ОГЛАВЛЕНИЕ и форматы отчетов внутренних аудиторов

Во всех случаях внутреннего аудита должны быть подготовлены и предоставлены руководству письменный отчет по результатам проведения внутреннего аудита. По ходу осуществления внутреннего аудита аудиторы могут готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию. Данные, содержащиеся в письменном отчете аудитора, необходимы руководству аудируемого лица для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности.

Кроме того, в письменном отчете содержатся конструктивные предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица.

При инициативном аудите, в случае если привлекается для исполнения функций внутреннего аудита аудиторская организация, также готовится и представляется руководству аудируемого лица письменный отчет в случаях, когда:

1) договором на осуществление инициативного аудита по итогам аудита предусматривается подготовка заключения аудитора;

2) договором на осуществление инициативного аудита предусматривается не подготовка заключения аудитора, а подготовка письменной информации аудитора.

Аудиторская организация обязана указать в письменном отчете аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности. Кроме того, в письменном отчете аудитора может быть приведена любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую аудитор сочтет целесообразной.

Письменный отчет аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках, поскольку в нем указаны лишь те, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

Письменный отчет аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и (или) собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки. Письменный отчет - конфиденциальный документ и может быть передан только:

o лицу, подписавшему договор (контракт, письмо о проведении аудита) на оказание аудиторских услуг;

o лицу, прямо указанному в качестве получателя письменного отчета аудитора в договоре (контракте, письме о проведении аудита) на оказание аудиторских услуг;

o любому другому лицу в случае письменного указания на то в адрес аудиторской организации лица, подписавшего договор (контракт, письмо о проведении аудита) на оказание аудиторских услуг.

Отдельные вопросы письменного отчета аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками аудируемого лица в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности этих сотрудников.

Например, если факт непредставления каких-либо документов аудитору по результатам процедуры проверки им полноты первичных документов по конкретному разделу (участку) зафиксировать в письменном отчете аудитора, то сотрудники аудируемого лица не смогут своевременно предпринять действия по их нахождению. Если дубликаты этих документов будут впоследствии получены, то аудитору придется изменять свои выводы, расчеты, письменный отчет и т.д. Вот почему письмо о необходимости получения дубликатов первичных документов должно быть направлено руководству бухгалтерии уже в ходе проверки. Если до момента окончания работы аудиторов по сбору аудиторских доказательств такие документы не будут представлены, тогда факт отсутствия отдельных документов будет отражен повторно в письменном отчете.

Все входящие и исходящие письменные документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к своей прочей рабочей документации.

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством аудируемого лица может быть подготовлен предварительный вариант письменного отчета аудитора. Предварительный вариант письменного отчета может быть передан только тем лицам, которым представляется и окончательны"! вариант.

В предварительном варианте письменного отчета аудитора могут содержаться требования по внесению (с выполнением установленных для этого правил) исправлений в данные бухгалтерского учета и по подготовке перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений существенного характера, является обязательным, чтобы аудиторская организация впоследствии могла представить аудируемому лицу положительное аудиторское заключение.

Руководство аудируемого лица может:

o подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменного отчета аудитора, отражающий точку зрения аудируемого лица на замечания, содержащиеся в варианте этого документа;

o встретиться с аудиторами, проводившими проверку, пригласив со своей стороны лиц, которых сочтет необходимыми, для обсуждения предварительного варианта документа.

Окончательный вариант письменного отчета аудитора должен быть подготовлен и представлен руководству аудируемого лица не позднее, чем аудиторское заключение.

Замечания аудируемого лица принимаются аудиторской организацией, если аудиторы сочтут это необходимым.

Если в предварительном варианте письменного отчета аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменного отчета необходимо дать оценку и анализ исправлениям, сделанным работниками аудируемого лица в порядке выполнения требований аудиторов.

В соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом) "Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности", а также Федеральным стандартом № 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" обнаруженные в процессе аудита факты искажений бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна подробно отразить в своей рабочей документации.

Кроме того, сведения о выявленных искажениях следует включить в письменный отчет аудитора руководству аудируемого лица, а если нарушения не будут исправлены, то в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.

Изучив предварительный вариант письменного отчета аудитора, руководство аудируемого лица может принять решение внести исправления в бухгалтерскую отчетность.

Следует помнить, что, хотя в письменной информации аудитора содержатся итоговые цифры корректировки статей бухгалтерской отчетности недостаточно внести исправления только в отчетные формы. Исправления считаются внесенными, только если они сделаны в бухгалтерском учете - оформлены бухгалтерские справки по внесению исправлений, сделаны бухгалтерские записи, сформированы новые регистры аналитического и синтетического учета и составлена бухгалтерская отчетность.

Для того чтобы аудиторская организация убедилась в том, что необходимые исправления существенных нарушении в бухгалтерском учете произведены, аудируемое лицо должно представить ей не только новый вариант бухгалтерской отчетности, но и оборотно-сальдовую ведомость или иной регистр бухгалтерского учета, на основании которого организация составляет баланс, а также перечень исправительных бухгалтерских записей.

В соответствии с федеральными аудиторскими стандартами, регулирующими подготовку и выдачу аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности, если в результате аудита аудируемое лицо произвело необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления се заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указания на эти поправки.

Если аудиторская проверка происходит после представления отчетности заинтересованным пользователям, то в случае существенного характера ошибок и нарушений в бухгалтерской отчетности до исправлений аудиторская организация должна представить аудиторское заключение, отличное от модифицированного.

Письменная информация аудитора (предварительный и окончательный варианты) составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр письменной информации передастся под расписку только тем лицам, которым может быть представлена эта информация в соответствии с требованиями российского аудиторского стандарта, второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с ОГЛАВЛЕНИЕм ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении названного документа.

По согласованию с получателем письменная информация аудитора может быть переслана по почте или другим способом. В таком случае при архивном хранении в аудиторской организации ко второму экземпляру письменной информации аудитора подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи письменной информации.

Письменная информация аудитора - конфиденциальный документ. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению аудиторской фирмой, се сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации произошедшее по вине или с ведома работников аудируемого лица.

В случае смены аудиторской организации руководство аудируемого лица обязано представить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями). Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями).

Рекомендуемая форма письменной информации аудитора имеет вид: