ОГЛАВЛЕНИЕ обучения

ОГЛАВЛЕНИЕ – конкретный ответ на вопрос, чему учить подрастающее поколение, какие знания взять из всех богатств, накопленных человечеством. Под ОГЛАВЛЕНИЕм понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит: знания об окружающем мире, обществе, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобретения знаний и способов их использования; навыки познавательной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает определенный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учеников. Категория содержания образования отображает накопленный предшествующими поколениями социальный опыт, в котором выделяются: известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные человечеством умения выполнения известных способов деятельности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе и т.д. Иногда социальный опыт человечества называют общечеловеческой культурой.

За многотысячную историю своего развития человечество накопило огромный объем знаний. Следующие поколения должны овладевать им – в этом залог прогрессивного поступательного развития человеческой цивилизации. Однако накопленных знаний так много, что нельзя даже и помышлять об их полном усвоении в средней и высшей школе, поэтому и возникает проблема выбора и отбора главнейших, важнейших, базисных знаний и умений.

Исторически сложилось так, что научные знания попадают в ОГЛАВЛЕНИЕ школьного обучения в распредмеченном виде, т.е. разделенными на отдельные части – предметы. Учебный предмет – это часть человеческой культуры, выделенная по определенным признакам, чаще всего по принадлежности к определенному классу явлений. Учебные предметы стали специально сконструированной формой содержания, адаптировавшей основы определенной науки к потребностям школьного обучения. Школьными предметами сначала стали такие важные составные части культуры как чтение, письмо, пение, математика, ремесла и т.д. С каждым десятилетием количество школьных предметов возрастало и сегодня достигло критического предела.

Накопление социального опыта ведет к увеличению количества учебных предметов, поскольку принцип предметности сохраняется. Происходит дифференциация (измельчение) единого и неделимого в своей основе знания, вычленение его частей – предметов. При этом часто случалось, что одни и те же знания, попавшие в разные предметы, получали там различное истолкование. Такое произошло, например, с естественными знаниями, которые начали изучаться в нескольких предметах – физике, химии, биологии и т.д. Так происходит сегодня с педагогическими знаниями, которые иногда весьма своеобразно истолковываются психологией и философией. Как видим, кроме возможности углубляться в изучение предмета дифференциация имеет и отрицательные следствия. Дошло до того, что общий для всех естественных наук атом выступает для ученика каждый раз другим: как же неокрепшему уму уразуметь то, что не смогли поделить между собой физики, химики, биологи и философы. Понятно, что дальнейшая дифференциация и увеличение количества учебных предметов, выделение все более мелких областей знания – тупик, из которого нужно искать выход. Мировая педагогика возвращается к интеграции (объединению) учебных предметов вокруг общих стержневых идей. Этот принцип положен в основу перестройки содержания обучения и в отечественной школе. Теперь уже не отдельные предметы, а предметные области становятся основной единицей содержания образования.

Система знаний и умений, которая реализуется в содержании школьного образования, должна быть необходимой и достаточной для обеспечения поступательного развития человека и общества. В связи с этим ОГЛАВЛЕНИЕ очерчивается так, чтобы создать надежную основу для всестороннего развития учеников, формирования их мышления, познавательных интересов, подготовки к жизни, трудовой деятельности. Оно должно отражать как текущие, так и перспективные потребности. Именно потребности в наибольшей степени направляют формирование содержания и включение его в программы учебных заведений различных типов и уровней, но не только они.

Как система зависимая, производная от других систем, ОГЛАВЛЕНИЕ формируется сложно и противоречиво, ибо несет на себе отпечаток многих приоритетов, причастных к его образованию. В связи с этим нужно подчеркнуть, что ОГЛАВЛЕНИЕ образования всегда было и остается предметом острой идеологической (политической) борьбы – стремление противоборствующих сил распространить свое влияние на школу, а через нее и на все общество, характерно для формирования содержания в учебных заведениях всего мира. Этот фактор носит настолько непреходящий характер, что его целесообразно рассматривать как одну из закономерностей формирования содержания образования. Среди систем, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения, выделяются следующие: 1) принятых целей; 2) социальных и научных достижений; 3) социальных потребностей; 4) личных потребностей; 5) педагогических возможностей; и др.

Система потребностей (социальных и личностных) неразрывно связана с рассмотренной выше системой целей. На нынешнем этапе построения новой русской школы образование становится основой построения нового демократического государства, культурного и духовного возрождения народа, эпохальных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, становления гражданского общества и рыночных отношений, повышения уровня развития отечественной науки и техники до уровня лучших мировых стандартов. Должна быть решена проблема – как наилучшим образом согласовать, соединить общественные и личностные интересы, как, не ослабляя ориентации на удовлетворение общественных потребностей, сделать образование личностно значимым, необходимым и привлекательным для каждого человека.

Традиционно большое значение для формирования содержания школьного образования имеет система социальных и научных достижений. Исследования, проведенные в области внедрения научных достижений в ОГЛАВЛЕНИЕ образования, показали, что период времени (лаг) между появлением нового научного открытия или новой социальной идеи и началом их систематического изучения в школе неуклонно сокращается. В настоящее время он уменьшился настолько, что отражение новых идей детерминируется лишь сроками выхода учебных книг. Если для изучения телеграфа в школе потребовалось 60 лет после изобретения Морзе, эволюционное учение Дарвина пробивало себе дорогу в школьные программы 56 лет, радио (Попов) – 40 лет, теория строения атома (Бор) -30 лет, то с транзистором школьники познакомились уже через 10 лет после его изобретения, синтезом инсулина, новейших трансурановых элементов, исследованиями космоса с помощью искусственных спутников, бионикой, космической биологией, современными образцами разнообразной техники – через 4-5 лет. О клонировании живых существ, расшифровке генома человека, нанотехнологиях школьники узнали практически сразу после появления сообщений в СМИ.

Наконец, система возможностей, о значении которой уже много говорилось, играет роль своеобразного регулятора, способствующего или препятствующего попаданию в ОГЛАВЛЕНИЕ образования знаний, требующих определенного уровня оснащения учебного процесса. Многое зависит от материально-технической базы, финансирования учебно-воспитательных заведений. В данной системе содержатся и ограничения возрастного характера, которые необходимо учитывать. Начавшееся в 1970-е гг. движение за совершенствование содержания образования путем введения в школьные программы сложных разделов, изучавшихся ранее только в старших классах, а то и вузах, не увенчалось успехом, еще раз подтвердив наличие возрастных возможностей обучения. Доказано, что запомнить ребенок может все, и чем он моложе, тем больше и быстрее запоминает. Однако осмыслить, понять не доступную ему информацию он не в состоянии, для этого должен быть достигнут определенный уровень развития.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразовательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании отечественного образования прослеживаются два неразрывно связанные между собой аспекта – национальный и общечеловеческий. В первом отражается все, что нужно знать будущему гражданину и патриоту своей страны, во втором – общечеловеческие знания и ценности. Общими основами дальнейшего совершенствования содержания школьного образования являются: гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Системообразующая роль отводится естественно-математическому и гуманитарному образованию.

Принципы формирования содержания

Анализ большого количества отечественных и зарубежных дидактических источников позволяет выделить некоторые общие принципы формирования содержания школьного образования.

1. Гуманизм, требующий ставить в основу содержания приоритет общечеловеческих ценностей.

2. Последовательность, т.е. планирование содержания по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает

3. Историзм, требующий отражения в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещения в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

4. Систематичность – рассмотрение изучаемых знаний, умений в системе, организация содержания школьного обучения в виде множества входящих друг в друга и в общую человеческую культуру систем.

5. Связь с жизнью – проверка действенности изучаемых знаний и формируемых умений путем практического применения.

6. Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым адресовано ОГЛАВЛЕНИЕ.

7. Доступность, требующая выбора адекватного силам и возможностям учеников уровня изложения научных знаний в учебных книгах, введения в оптимальном количестве научных понятий и терминов.

В программах обучения должны содержаться сведения, учитывающие общественные и индивидуальные потребности, отражающие главные достижения науки, имеющие познавательную, воспитательную и развивающую ценность. ОГЛАВЛЕНИЕ должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учащихся. В рамках так называемых родственных дисциплин обращается внимание на взаимосвязь отдельных разделов и тем. В ОГЛАВЛЕНИЕ должен быть введен материал, облегчающий профессиональную ориентацию, адаптацию к жизни. ОГЛАВЛЕНИЕ должно нацеливать школьников на самообразование.

Главные направления реформирования содержания

Реформирование содержания школьного образования осуществляется на основе гуманитаризации, гуманизации, экологизации, интеграции, целенаправленного использования достояний мировой и национальной культуры, широкого применения новых информационных технологий.

Гуманитаризация (от лат. humanitarys – необходимый человеку) – это общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необходимы всем людям, каждому человеку, независимо от того, чем он занимается. Какие же знания необходимы всем? Среди важнейших называют философию, родной язык, литературу, историю, краеведение.

Гуманизация содержания образования – многомерное направление, составленное из возможностей не только гуманитарных, но и всех других предметов. Необходимо оптимальное соотношение гуманитарных и естественных дисциплин, а также "очеловечение" курсов математических, биологических, технических дисциплин, наполнение их знаниями, роль которых непреходяща в формировании научной картины мира, понимании учащимися взаимосвязи человека с обществом, техникой. Овладение гуманистически направленным ОГЛАВЛЕНИЕм ведет к формированию гуманистического типа личности, отличающейся сориентированным на человека и его жизнь мышлением и поведением. Гуманист понимает смысл жизни человека, рассматривает его не только в качестве производителя благ, но как самодостаточную личность, сохраняющей свою самоценность и самобытность. Приоритетная роль в гуманизации школы принадлежит историческому и словесному (литературному и языковому) образованию, нравственному и эстетическому воспитанию, человековедческим курсам, позволяющим детям лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции собственного поведения.

Преподавание словесности в школе реформируется на понимании:

– гуманистической сущности литературных произведений, отображенных в них общечеловеческих ценностей добра, милосердия, правды, совести, справедливости:

– литературы как искусства слова отражать вечные философские проблемы жизни;

– взвешенности эмоционального и рационального подходов к литературному описанию действительности;

– значения литературы для развития культуры эмоций, художественного вкуса, сопереживания.

Школьное историческое образование, которое имело в прошлом множество проблем, перестраивается на основах:

– гуманизации и демократизации;

– повышения роли и значимости исторических знаний в формировании национального сознания;

– правильного соотношения информационного, цивилизационного и культурологического подходов к структурированию содержания исторического материала;

– преемственности в изучении учебного материала, когда каждый период истории изучается один раз без повторения в следующих классах;

– вариативности учебных программ, разнообразия факультативных курсов и курсов по выбору.

Под дифференциацией понимается не выделение новых учебных курсов или предметов, а создание благоприятных условий для обучения учащихся с различными способностями, потребностями и отношением к учебе. Как известно, у каждого человека своя цель получения школьного образования. У школьников различные наклонности, возможности, жизненные планы. Кто-то избирает для себя гуманитарный профиль, кто-то естественно-математический или художественный. Одни учатся в школах с углубленным изучением предметов, другие предпочитают изучать их на начальном уровне. Понятно, что ОГЛАВЛЕНИЕ образования нужно сделать дифференцированным, максимально приспособленным для учеников, избравших тог или иной уровень. В стране началась экспериментальная проверка возможностей профильного обучения, требующего создания дифференцированных учебных планов и программ.

В основе нынешнего реформирования содержания образования – интеграция, предусматривающая уплотнение, структурирование, выделение главных, системообразующих знаний, умений, изъятие малоценных, второстепенных, не нужных всем знаний, умений. Это не механическое усечение объема, а высочайшего уровня аналитическая работа, которой нужно заниматься, потому что объемы содержания уже превысили все мыслимые пределы и пока не сокращаются. Новая модель проектирует оптимальный по значимости и необходимости объем содержания. Материала становится меньше, но качество его за счет структурирования повышается.

Интеграция сопровождается процессами реорганизации знания, целью ее становится объединение областей знаний, их унификация, уплотнение, свертывание информации. Интеграция может быть:

– внутрипредметной, предполагающей упорядочение содержания отдельного учебного предмета вокруг основного сущностного ядра;

– межпредметной, осуществляемой на основе общих принципов родственных учебных предметов.

В современной школе уже изучаются интегрированные курсы, возникшие на основе межпредметной интеграции. Они более пригодны для формирования обобщенных знаний, умений, способов мышления и деятельности. Интегрированный курс дает ученикам системные, уплотненные, компактные знания, содействует развитию у них целостного сознания. Интегрированные курсы содержат однотипные сущности (т.е. такие, которые подчиняются одним и тем же закономерностям) и родственные способы деятельности.

Красной нитью через все предметные области школьного образования проходит идея экологизации. Человечество оказалось на грани глобальной экологической катастрофы, и если этой идее не подчинить овладение всем ОГЛАВЛЕНИЕм школьного образования, если не усваивать человеческую культуру в контексте гармонического сосуществования человека и природы, то все знания, умения могут оказаться ненужными. Это настолько важно и значимо сегодня, что во многих странах мира экологизация образования становится ведущим принципом построения нового содержания. С 1991 г. в России проходит экспериментальную проверку новая модель образования "Экология и диалектика". Название "экология" подчеркивает ориентацию обучения на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые надо решать людям. Все ОГЛАВЛЕНИЕ образования перестраивается под углом зрения экологического императива: человек – частичка природы, он или погибнет вместе с последней, или найдет путь общей эволюции. Экологический императив перерастает в моральный – гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на первый план этических, а не потребительских ценностей, духовное развитие человека. Термин "диалектика" в названии модели подчеркивает ориентацию на развитие причинно-следственного мышления, формирование необходимости постоянного содружества с природой.

С учетом мирового и отечественного опыта, в современном естественно-математическом образовании реализуются следующие принципы и подходы:

– преемственность и перспективность развития содержания образования, структуры, организационных форм, методов и средств обучения;

– научность и методологическая направленность содержания, его соответствие нынешнему состоянию наук, современному стилю научного познания;

– систематичность и доступность изложения учебного материала в соответствии с логикой естественных наук и исследовательских приемов;

– дифференциация обучения как условие обеспечения вариативности индивидуальных путей достижения школьниками общественно согласованных целей обучения математике, физике, биологии, химии, географии, кибернетики, информатики и т.д.;

– генерализация учебного материала на основе фундаментальных теорий естественных наук и математики (аксиоматика евклидовой геометрии, дифференциальное и интегральное исчисление, классическая механика, термодинамика, квантовая физика, теория строения вещества, генетика и т.д.);

– политехническая и экологическая направленность изучения предметов естественно-математического цикла с учетом профилей обучения в старшей школе;

– интеграция знаний о природе как на уровне межпредметных связей, так и на уровне общих методологических принципов и фундаментальных идей естественных наук.

Целенаправленное использование достояний национальной и мировой культуры предполагает формирование содержания таким образом, чтобы цели обучения сливались с целями воспитания в одно общее направление – формирование человека и гражданина. Закладывая ОГЛАВЛЕНИЕ, следует видеть за ним главное – какого человека и для какой жизни мы хотим подготовить в школе.

Применение новых информационных технологий имеет целью расширить объем знаний, которые изучаются школьниками за счет более

совершенных способов их структурирования, организации и представления, и одновременно упростить их восприятие, понимание и усвоение за счет новых способов преподнесения, где превалируют динамические наглядно-образные модели, обеспечивается интерактивная познавательная деятельность.

ОГЛАВЛЕНИЕ эдукационного процесса как система может иметь различную внутреннюю структуру. Структура содержания – это компоненты содержания и связи между ними. Компонентами структуры являются идеи, законы, принципы, положения, знания, элементы знаний, Между собой они могут соединяться различными способами, наиболее распространенными из которых являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания.

При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз. При выборе такой структуры изложения особенно важно придерживаться требований последовательности, историзма, систематичности, доступности. Данная структура оправдывает себя при изложении истории, языков, литературы, музыки и т.д.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его ОГЛАВЛЕНИЕ постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются. Эта структура широко используется при изложении физики, химии, биологии.

Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что учащиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В спиральной структуре нет перерывов, характерных для концентрической структуры, нет в ней и одноразовости в изучении знаний, которая отличает линейную структуру. Наиболее эффективной спиральная структура оказывается при организации содержания общественных, педагогических, психологических наук.

Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учащихся, которым будет адресовано разрабатываемое ОГЛАВЛЕНИЕ.

Теории организации содержания

Как можно организовать развитие умственных сил человека? Способ один – учиться, упражняться, а материал для упражнений может быть каким угодно. В связи с выбором этого материала наибольшую популярность в мире получили две теории – формального и материального образования. Формальное образование преследует цель развития мышления и памяти учеников. Лучше всего это делать на абстрактном материале, изучая древние языки, математику, философию, культуру. В противовес формальному материальное образование требует изучать только предметы, необходимые в жизни, – физику, химию, биологию, математику, языки и др. Между этими позициями возникло много направлений, пытающихся примирить крайние точки зрения между собой.

Сторонники энциклопедического образования разделяют точку зрения Я. А. Коменского, согласно которой основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую школу, должен стать энциклопедически образованным.

Приверженцами энциклопедического образования были многие известные педагоги XIX в. Энциклопедическая модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы, а также в российских классических гимназиях. Имеет она своих сторонников и сегодня. Возрождаемые по типу дореволюционных современные гимназии во многом копируют классическую структуру учебных предметов. Наряду с несомненными преимуществами энциклопедическое образование имеет и недостатки. Это слабая связь между курсами, переполненными учебным материалом, не всегда нужным для развития учащихся. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет, программы обучения могут составляться только по линейной схеме.

В противоположность представителям энциклопедизма сторонники дидактического формализма придерживаются древнего афоризма: многознание уму не научает. На этих позициях стояли древнегреческий философ Гераклит, древнеримский правовед Цицерон, немецкий философ И. Кант, а также педагог Ф. Дистервег, рекомендовавший учить воспитанников мыслить, "а остальное, т.е. знания, придут к ним в процессе роста". И. Гербарт, Г. Спенсер также были приверженцами дидактического формализма, их позиция в настоящее время нашла подкрепление в исследованиях известного психолога Ж. Пиаже. Несомненная заслуга дидактического формализма в том, что его сторонники обращали внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Слабость их позиции в том, что средством для развития этих качеств они избрали "инструментальные предметы" – языки, математику, физику, недооценивая значения гуманитарных наук для формирования всесторонне образованной личности.

Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика, который должен заниматься видами деятельности, позволившими цивилизации выйти на современный уровень. В связи с этим внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т.д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего характера. Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние, как на ОГЛАВЛЕНИЕ, так и на методы работы в американской школе.

Проблемно-комплексная теория, предложенная польским ученым Б. Суходольским, предполагает изучать отдельные школьные предметы не порознь, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей. Эта теория во многом перекликается с известным в истории педагогики "методом проектов".

ОГЛАВЛЕНИЕ обучения, утверждает польский профессор педагогики К. Сосницкий, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты. Отсюда название теории – структурализм. Только так можно избежать перегруженности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах следует отказаться от принципов систематичности, последовательности и историзма, организуя структуры по логическому принципу. Этот принцип применим лишь при изучении точных предметов.

Утраквизм. В процессе дальнейших исследований выяснилось, что крайности в определении содержания образования – энциклопедизм, материализм, формализм – не могут удовлетворить многогранные запросы жизни. В начале XIX в. в Европе начинает распространяться новая система построения учебного плана и организации школьного образования – утраквизм (от лат. utrague – под обоими влияниями), поддержанная руководителем прусского ведомства народного образования В. Гумбольдтом. В ее основе лежала идея разностороннего общего образования. Основательная школьная подготовка осуществлялась по двум циклам учебных предметов – гуманитарному и естественно-математическому. Это обеспечивало равные возможности для продолжения образования на любом соответствующем факультете высшей школы. Новый учебный план прусской гимназии, составленный по схеме утраквизма, выгодно отличался от предшествующего, где математике, естественным учебным предметам оставлялось мало места. В скором времени новый подход получил широкое распространение. Сегодня большинство школ в мире составляют свои учебные планы и программы по схеме утраквизма.

Сражения за ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ образования стало ареной отчаянной идеологической борьбы в советский период развития педагогики. Истолкование теорий материального и формального образования, принятое в советской дидактике, отличалось от их истолкования мировой наукой. Сущность упомянутых теорий искажалась по идеологическим причинам. Например, о материальном образовании писалось, что возникло оно в связи с развитием машинного производства в XIX в. и должно было обеспечивать усвоение тех знаний и умений, которые нужны для решения практических задач. Для рабоче-крестьянских детей, активных строителей коммунизма, материальное образование считалось наиболее приемлемым. Однако такое образование активно внедрялось тогда в Америке под влиянием прагматизма и существовало в форме проектов, комплексов, селективных программ. Прагматизм как буржуазное "антинаучное" течение нещадно критиковался. Получалось, что образование рабоче-крестьянских детей должна быть каким-то особенным – не формальным и не материальным. Энциклопедизм отрицался тоже.

В одном из педагогических пособий того времени все это подавалось весьма запутано и нелогично. Неудивительно, что многие студенты после такого обучения получали стойкое отвращение к педагогической теории. Попробуйте уразуметь:

"...Приверженцы формального образования считают, что главным в общем образовании есть не знание основ науки, а развитие познавательных способностей – мышления, воображения, памяти. Обучение, – утверждают они, – это гимнастика ума. Эта теория получила практическое воплощение в классических гимназиях царской России, где изучались современные западноевропейские и древние языки, основное внимание обращалось на заучивание грамматических форм и текстов...

...Сторонники теории материального образования в качестве критерия отбора учебных дисциплин выдвинули полезность знаний. Сперва это имело прогрессивное значение, а со временем привело к утилитарному подходу, умалению роли знаний, абстрактного мышления, формализации. Прагматическая педагогика Дьюи, широко распространенная в США, отстаивает обучение способом “делания”, основывается на личном опыте учеников. Эта педагогическая теория опирается на философию прагматизма, которая считает истинным лишь то, что дает практическую пользу. Воплощение в жизни этой теории ведет к снижению уровня образования в народных школах...".