать как упражнения, направленные на формирование синтаксических знаний учебно-опознавательного типа (распознавание синтаксических конструкций, их классификация по тем или иным признакам, анализ синтаксических единиц), так и упражнения, предполагающие формирование умений коммуникативного типа (трансформация одних структур в другие, конструирование по данным моделям, самостоятельное использование синтаксических конструкций в речи).

Обучение детей построению различных типов синтаксических конструкций целесообразно осуществлять в процессе коммуникации, в разных формах учебного сотрудничества. Презентация русского предложения осуществляется с учетом структурных, семантических и речевых моделей. Каждая моден, отрабатывается поэтапно с учетом степени сформированности грамматического строя речи в родном языке (для осуществления межъязыкового переноса навыка). Особое внимание обращается на те случаи, когда отрабатываемая конструкция отсутствует в родном языке ребенка. Следует отметить важность работы, направленной на формирование интонационных умений учащихся.

Усвоение используемых в русском языке синтаксических конструкций происходит на основе образцовых текстов, подбор которых осуществляется с учетом ценностно ориентированного подхода к обучению русскому языку. Для развития познавательного интереса к изучению русского языка как неродного и создания мотивации в овладении разнообразными синтаксическими конструкциями целесообразно использовать дидактические игры, задания занимательного характера.