ОГЛАВЛЕНИЕ и основные этапы развития русской философии

Философская мысль в России формировалась на основе происходивших на Руси социокультурных, в том числе и религиозных, процессов, а также под воздействием достижений мировой философии. Следует отметить и такой фактор становления и развития философских воззрений в нашей стране, как палитра событий, связанных со становлением государственности в нашем обществе. Процессы политического единения Руси, усложнение структуры социума, его внутренних и внешних связей, рост самосознания обусловливали ОГЛАВЛЕНИЕ мировоззренческих взглядов русских мыслителей, а также возникновение и развитие философских обобщений.

Однако совокупность обоснованных философских воззрений, русская философия, оформилась сравнительно недавно. Многие исследователи полагают, что это произошло в XIX в. В то же время и в более ранние периоды развития российского общества духовно-нравственная деятельность, религиозная и художественная практика многих представителей русской мысли были пронизаны философским ОГЛАВЛЕНИЕм (рис. 2.10).

Как отмечает известный исследователь Андрей Дмитриевич Сухов, русская философия многопланова. В процессе своего становления и развития в ней сформировались следующие направления: антропоцентризм, интуитивизм, космизм, метафизичность, материализм, онтологизм, позитивизм, рационализм, религиозность, соборность, софиология [1].

Начальным периодом, первым этапом формирования русской философии принято считать утверждение на Руси христианства, т.е. после 988 г. В это время начала формироваться совокупность "предфилософских" взглядов. Действительно, собственно самостоятельных философских воззрений на Руси до XVIII в. практически не было, хотя существовали обобщения, которые можно отнести к философским условно, ибо они включались в религиозные, социальные, политические и этические учения и концепции.

Только после XVIII в., когда начала приобретать черты самостоятельного социального института отечественная наука, стали возникать и утверждаться собственно философские воззрения. Это второй этап формирования и становления русской философской мысли, охватывающий время с XVIII по XIX в.

Третий этап — это время развития современной отечественной философии. Начался он со второй половины XIX в.

Рис. 2.10. Русская философия

В любом случае всякая классификация развития русской философии на самостоятельные периоды довольно условна, хотя каждый подход позволяет выделить те или иные ее черты и свойства.

Первым произведением, содержащим философские идеи, дошедшие до наших дней, было созданное в XI в. митрополитом Иларионом "Слово о законе и благодати", в котором автор уделил внимание социально-философским, нравственно-правовым, а также этическим и некоторым другим вопросам.

В период Средневековья философское воззрение в нашей стране приобрело форму рассмотренного выше исихазма, этико-аскетического учения о пути человека к единению с Богом через "очищение сердца" слезами, сосредоточение сознания в себе самом. Его утверждали и отстаивали Сергий Радонежский (1314—1392), Нил Сорский (1433—1508). Принципы исихазма легли в основу позиции нестяжателей. Это не просто моральная заповедь, а условие совершенства, предполагающее процесс отчуждения сердца от всего земного.

Идейно-политическими противниками нестяжателей были иосифляне, представители течения, опиравшегося на воззрение, отстаивающее крайне консервативную позицию но отношению к тем, кто требовал реформирования церкви, а также проведения широкой просветительской и благотворительной деятельности.

Первым русским мыслителем, во взглядах которого реально просматривалась философская позиция, был Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765). Он придерживался деистических взглядов. Созданная Богом природа, в его понимании, развивается по материалистическим законам. М. В. Ломоносов отстаивал подкрепленное его собственной экспериментальной научной деятельностью представление о корпускулярном (молекулярном) строении материи. При этом молекулы, корпускулы-атомы, пребывают в постоянном движении — вращательном, колебательном и поступательном. С идеей материального единства мира тесно связана идея ученого о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетельствует о наличии в его взглядах элементов диалектики.

Вместе с тем М. В. Ломоносов не отрицал мысли, что Бог — главный "архитектор" мира, не вмешивающийся в дальнейший ход мировых событий. В связи с этим ученый считал, что наука должна быть отделена от религии.

Другой русский мыслитель, Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802), как и М. В. Ломоносов, придерживался преимущественно деистических взглядов, но в философской проблематике разработал проблему человека. Развивающуюся природу он представлял в виде лестницы, на вершине которой стоит человек, и в нем соединяется и материальное (его организм), и идеальное (сознание). Человек в процессе взаимодействия с природой познает ее. В социально-философских взглядах А. Н. Радищев проходит путь от неприятия самодержавия, идеи революционного просветительства до мысли о круговороте вольности и рабства, к которому, как он считает, нередко приводит именно борьба за свободу.

В воззрениях украинского и русского мыслителя Григория Саввича Сковороды (1722 — 1794) бытие представляет собой три мира: 1) вселенную

макрокосм; 2) человека микрокосм; в) мир "символической реальности", объединяющий все воедино. Каждый из миров состоит из невидимой (Бог) и созданной Богом видимой ("тварной") натуры. Смысл и проблема человека как раз и состоит в обнаружении невидимой натуры Бога. Духовное совершенствование каждого отдельного человека — необходимое условие и единственная возможность движения общества к совершенству.

Выдающимся русским мыслителем-философом был Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856). Его общефилософскую концепцию можно охарактеризовать как дуалистическую. Согласно этой концепции физический мир построен из атомов и молекул как материальных элементов. Из них образуются все тела, существующие в пространстве и времени. Пространство — это объективная форма внешнего мира. Время — это субъективный феномен. Сознание человека не подчиняется механическим закономерностям природы, а является результатом Божественного творения. Следовательно, познание также дуалистично. В области естествознания, где человек имеет дело с природой, действуют эмпирические и рационалистические методы. Логика рассуждения исследователя соответствует логике природы. В духовном мире использовать эмпирические и рационалистические методы невозможно. Для познания его феноменов следует надеяться только на Откровение.

Человека П. Я. Чаадаев рассматривал как объективное единство двух миров: физического и духовного. Человек — это существо свободное. В своем историческом бытии оно подчинено диалектике необходимости и свободы. Применительно к социально-философским аспектам выявления русского исторического пути П. Я. Чаадаев трактовал свою диалектику необходимости и свободы изменчиво. Сначала он выступай за единение России с другими народами. Затем — за относительно самостоятельное бытие России, которое позволит ей быстро овладеть достижениями западноевропейской культуры.

Социально-философские воззрения II. Я. Чаадаева по-разному оценивали в стране: те, кто разделял его позицию, получили название западников, тех, кто выступал против прозападных настроений, стали именовать славянофилами.

Славянофилы, к которым относят Алексея Степановича Хомякова (1804—1860), Константина Сергеевича Аксакова (1817 — 1860), Юрия Федоровича Самарина (1819—1876), Ивана Васильевича Киреевского (1806 1856), оказали значительное воздействие на развитие идеалистических течений русской философской мысли. В центре их внимания была судьба и роль России в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого они видели залог ее всечеловеческого признания. Славянофилы были противниками индивидуализма, рационализма, духовной противоречивости, которые приписывали Западу, и поставили ряд философских проблем, связанных с крестьянской общиной, ее прошлым и будущим. Ими были выделены те негативные качества буржуазной цивилизации, которые разрушают внутренний душевный лад.

Историческое значение славянофильства состоит в том, что оно явилось выражением идеологии русского буржуазного либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г.

Западники считали необходимым усвоение российским обществом западных ценностей. Они не видели возможности развития России вне Европы, вне опыта западных стран. Западники считали, что католицизм больше, чем православие, подходит для реализации прогрессивного развития страны. Представителями западнической теории принято считать Тимофея Николаевича Грановского (1813—185*5), Николая Владимировича Станкевича (1813 1840), Константина Дмитриевича Кавелина (1818 1885).

Выдающиеся русские материалисты Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848), Александр Иванович Герцен (1812—1870), Николай Гаврилович Чернышевский (1828 1889), Николай Александрович Добролюбов (1836—1861), Дмитрий Иванович Писарев (1840—1868) были не только мыслителями-философами, но и идеологами русской революционной демократии. Они прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения, потом, повернув в сторону материализма, стремились сохранить диалектический метод. Подвергая критике идеализм, русские сторонники материализма обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, а также пришли к выводу, что сознание есть свойство только высокоорганизованной материи — мозга. В области гносеологии они стояли на материалистических позициях, провозглашали идеалом не какой-либо абстрактно-логический момент, а справедливо устроенную земную жизнь. Русские материалисты обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории и правомерности классовой борьбы в истории общества.

Философия революционных демократов явилась шагом вперед в развитии материализма и диалектики, однако они не дали последовательно научного и систематически обоснованного ответа на вопросы, которые ставила реальная жизнь в стране.

В это же время, наряду с материализмом, в философских воззрениях мыслителей России появились и другие направления. Так, Петр Лаврович Лавров (1823 1900), стремясь "подняться" выше материализма и идеализма, уйти от решения основного вопроса философии, на деле защищал субъективный идеализм. Он считал, что предметом философии является человек как единое и нераздельное целое. Объективный мир, несомненно, существует, но в наших суждениях о нем мы не можем выходить за пределы мира явлений, нашего опыта. Философ также утверждал, что исторические события неповторимо индивидуальны и не допускают обобщения, не могут быть подведены под общие объективные законы.

У сторонников анархизма философские воззрения представляли собой некую эклектику: смесь материализма с идеализмом. Например, Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) в понимании природы являл собой материалиста. В осмыслении общества он стоял на позициях идеализма и метафизики. Считая, что государство является средством эксплуатации человека человеком, он выступал за немедленное его уничтожение. Общество, по мнению М. А. Бакунина, должно регулировать свои внутренние отношения методом самоуправления, основываясь на принципах свободы, равенства, справедливости, братства. Следовательно, необходимо создавать новое общество без государства.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921), который после смерти М. А. Бакунина считался главным теоретиком анархизма, отверг диалектику, перенес из биологии на общество сформулированный им "биосоциологический закон взаимной помощи", объединяющий людей в общежитие, а формы его проявления положил в основу периодизации истории. Право и правосудие он оценивал как "узаконенную месть", направленную на обеспечение эксплуатации меньшинством большинства.

Самобытными русскими мыслителями и в определенной степени философами были наши выдающиеся литераторы. Среди них важное место занимает русский писатель, мыслитель-гуманист Федор Михайлович Достоевский (1821 — 1881), переживший в своих социально-философских исканиях несколько периодов. После увлечения идеями утопического социализма в сознании великого романиста произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-нравственных идей. Затем он исповедовал идеи почвенничества, где определяющей была религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории.

Одновременно философские воззрения Ф. М. Достоевского приобрели небывалую нравственно-эстетическую глубину, включающую религиозные идеи. Этим обусловливается его утверждение о том, что "красота спасет мир". В то же время Ф. М. Достоевский развивал специфическую диалектику "идеи" и "живой силы", где идея обладает бытийно-энергийной силой. По мнению писателя, свобода выбора для человека обусловлена его личной ответственностью за свои помыслы, устремления, поступки. Смысл этой свободы — всецело отдавать себя людям. Идеалом, к которому стремится человек, является Христос.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828—1910), подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни. Ответ на этот вопрос, по его мнению, дает только созданная самим человеком "истинная религия".

Этика религиозного самосовершенствования человека связывалась Л. Н. Толстым с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. Согласно мнению писателя "Царство Божие внутри нас". Следовательно, для человека неприемлемо метафизико-богословское понимание Бога. Считая всякую власть злом, Л. II. Толстой пришел к идее отрицания государства, упразднение которого должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей.

Мысли и идеи выдающихся русских писателей-мыслителей в конечном итоге воплотились в относительно самостоятельное направление — религиозную философию России, отличающуюся самобытностью, оригинальностью философских построений, которая основана на использовании новых понятий и категорий.

ОГЛАВЛЕНИЕ позиций русских религиозных философов второй половины XIX — начала XX в. составляло не только религиозное мировоззрение, они имели самое непосредственное отношение к Русской православной церкви. Некоторые из мыслителей были священниками, богословами. Однако в своем творчестве они могли отходить от некоторых теологических догм, вводили новые понятия, вносили свои элементы в привычную для религиозного мировоззрения систему мира.

В целом русскую религиозную философию отличали идеи соборности, всеединства, космизма, связанные между собой.

Соборность была в центре воззрений Алексея Степановича Хомякова (1804 — 1860), который трактовал ее как общий метафизический принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство". Соборность — это единство людей, в основе которого — любовь к Богу. Люди объединены Церковью — телом Христовым, а значит, и любовью друг к другу. Это прежде всего духовное единство, позволяющее объединить духовные силы людей.

В дальнейшем это учение А. С. Хомякова стало одной из основ концепции всеединства в религиозной философии Вл. Соловьева, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского, Л. Н. Карсавина, С. Л. Франка.

Всеединство — это внутреннее органическое единство мирового бытия, наличие взаимопроникновения составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. В онтологическом аспекте всеединство представляет нерасторжимое единение Творца и "твари". В гносеологическом отношении всеединство выступает как "цельное знание", представляющее неразрывную взаимосвязь знаний: а) эмпирического — научного; б) рационального — философского; в) мистического — религиозно-созерцательного, достигаемого не только и не столько в результате познавательной деятельности, сколько верой и интуицией. В аксиологии всеединство — это абсолютная ценность истины, добра и красоты, соответствующих трем ипостасям Божественной Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, т.е. Богом.

Онтологическая составляющая всеединства находит свое выражение, в частности, в космизме (греч. kosmos — организованный мир). Религиозная трактовка космизма отличается от материалистической прежде всего признанием единства человека и космоса, органичной включенностью человека, "гражданина мира" в космос. Здесь в единстве находятся человек как творение Божье и космос, который также является Божьим творением. В религиозных системах космизм является неотъемлемой частью теологии. В эзотерических и оккультных системах, таких как гностицизм, каббала, теософия и др., космизм связан с представлением о Вселенной, управляемой невидимыми сверхъестественными силами, и соотносится с астрологическими представлениями о взаимосвязи звездного неба с духовным и телесным аспектами человека.

Николай Федорович Федоров (1828—1903) был основателем русского космизма. Самым большим злом в мире он считал смерть. Однако, по его мнению, человек может преодолеть смерть. Для этого он должен совершенствоваться, измениться в отношении к себе и к другим людям, гармонизировать общественные отношения. Необходимо также в целом изменить отношение к природе, от эксплуатации которой человеку следует перейти к се "регуляции", т.е. научиться регулировать космические процессы. Люди должны побороть в себе эгоизм, причиной которого можно считать преобладание в человеке животных начал, проявление враждебности к окружающим. Человечеству необходимо объединиться в одном общем деле борьбы со смертью. Основой единения должна стать любовь к предкам, умершим ранее людям. Объединение усилий, любовь, достижения в науке и культуре позволят достичь желанной цели, умерших можно будет воскресить. Поскольку на Земле всем живущим и воскрешенным места не хватит, необходимо будет освоить Космос.

Одним из выдающихся русских религиозных философов был Владимир Сергеевич Соловьев (1853 1900), который, по оценкам многих исследователей, являлся создателем одной из первых в России завершенных целостных философских систем. Он также известен как поэт, предтеча русского символизма. Центральной в учении Вл. Соловьева является идея положительного всеединства, или "всеединого сущего". Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее — это сфера абсолютного, божественного. Оно обладает признаками безусловности и всецелости.

Значимым элементом философской системы Вл. Соловьева является идея Софии.

София (греч. sophia — знание, мудрость, мастерство) — категория, возникшая в рамках античной философии и получившая распространение и развитие в христианской культуре. Ее ОГЛАВЛЕНИЕ связывают с пониманием смысловой стороны мира, целесообразности бытия и всех его фрагментов, процессов, явлений.

В русской христианской философии София — мудрость Божья. Она может выступать пронизывающей все бытие четвертой божественной ипостасью в дополнение к традиционным, каковыми являются Отец, Сын и Святой Дух. София Вл. Соловьева многогранна. К общепринятой христианской ее трактовке философ добавляет понимание Софии как вечной женственности, важного проявления всеединства, соотносит се с ориентиром и самим процессом духовного совершенствования человека. У Вл. Соловьева София приобретает не только мистический, но и романтический характер.

В дальнейшем идея Софии получила развитие в творчестве другого представителя русской религиозной философии Сергея Николаевича Булгакова (1871 —1944). Софию он трактует следующим образом. С одной стороны, это идеальная "нетварная" основа реального "тварного" мира, душа мира, мудрость Божья, пронизывающая все бытие четвертая Божественная ипостась. С другой стороны, София — это "тварная" сущность, которая представляет собой порядок в мире, становление красоты, осуществляемое человеком. "Софийность" определяет личность человека и историю человечества.

В своих взглядах С. Н. Булгаков первоначально стоял на марксистских позициях, но в стремлении углубить идеи К. Маркса в конце концов пришел к религиозной философии, стал священником.

Нечто похожее характерно для судьбы еще одного представителя русской религиозной философии — Николая Александровича Бердяева (1874—1948),

в центре философских воззрений которого находится человек с его проблемами свободы и отношения к Богу. Бытие в представлении Н. А. Бердяева имеет два лица. Одно из них — это мир материальный, в котором люди разобщены и нередко враждебны друг к другу. Другое — царство добра, свободы, любви; это мир подлинный, идеальный.

По мнению мыслителя, несвобода человека связана с его грехопадением, в результате которого он оказался в плену материального мира. В связи с этим главная его задача — преодолеть зависимость от несовершенного, призрачного мира. Трагедия человека в том, что свободы достичь он нс может, несмотря на любые усилия, так как, преодолевая одну несвободу, попадает во власть другой. Так, рабство по отношению к природе сменяется рабством по отношению к собственному творению человека — государству. Стремясь вырваться из власти инстинктов, создавая культуру и формируя различные общности людей, человек становится рабом своих творений.

Тем не менее Н. А. Бердяев считал, что стремление к свободе оправдано и необходимо человеку. Именно в этом, а не в общественном прогрессе, заключается смысл истории. Свобода реализуется в творчестве, которым только и может быть оправдано бытие человека. Таким образом, человек обречен на творчество и свободу.

В русской философии сформировалось и материалистическое направление. Основу его составлял естественно-научный материализм. В России он проявился в работах ученых, сделавших величайшие открытия в физике, химии, математике, биологии, геологии и других естественных пауках. Непосредственно философией эти исследователи, как правило, не занимались, однако в своих научных изысканиях обосновывали материалистическую картину мира и мировоззрения. В связи с этим их иногда называют стихийными материалистами. Например, великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) считал себя в философском контексте "реалистом". Свой материализм мыслитель сочетал с используемой им стихийной диалектикой. Это было сделано неосознанно, т.е., не зная закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, Д. И. Менделеев применил его в своем прогнозе новых элементов в знаменитой таблице. Ученый признавал объективность законов природы и был глубоко убежден в безграничных познавательных возможностях человека. Свою точку зрения он подтвердил рядом научных открытий, сыгравших большое значение в развитии научной и философской мысли, в освоении человечеством окружающего мира.

С материалистической позиции, с критикой идеализма и метафизики по вопросам теории познания выступал и Илья Ильич Мечников (1845— 1916). Он считал науку ведущей силой общественного прогресса и называл себя "рационалистом". Исследователь отвергал религиозное учение о душе и ее бессмертии, отстаивал и подтверждал концепцию Ч. Дарвина, внес большой вклад в ее творческое развитие. И. И. Мечников критиковал несовершенство общественных отношений в России.

Если русские ученые вплотную подошли к диалектическому материализму, то крупнейший русский материалист-марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856 1918) осознанно применил этот метод для познания общественной жизни. Он считал, что философия представляет собой совокупность идей, в которых отражается достигнутый человечеством опыт освоения окружающей действительности на данном этапе исторического развития. Таким образом, философия — это концентрированное выражение уровня культуры человечества. Г. В. Плеханов был последовательным сторонником и пропагандистом диалектического материализма, который есть философия действия и связан с революционной теорией и революционным преобразованием общества. В связи с этим философ-марксист продолжил научные исследования о роли народных масс и личности в истории. Г. В. Плеханов также внес значительный вклад в развитие истории, экономики, социологии, религии, эстетики. Например, он обосновал мысль о том, что дальнейшее развитие эстетики может быть плодотворным лишь при опоре на материалистическое понимание истории.

Новое качественное ОГЛАВЛЕНИЕ материалистической философии придал Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870—1924). Под воздействием воззрений К. Маркса, находясь "внутри социальных коллизий", которые охватили и Россию, В. И. Ленин внес значительный вклад в развитие основных принципов диалектического и исторического материализма, в онтологию, гносеологию, этику, эстетику, методологию, в осмысление и критику религиозных воззрений, которые наличествовали тогда в русской философии.

Защите материалистических философских принципов, осмыслению сущности материи и разработке вопросов познания была посвящена работа В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", в которой дан научный диалектико-материалистический анализ современного автору естествознания, осуществлена критика существующих тогда в философской мысли концепций идеализма во всех его формах, продемонстрирована методологическая функция философского знания. Например, нельзя не отметить гениальное методологическое предсказание В. И. Ленина о неисчерпаемости атома, безграничности познания материи вглубь и вширь. Значимо и данное им определение понятия "материя", которым и сейчас пользуются как теоретики, так и практики. В данной работе глубоко и всесторонне рассмотрена и раскрыта роль практики как критерия истинности знаний, развиты воззрения на суть метода и других регулятивов в познавательно-преобразовательной деятельности человека.

В "Философских тетрадях" В. И. Ленин предпринимает попытку всесторонне рассмотреть закон единства и борьбы противоположностей как основу диалектики, раскрыть компоненты диалектической логики, и не просто в чисто теоретическом аспекте, но применительно к исследованию существующей общественно-экономической формации, для выработки научно обоснованных решений.

В. И. Ленин в дальнейшем обогатил материалистическое учение о государстве, о классах и классовой борьбе, о правах человека и гражданина, о формировании нового типа морали, которая должна была стать основным показателем социального прогресса. Он последовательно боролся против субъективного идеализма, ревизионизма и догматизма.

В развитие материалистического направления в философии, в изучение ею организации бытия в целом и общественного бытия в частности внес определенный вклад Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873—1928). В труде "Всеобщая организационная наука" он выдвинул идею создания науки об общих законах организации — тектологии. Необходимо отметить, что тектология фактически предвосхитила положения кибернетики в некоторых аспектах, к которым можно отнести следующие ее компоненты: принцип обратной связи, идея моделирования и др.

Философская мысль советского периода в развитии нашей страны также привнесла определенные достижения в развитие философии как науки, формы общественного сознания и мировоззрения. На данном этапе в философии происходило развитие как идеалистических, так и материалистических воззрений. Идеалистические философские взгляды, в определенной степени религиозная философия, развивались рядом мыслителей, которые находились как за границей, так и в СССР.

Например, Иван Александрович Ильин (1882—1954) являлся религиозным философом, отражающим идеи неогегельянства. В своих философских работах он не только исследовал наследие Г. Гегеля, но и обращался к феноменологии религиозного опыта, осмысливал "религиозный акт" как "личное духовное состояние человека". У И. А. Ильина человек, которому приходится непрерывно преодолевать несовершенство мира, предстает воплощением "страдающего Бога". Преодоление проблем человека, как считал философ, возможно посредством возрождения таких религиозных ценностей, как вера, любовь, свобода, совесть, семья, патриотизм, национализм.

Философ, богослов Навел Александрович Флоренский (1882—1943) интересен своими исследованиями концепции всеединства, проблем семиотики, выявлением и изучением первичных символов, фундаментальных духовно-материальных структур, из которых, по его мнению, слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются разные области культуры.

Философ и филолог Алексей Федорович Лосев (1893—1988) в своих работах представил своеобразный синтез идей русской религиозной философии начала XX в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики Г. Гегеля, феноменологии Э. Гуссерля. В центре внимания А. Ф. Лосева были проблемы символа и мифа, диалектики художественного творчества и особенно античного мифологического восприятия мира в его структурной целостности. Оценивая полиаспектность своих трудов, философ говорил, что это есть следствие синтетического характера его мировоззрения, в котором синтезируется античный космос с его конечным пространством и А. Эйнштейн, схоластика и неокантианство, монастырь и брак, западный субъективизм с его математической и музыкальной стихией и восточный паламитский онтологизм.

В какой-то степени вне связи с философскими партиями можно рассматривать творчество Михаила Михайловича Бахтина (1895—1975), считавшего себя, прежде всего, философом, разрабатывавшим, начиная с ранних работ и на протяжении всей жизни, проблемы диалога как широкой миро

воззренческой концепции гуманитарного исследования. Ученый настойчиво подчеркивал, что понимание имеет диалогический характер и этим отличается от объяснения. Именно поэтому гуманитарные науки опираются на диалог, на выражение мыслей его участников. Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, присутствуют уже не гуманитарные науки.

Текст М. М. Бахтин рассматривает как знаковую систему, созданную человеком. В отличие от природных объектов знаки имеют смысл, и поэтому изучение текста всегда начинается с осмысления и понимания, которым предшествует интерпретация. В своих литературоведческих трудах М. М. Бахтин подчеркивал, что понимание всегда имеет контекстуальный и исторический характер, ибо осмысление предполагает как "открытие наличного" смысла, так и "прибавление путем творческого созидания".

Рассматривая человека как "автора" по отношению к другим людям, которые, в свою очередь, являются по отношению к нему "героями", М. М. Бахтин выделяет эстетические основания межчеловеческих отношений. Исходным пунктом бахтинской философской рефлексии является восприятие другого человека как говорящего (как слово) и как выглядящего, имеющего наружность (как тело) или, иначе говоря, граница внешнего и внутреннего в человеке. Признание нескончаемого обновления смыслов в новых контекстах приводит М. М. Бахтина к различению малого времени и большого времени, трактуемого им как бесконечный и иезавершимый диалог.

Представители материалистической философской мысли, которые жили и работали в СССР, в большинстве своем разрабатывали философские проблемы, относящиеся к различным сферам и областям жизни общества и человека. Рассмотрим творчество некоторых представителей естественных и технических наук, которые разрабатывали философские проблемы в русле своей научной проблематики и восприняты философским сообществом как мыслители, поставившие и сформулировавшие "рубежные" проблемы развития науки и человеческой практики.

Константин Эдуардович Циолковский (18,57—1935) разрабатывал теоретические основы космонавтики и философские проблемы космологии. В его философских воззрениях находят отражение идеи материалистической трактовки русского космизма. К. Э. Циолковский считал атомы неуничтожимыми элементами материи, обладающими чувствительностью и зачатками духовности. Одинаковые по своему строению атомы составляют всю Вселенную, которая постоянно развивается. Разумные существа различной степени совершенства и формируемые ими социальные системы — неизбежный результат развития космоса. Разумная жизнь на Земле — частный случай подобного развития.

Труды Владимира Ивановича Вернадского (1863—1945) обогатили научное мировоззрение рядом диалектических выводов и положений, сыграли значительную роль в становлении современной картины мира. В центре его исследований были разнообразные философские проблемы. Например, он обосновал многообразие пространственно-временных состояний материи, раскрыл соотношение эмпирического и теоретического в науч-

ном познании, взаимодействие естествознания и философии. Много внимания ученый уделил этике научного творчества, методологии исследования. В. И. Вернадский сформулировал закономерности перехода биосферы в ноосферу, т.е. сферу взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Зародившись па планете, эта деятельность имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь в особый структурный элемент космоса.

Бонифатий Михайлович Кедров (1903—1985), известный как химик и историк науки, внес значительный вклад в развитие философской диалектики, научного познания, этики исследователя. Он разработал классификацию наук, сформулировал в рамках развития философии науки концепцию ее развития. Ученый считал, что в основе развития науки находятся противоречия, предопределяемые познавательно психологическим барьером, который возникает у исследователей при разрешении познавательных ситуаций имеющимися у них средствами и способами, в том числе и наличествующей методологией исследования. Для их преодоления от исследователей требуются определенные усилия, чтобы сделать "скачок" и сформулировать новую методологию исследования, позволяющую преодолеть этот барьер. Возникновение познавательно-психологических барьеров и их преодоление, по мнению Б. М. Кедрова, обусловлено не только научными интересами, но и противоречиями развития общества. Именно поэтому развитие науки — это непрерывный объективный закономерный процесс, имеющий свою логику и динамику.

Никита Николаевич Моисеев (1917—2000), помимо значимых достижений в механике и математике, разрабатывал проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, будущего человеческой цивилизации. Он был одним из немногих, кто во весь голос заявил, что если мы ничего не будем предпринимать, то уже в XXI в. человечество вплотную подойдет к экологическому кризису, выхода из которого уже не будет. В связи с этим ученый большое внимание уделял развитию философии естествознания. Он обратился к изучению процессов самоорганизации бытия людей, называя его "универсальным эволюционизмом". Очень активно Н. Н. Моисеев исследовал этические проблемы жизни и деятельности людей, обосновывал потребность в формировании соответствующего мировоззрения у всех, кто прямо или опосредованно занимается проблемами экологии. Ему принадлежит заслуга выдвижения идеи "экологического императива", а также обоснования необходимости соблюдения важных принципов во взаимоотношениях общества и природы.

Творчество названных ученых, разумеется, далеко не исчерпывает всего богатства и глубины материалистического направления философской мысли России. Кроме выделенных нами мыслителей советского периода развития философской мысли в России, в стране "служили" и "служат" философии огромное количество материалистов. Всех их перечислить невозможно. Однако ими были глубоко и всесторонне исследованы и продолжают исследоваться практически все стороны предмета философии как науки, ее функции и роль в жизни человека и общества. В качестве объектов изучения можно назвать проблемы "идеального", профессиональной этики, эстетики бытия, метода и методологии, социальной философии, философии науки, соотношение и связь философии и культуры, проблемы формирования личности и человека. В центре внимания философов остаются практически все проблемы развития общества и государства. Утверждаются и развиваются новые направления философской мысли: философия техники, безопасности, войны и мира, войны и армии, права, истории, жизни, человека и т.д. (Более подробно ОГЛАВЛЕНИЕ философских исследований этого периода раскрыто в фундаментальной работе Петра Васильевича Алексеева "Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды" [2].)

Таким образом, современная философская мысль в России представляет собой сложную совокупность зрелых, глубоких по содержанию и разнообразных философских концепций, теорий, взглядов и подходов. Круг интересов российских философов широк, и однозначно определить направленность творчества многих из них часто бывает непросто, а то и вовсе невозможно. Однако все они ценны для нашей страны, для науки, для мыслителей всего мира. Философская мысль России играла и продолжает играть важную роль в определении качественных параметров существования страны и направлений развития российского общества.