ОГЛАВЛЕНИЕ методов эдукации

1. Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Ведущая функция данного метода обучающая; сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная. Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний. Этот метод применяется прежде всего в младших классах; в школе второй и третьей ступени он используется реже.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого – подготовить учащихся к изучению нового материала, второй служит для изложения намеченного содержания, а третий заключает отрезок обучения.

Эффективность данного метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому ОГЛАВЛЕНИЕ рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

Готовясь к рассказу на уроке, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, а также методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Чаще других используются мнемонические приемы для ускорения и облегчения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (до 10 мин), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних и старших классах), а также от условий – места и времени, выбранных учителем для повествования о тех или иных фактах, событиях, людях.

2. Беседа относится к наиболее известным методам дидактической работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода – побуждающая, но он с успехом выполняет и другие функции. Пет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях, как беседа. Ее сущность состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы заключаются еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика воспитательная роль беседы.

В некоторых дидактических системах, например в прогрессивистской школе Дж. Дьюи, беседа была поднята до уровня ведущего метода обучения. Но оказалось, что с ее помощью нельзя достичь всех дидактических целей. Если у школьников нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается малоэффективной. Поэтому она не может быть универсальным методом, а должна обязательно сочетаться с изложением, лекцией, другими методами, формирующими систему знаний. Кроме того, беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования.

Важно подчеркнуть, что в беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться дедуктивным либо индуктивным путем. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных учащимся общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.

Современная наука пришла к заключению, что беседа наиболее эффективна:

• для подготовки учащихся к работе на уроке;

• ознакомления их с новым материалом;

• систематизации и закрепления знаний;

• текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

Предложено несколько способов классификации бесед. По назначению выделяются беседы: а) вводные, или организующие; б) сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.); в) синтезирующие или закрепляющие; г) контрольно-коррекционные.

Для успешного применения беседы в первую очередь необходима серьезная подготовка к ней учителя. Педагог обязан четко определить тему беседы, ее цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ее организации и проведения: порядок включения вопросов, по каким узловым положениям необходимо сделать обобщения и выводы и т.д.

Очень важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны иметь логическую связь между собой, раскрывать в совокупности сущность изучаемого материала, способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития учащихся. Легкие вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию. Не следует задавать и подсказывающих вопросов, содержащих готовые ответы.

Успех беседы зависит от контакта с классом. Нужно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в беседе, внимательно выслушивали вопросы, обдумывали ответы, анализировали ответы своих товарищей, стремились высказать собственное мнение. Каждый ответ внимательно выслушивается; правильные ответы одобряются, ошибочные или неполные – комментируются, уточняются. Учащемуся, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, ошибку, и лишь тогда, когда он не сумеет этого сделать, призывают на помощь товарищей. С разрешения учителя учащиеся могут задавать вопросы друг другу, но как только учитель убедится, что их вопросы не имеют познавательной ценности и задаются в целях мнимой активизации, это занятие необходимо прекратить.

Педагогу следует знать, что беседа – неэкономный и сложный метод обучения. Она требует времени, напряжения сил, соответствующих условий, а также высокого уровня профессионального мастерства. Выбирая беседу, педагогу необходимо взвесить свои возможности и возможности учащихся, чтобы предотвратить неудачу, ликвидировать последствия которой будет трудно.

3. Лекция отличается от других методов словесного изложения, во-первых, более строгой структурой; во-вторых, логикой изложения учебного материала; в-третьих, обилием сообщаемой информации; в-четвертых, системным характером освещения знаний. Предметом школьной лекции выступает преимущественно описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей – главным образом причинно-следственного характера. Из этого вытекает, что лекция применима только в старших классах, когда учащиеся уже достигают требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По объему лекция занимает целый урок, а иногда и спаренное занятие. Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений и бесед. Условия проведения эффективной школьной и вузовской лекции таковы:

• составление учителем детального плана лекции;

• сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;

• логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

• краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;

• логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

• проблемность и эмоциональность изложения;

• живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;

• контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;

• многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

• оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции;

• выделение (задиктовка) того, что следует записать;

• использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;

• сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от ряда условий может колебаться от 20 до 50%.

4. Учебная дискуссия постепенно входит в практику нашей школы. Она давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и в целом ряде случаев обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса; вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная.

Одно из важнейших условий эффективности учебной дискуссии – предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, формальная – в выборе формы изложения этих знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов – лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой. Учитель должен позаботиться о развитии у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства и т.д.

Ошибочным является мнение, будто дискуссия применима только при изучении гуманитарных дисциплин: истории, обществоведения, этики, литературы, искусства, психологии, педагогики. Не менее успешно данный метод может быть использован и при изучении физики, химии, биологии, других предметов. В этом случае учебная дискуссия приобретает характер управляемого познавательного (научного) спора. Школьникам предлагается сравнить, например, различные подходы к классификации элементарных частиц в физике, разные концепции происхождения явления акселерации в биологии, поддержать или опровергнуть мнения относительно причин изменения климата на Земле в географии и т.д. Конечно, нельзя ожидать, что школьники выскажут окончательное решение относительно справедливости той или иной точки зрения, но спор всегда вызывает повышенный интерес к проблеме, желание глубже в ней разобраться.

Дискуссии обогащают ОГЛАВЛЕНИЕ уже известного учащимся материала, помогают его упорядочить и закрепить. Учителю они дают надежную информацию о глубине и системе знаний, особенностях мышления учащихся, подсказывают направления дальнейшей работы. Весьма полезны дискуссии и в воспитательном смысле: с их помощью не только легко диагностируются особенности характера, темперамента, памяти, мышления, но и исправляются недостатки поведения и общения школьников (вспыльчивость, несдержанность, неуважение к собеседнику и т.п.).

Элементы дискуссии практикуются уже в школе второй ступени, в полном объеме метод используется в старших классах. Учащимся необходимо прививать искусство ведения дискуссии.

5. Работа с книгой – важнейший метод эдукации, главное достоинство которого заключается в создании возможности для ученика многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании специально разработанных, так называемых программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память. Поэтому данный метод имеет в зависимости от целей ряд модификаций.

Работа с книгой – сложный и трудный для школьников метод. Значительная часть выпускников так и не овладевают им в должной мере: умея читать, они не понимают смысла прочитанного. Поэтому удельный вес данного метода в общей системе необходимо увеличивать. Школа должна подготовить учащегося к самостоятельной работе с книгой.

Среди факторов, определяющих эффективность данного метода, наиболее важными являются умения свободно читать и понимать прочитанное; выделять главное в изучаемом материале; вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты); подобрать литературу по изучаемому вопросу. Все эти умения постепенно и целенаправленно формируются у учащихся с первого дня их пребывания в школе.

Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке, под руководством учителя, и дома, самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Подготавливая учащихся к работе с книгой, учитель указывает, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый учебный материал. Если работа ведется на уроке, то весь процесс изучения материала разбивается на части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста, учащиеся по указанию учителя делают остановку и выполняют необходимые действия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т.д. Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Синтезирование учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника – важнейшее условие рациональной работы с книгой. При чтении книги у учащихся должна быть выработана установка на запоминание, поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).

Большой эффективностью отличаются программированные учебные книги, в которых кроме учебной содержится и управляющая информация. Работая с ними, школьники получают необходимые указания, выполняют предусмотренные действия, а главное – получают немедленное подкрепление правильности выполняемых действий.

Современные учебные книги становятся все менее объемными: их составители стремятся "упаковать" большое количество учебного материала в итоговые таблицы, диаграммы, графики, наглядные модели, классификации и т.п. В связи с этим учителям следует больше внимания обращать на анализ информации, представленной в спрессованном виде, формировать у школьников умение свертывать и развертывать знания. Для облегчения запоминания материала учитель обязан ознакомить учащихся с правилами заучивания различной информации, постоянно контролировать развитие памяти, помогать ее совершенствовать.

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать ОГЛАВЛЕНИЕ прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.

К недостаткам метода относятся значительные затраты времени и энергии, поэтому он относится к малоэкономным. Кроме того, он не учитывает индивидуальных особенностей школьников. Плохо составленные книги не располагают достаточным материалом для самоконтроля и управления процессом обучения. Поэтому учителю нужно выбирать хорошие книги и обязательно сочетать работу с книгой с другими методами обучения.

6. Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а затем переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются (дыхание лягушки, действие прибора и др.). Демонстрация художественных произведений, образцов одежды и т.п. также начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов. Демонстрация опытов сопровождается вычерчиванием на доске или показом схем, которые облегчают понимание принципов, лежащих в основе опыта.

По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Нужно отличать демонстрацию как активный метод познания от простого показа. В процессе активной демонстрации, приобретающей проблемный или исследовательский характер, внимание учащихся концентрируется на существенных, а не случайно обнаруженных свойствах предметов, явлений, процесса. В итоге они быстрее, легче и полнее осознаются обучаемыми. Хотя при демонстрации слово не играет главной роли, оно постоянно сопутствует наблюдению и служит для анализа его хода и результатов. Чтобы повысить самостоятельность, очень важно привлекать школьников к объяснению увиденного.

Наибольшей дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях. Но такая демонстрация часто невозможна или затруднительна. Тогда прибегают либо к демонстрации натуральных предметов в искусственной среде (например, животных в зоопарке), либо к демонстрации искусственно созданных объектов в естественной среде (например, уменьшенных копий механизмов). Искусственные заменители натуральных объектов – объемные модели – играют важную роль при изучении предметов. Они позволяют познакомиться с конструкцией, принципами действия (например, строением кисти руки или глаза, двигателя внутреннего сгорания, разрезами геометрических фигур, рельефом местности и др.). Многие современные модели обеспечивают возможность непосредственных измерений, а также определения технических или технологических характеристик.

Эффективности демонстрации способствуют правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также верное сочетание различных методов. Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

• все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект;

• могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

• важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания;

• обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

7. Иллюстрация тесно примыкает к методу иллюстрации, который по традиции в отечественной дидактике рассматривается как самостоятельный. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств: созданы многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы по истории, атласы и др.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Эффективность иллюстрации в большой степени зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, следует хорошо продумать их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед учителем также стоит проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое количество иллюстраций отвлекает учащихся от выяснения сущности изучаемых явлений. Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они необходимы по ходу обучения. В отдельных случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, диаграммы, таблицы и др.). В современной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства.

8. Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации, средств мультимедиа с мощными гипертекстовыми средами) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, а следовательно, успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации. Он предполагает как индуктивный, так и дедуктивный путь усвоения знаний, различную степень самостоятельности и познавательной активности учащихся, допускает различные способы управления познавательным процессом. По сути, речь идет уже не о методе, а о комплексной дидактической технологии.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Правда, развивающее воздействие наглядной информации в том случае, когда учащимся не предлагаются контрольные упражнения и тесты по ее восприятию и запоминанию, невелико. Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Необходима специальная организация обучения, чтобы кино- и телеэкран выступали в качестве источника проблемности и стимула для самостоятельных исследований.

Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность:

а) дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

б) повысить роль наглядности в учебном процессе;

в) удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

г) освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т.д.;

д) наладить эффективную обратную связь;

е) организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Его применение полезно:

• для изложения новых знаний, в частности очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно (рост растения, явление диффузии жидкости, выветривание горных пород и др.), а также быстрых процессов, когда непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления (удар упругих тел, кристаллизация веществ и т.д.);

• объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;

• обучения алгоритмам выполнения различных видов деятельности;

• создания специфической языковой среды на уроках иностранного языка;

• представления видеодокументов на уроках истории, этики, обществознания, литературы; укрепления связи обучения с жизнью;

• организации тестовых испытаний;

• выполнения тренировочных работ, упражнений; моделирования процессов; проведения необходимых измерений;

• создания баз (банков) данных для проведения учебно-тренировочных и исследовательских работ;

• компьютерного учета успеваемости каждого учащегося класса, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;

• рационализации учебного процесса, повышения его продуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

Современные средства видеоинформации позволяют подчеркивать, выделять наиболее важные места, создавая тем самым благоприятные условия для усвоения не только видеоряда, по и его структуры. Особенно богатыми возможностями располагает мультипликация, используемая в обучении для наглядно-образного раскрытия сущности трудных тем.

Эффективность данного метода мало зависит от личного мастерства учителя, а находится в прямой связи с качеством видеопособий и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы.

9. Упражнения среди практических методов отличаются наибольшей эффективностью. Рассмотрим важнейшие дидактические функции и особенности данного метода. Упражнение – это планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками. Систематическое упражнение и, как его следствие, закрепляемые навыки – надежнейшее средство успешного и продуктивного труда. Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков. Его недостаток заключается в слабом выполнении побуждающей функции.

Различают упражнения специальные, производные и комментированные. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся упражнения, применявшиеся прежде, то они называются производными. Такие упражнения способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков: без производных упражнений навык забывается. Комментированные упражнения служат для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность таких упражнений состоит в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются. Вначале к этому привлекаются лучшие учащиеся, а затем весь класс принимает участие в объяснении материала. Метод комментированных упражнений обеспечивает высокий темп урока, способствует сознательному и прочному усвоению материала всеми учащимися.

Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся. Назначение устных упражнений – овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т.д. Большую роль играют устные упражнения при изучении языков, особенно иностранных. Устные упражнения постепенно усложняются в зависимости от возраста и уровня развития учащихся. Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решение задач, описание опытов и т.д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение – формирование, развитие и упрочение необходимых умений и навыков. Учителю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. К письменным упражнениям тесно примыкают графические, используемые при изучении математики, физики, черчения, географии, рисования, а также в процессе производственного обучения. Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения. Производственно-трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера. Они бывают простыми и сложными. К первым относятся упражнения на выполнение отдельных трудовых приемов. Вторые предусматривают выполнение производственно-трудовых дел в целом или их значительных частей (настройка станка, изготовление части детали или устройства и т.п.).

Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований, в число которых входят:

• сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;

• знание правил выполнения действий;

• сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;

• учет достигнутых результатов;

• распределение повторений во времени.

10. Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися и применяется прежде всего при изучении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется гораздо больше активности и самостоятельности, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований. Лабораторный метод дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает превосходные условия для формирования важных практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных исследований.

Особенно эффективен проблемный (исследовательский) лабораторный метод. Он отличается тем, что выдвигают гипотезу исследования, намечают его путь, подбирают необходимые материалы и приборы сами учащиеся. Затруднения побуждают их к самостоятельной работе, главное отличие которой от работы, выполняемой с помощью преподавателя, состоит в том, что учащиеся стараются хорошо уяснить себе сущность проблемы, найти пути достижения цели, позволяющие разрешить проблему наиболее рационально. Проблемный подход ставит учащегося в позицию активного исследователя, требует самостоятельного разрешения многих больших и малых задач: сбора и оценки основных и вспомогательных данных, альтернативных гипотез, обоснованного выбора способов накопления недостающей информации. Решение проблемы активизирует продуктивное мышление, ведет к росту количества познанных предметов и явлений, присущих им характеристик и отношений, а главное, формирует совершенно новый подход к обучению – не школярский, а творческий.

Лабораторный метод сложен, требует наличия специального, часто дорогостоящего, оборудования, тщательной подготовки учителя и учащихся. Его использование сопряжено со значительными затратами энергии и времени. Поэтому, планируя лабораторный метод, учитель должен быть уверен, что польза от самостоятельного исследования превысит эффективность обучения, которую можно достичь более простыми и экономными путями.

11. Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1) объяснение учителя – этап теоретического осмысления работы;

2) показ – этап инструктажа;

3) проба – этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка;

4) выполнение работы – этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием;

5) контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У учащихся формируется привычка к тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

12. Познавательные игры широко используются для решения учебных и воспитательных задач. Это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение метода – стимулировать познавательный процесс, сблизить обучение и воспитание с жизнью.

13. Все большую популярность в последнее время приобретают симуляционные игры (от англ, simulation – моделирование), способствующие воспроизведению определенного качества, а также разновидности игрового метода – инсценизация и генерация идей. С помощью симуляционных игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действительных. Предлагается, например, воспроизвести заседание парламента, сравнивая свои действия и выводы с действиями депутата. Это помогает учащимся обнаружить и понять мотивы принятия тех или иных законопроектов.

14. Метод инсценизации может принимать различные формы, например заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место или гипотетических. Структура данного метода может быть такой:

Этапы

Цели учителя

Цели учащихся

1. Подготовка

План и ОГЛАВЛЕНИЕ

Понимание

2. Начало

Определение темы и цели

Мотивация

3. Организация

Распределение ролей

Принятие ролей

4. Инсценировка

Наблюдение, руководство

Участие

5. Анализ

Подведение итогов

Понимание

15. Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напоминает известную мозговую атаку, в процессе которой участники, сообща навалившись на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

16. Методы программированного обучения направлены на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевают значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся, осуществляемой в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств. В этих методах сочетаются новые и традиционные идеи. В программированном обучении применяются следующие методы:

• предъявления информации;

• выполнения программированных заданий;

• контроля и коррекции.

Предъявление (преподнесение) информации может быть организовано как безмашинным, так и машинным способом. В первом случае учебный материал излагается в программированных учебных книгах, во втором – выводится на экраны дисплеев. Существует три основные системы программирования учебного материала: линейная, разветвленная и смешанная (комбинированная). В линейной программе материал разбивается на маленькие порции (дозы), которые последовательно (линейно) предъявляются для изучения. В разветвленную программу вводятся дополнительные разъяснения в тех случаях, когда учащиеся ошибаются или затрудняются с ответом. Смешанная программа представляет собой комбинацию линейной и разветвленной программ.

Выполнение заданий и упражнений в программированном обучении обязательно, предусматривается после усвоения каждой порции учебного материала и преследует тройственную цель: тренаж, обратная связь и контроль. Правильность их выполнения определяет дальнейшее продвижение учащегося в обучении. Используются безмашинный и машинный способы организации заданий и упражнений. Первый способ реализован в настоящем учебнике, и вы уже смогли оценить такие его преимущества, как выполнение заданий в процессе изучения материала, обязательный обучающий контроль после изучения каждой главы, возможность проверки правильности ответа и др. При машинном способе тренировочные упражнения и контрольные задания выполняются на экране дисплея. Учащиеся тут же получают подкрепление правильности своих ответов, что является одним из главных преимуществ данного вида здукации.

По итогам выполнения учебных заданий осуществляется контроль, который в программированном обучении также может быть безмашинным или машинным. При безмашинном контроле для формирования оценки используются простые приспособления (перфокарты, планшеты и т.п.), при машинном контроле применяются различные технические средства вплоть до ЭВМ. Наиболее распространенным методом организации контроля в программированном обучении является альтернативный выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных. Современные компьютеры позволяют вводить и анализировать самостоятельно сконструированные ответы (в виде предложений, слов, формул, различных знакосочетаний).

Характерной особенностью методов программированного обучения является их неразрывная слитность в едином учебно-недагогическом воздействии.

17. Обучающий контроль – это метод здукации, главной функцией которого является контрольно-коррекционная. При реализации данного метода очень важно обеспечить органическое включение контроля в учебный процесс и достичь того, чтобы контроль стал не обособленным элементом учебного процесса, а одновременно выполнял обучающую, развивающую, воспитательную, побуждающую функции. Девиз метода: обучая – контролируем, контролируя – обучаем. Достичь этого непросто. Нужно весьма тщательно продумать, как обеспечить формирование системы знаний, умений, предотвратить усвоение неправильно понятных положений. Вопросы, итоговые тесты, задания и т.п. необходимо подбирать и формулировать таким образом, чтобы они одновременно закрепляли знания и предотвращали запоминание неправильных сведений. Такая разновидность контролирования носит название положительной обратной связи.

Метод имеет множество модификаций, отличающихся между собой организацией контрольных срезов, основаниями для накопления информации, способами получения и обработки данных диагностических и тестовых измерений, другими особенностями.

Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса; правильность ответов определяется и комментируется учителем; по итогам контроля выставляются оценки. Письменный контроль осуществляется с помощью контрольных работ, сочинений, изложений, диктантов, письменных зачетов и т.п., которые могут быть кратковременными и длительными, а также различаться глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ). Лабораторный контроль направлен на проверку умений учащихся владеть лабораторным оборудованием, которое будет использовано на уроке. Он часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов. Машинный (программированный) контроль применяется на всех этапах при изучении всех учебных предметов при наличии электронно-вычислительной техники и контролирующих программ. Он отличается высокой объективностью. Тестовый контроль может быть безмашинным и машинным. В основе такого контроля лежат тесты – специальные задания, выполнение (или невыполнение) которых свидетельствует о наличии (либо отсутствии) у учащихся определенных знаний, умений. Самоконтроль предполагает формирование у ученика умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

18. Ситуационный метод – это скомбинированный из различных путей, форм, средств обучения метод, применяемый педагогом, когда ни один из известных методов не дает возможности быстро и эффективно достичь намеченных целей в имеющихся конкретных условиях. Данный метод также называется творческим, нестандартным и признается не всеми педагогами. Главную роль в выборе и применении данного метода играет ситуация. Метод позволяет принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, вытекающие из намеченной цели. Педагог должен уметь предвидеть предполагаемые последствия, вытекающие из этих решений. Как правило, в ситуационном методе переплетаются традиционные и новые пути, устоявшиеся и новейшие идеи. Именно ситуационный метод, как полагают, помог достигнуть выдающихся успехов известным новаторам обучения В. Ф. Шаталову, E. Н. Ильину, Η. П. Гузику, И. П. Волкову и др.

Когда в 1986 г. ситуационный метод был впервые выделен путем экспертного анализа и описан в учебнике, многих удивило его название, но не сущность. Роль ситуации в воспитании и обучении педагоги хорошо знают. Метод предполагает использование практических ситуаций для обучения и воспитания. О его структуре и содержании ничего определенного сказать нельзя: он изменяется от ситуации к ситуации. Ситуационный метод – самостоятельное произведение педагога, его творческий почерк, опирающийся на собственное видение и понимание смысла и направления развития ситуаций. Метод открывает возможности наполнения содержания обучения и воспитания практическими ситуациями, анализируя которые, обучаемые самостоятельно извлекают знания, приходят к важным обобщениям и заключениям.

19. Метод кейсов. В западной педагогике эти идеи трансформировались в метод ситуационного обучения (МСО), или метод кейсов (case study method), который особенно распространен в высшей школе. Сегодня разрабатываются новые модификации метода кейсов: кейс-технология, ситуационная педагогика, практическое обучение и т.п. Все это объединяется одним словом – "кейс" (case), которое в переводе с английского означает случай, обстоятельство, состояние дел, доказательства, аргументы. Для учащихся МСО открывает возможность изучения и осмысления жизненных ситуаций, содержащих в себе важную практическую проблему, решение которой требует определенного комплекса теоретических знаний и практических умений, навыков анализа, критического и системного мышления, обоснования и принятия управленческих решений, оценки альтернативных вариантов в условиях ситуационной неопределенности.

Основу кейса составляет практическая ситуация, а поставленные к ней вопросы образуют упражнение на заданную тему. Обучаемый самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему, ищет и предлагает ее решение и представляет свой продукт на обсуждение. Фактически каждый ученик постоянно участвует в конкурсе на лучшее решение проблемы. Завершает цикл сравнение предложенного обучаемым решения с известным (эталонным).

Общая модель ситуационного обучения такова[1]:

1 этап – индивидуальное изучение студентом текста ситуации (вне аудитории);

2 этап – вступительное слово преподавателя, постановка задачи;

3 этап – распределение студентов по малым группам (4–6 человек);

4 этап – работа студентов в малых группах;

5 этап – презентация решений каждой малой группы;

6 этап – общая дискуссия;

7 этап – обобщение преподавателя, резюме.

Практические занятия с использованием кейс-метода могут

проводиться по следующей схеме.

1. Индивидуальная работа (30% времени занятия):

• ознакомление с ситуацией;

• выявление проблемы;

• анализ информации.

2. Групповая работа (50% времени занятия):

• конкретизация проблемы и ее таксономия;

• разработка альтернативных решений;

• оценка преимуществ и недостатков каждого решения;

• оценка вариантов.

3. Индивидуально-групповая работа (20% времени занятия)

• обсуждение возможности внедрения в практику;

• подготовка отчета;

• публичная презентация.

В отечественной практике ситуационный метод приобрел новые модификации, конкретизирующие его применение в самых разнообразных ситуациях и для решения различных задач. Выделены модификации метода кейсов: метод инцидента, игрового проектирования, кейс-эссе. Последняя модификация предназначена для формирования умения составлять аналитические обзоры. Для этого необходимо научиться четко структурировать логические аргументы и убедительно связывать их со своими собственными выводами.

Ситуационный метод, как и любой другой, имеет преимущества и недостатки. К его преимуществам однозначно причисляют развитие продуктивного мышления, овладение практическими навыками анализа ситуаций, развитие умения находить обоснованные решения. К недостаткам метода относится значительный расход времени на обучение. Кроме того, МСО требует высокой педагогической квалификации, умения определить критическую массу кейсов, хорошего понимания актуальных и перспективных проблем.