ОГЛАВЛЕНИЕ договора

Характеризуя обязанности перевозчика, следует обратить внимание на его общие обязанности и обязанности, вытекающие из договора перевозки. Среди общих обязанностей перевозчика можно выделить обязанность по оборудованию пунктов отправления и назначения (вокзалов, станций, портов) необходимой инфраструктурой: билетными кассами, справочными, залами ожидания, камерами хранения, помещениями для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров.

К общим обязанностям относится также обязанность по организации справочно-информационной работы (п. 2 ст. 3 СМПС). Она включает, в частности, обеспечение пассажиров необходимой информацией о времени отправления и прибытия транспорта, о стоимости проезда пассажиров и провоза багажа, о времени работы билетных и багажных касс, камер хранения, об оказываемых пассажирам услугах.

Обязанности перевозчика, вытекающие непосредственно из договора перевозки пассажира, – это прежде всего обязанности доставить пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места, указанного в билете, осуществлять перевозку в соответствии с расписанием. В случае невозможности предоставления места в транспорте класса и категории, соответствующих его билету, перевозчик обязан поместить пассажира и его багаж без взыскания стоимости проезда в другое транспортное средство, которое по тому или другому маршруту направляется в тот же пункт назначения. При этом он обязан содействовать прибытию пассажира на станцию назначения по возможности с меньшим опозданием.

Возможен еще один вариант решения этой проблемы – перевозчик может предоставить пассажиру место в транспортном средстве высшего класса и категории. Разница в стоимости билета в таком случае не взыскивается.

Еще одна обязанность перевозчика заключается в оформлении по желанию пассажира проездного документа (билета) при наличии свободного места высшего класса или высшей категории по сравнению с указанным в его билете при уплате пассажиром разницы в стоимости проезда в соответствии с применяемыми тарифами.

Среди других обязанностей перевозчика выделяется качественное обслуживание пассажира. На эту обязанность указывают упоминавшиеся уже требования по созданию для пассажира наибольших удобств, культурному его обслуживанию. Речь идет об оказании пассажиру комплекса услуг по сервисному обслуживанию, оплаченного им при приобретении билета.

Наконец, важной обязанностью перевозчика является обеспечение безопасности перевозки пассажира. В целях выполнения этой обязанности перевозчику следует прежде всего проявлять должную заботливость о приведении транспортного средства в исправное состояние перед началом перевозки.

Вместе с тем он обязан поддерживать транспорт в технически исправном состоянии в течение всей перевозки. На выполнение этой обязанности перевозчиком прямо указано в Международной конвенции об унификации некоторых правил о перевозке пассажиров морем 1961 г. Статья 3 Конвенции содержит на этот счет достаточно категоричные требования. Она возлагает на перевозчика обязанности проявлять должную заботливость о приведении судна в мореходное состояние, поддержании его в таком состоянии, укомплектовании экипажем, снаряжении и снабжении всем необходимым к началу и в течение всей перевозки, об обеспечении безопасности пассажиров во всех других отношениях.

Среди прав перевозчика следует выделить в первую очередь право требовать от пассажира предъявления проездного билета (билета пассажира) и других документов, необходимых для проезда (паспорта или другого документа, удостоверяющего личность пассажира). Перевозчик имеет также право предоставить пассажиру место более высокого класса или категории при наличии таких свободных мест.

Перевозчик вправе требовать от пассажира соблюдения установленных правил проезда в международном сообщении.

Перевозчик имеет право временно прекратить движение полностью или частично, если это необходимо в связи с обстоятельствами, которые он не может предотвратить и устранение которых от него не зависит (например, стихийные явления). Об этом перевозчик обязан немедленно уведомить перевозчиков других стран, принимающих участие в перевозке.

Обязанности пассажира состоят в уплате проездных платежей, хранении проездного билета до окончания поездки, соблюдении установленных правил перевозки.

Оплата проезда осуществляется пассажиром при приобретении билета. Как указано в и . 8 ст. 4 СМПС, он обязан до начала поездки приобрести билет и проверить правильность содержащихся в нем данных. Существенная обязанность пассажира – сохранение билета в течение всего времени поездки, а также предъявление его в пути следования по первому требованию должностных лиц, уполномоченных на проверку проездных документов.

Пассажир должен иметь при себе паспорт или иной официальный документ, удостоверяющий личность.

По договору международной морской перевозки пассажир обязан заполнить посадочно-высадочную карточку, которая содержит следующие сведения: фамилию, имя, национальность, номер паспорта или другого официального удостоверения личности, дату рождения, род занятий, порт посадки/высадки, пол, адрес места назначения, подпись (п. 3.6 Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г.).

По договору международной перевозки пассажир наделен широким кругом прав. Он имеет право занять место, указанное в билете. При непредоставлении места пассажир вправе отказаться от поездки или занять место в вагоне низшего класса и категории. Он имеет также право перейти на место высшего класса или высшей категории но сравнению с указанным в его билете при наличии свободных мест и при уплате им разницы в стоимости проезда в соответствии с применяемыми тарифами.

Существенное право пассажира – провезти с собой бесплатно одного ребенка, если он не занимает отдельного места. Возраст ребенка определяется конвенциями и соглашениями и в зависимости от вида транспорта колеблется от двух до пяти лет. Кроме того, при провозе ребенка свыше указанного возраста ему приобретают детский билет.

Еще одно право пассажира касается возможности прервать поездку на попутных остановках любое число раз и на любой срок, если этому не препятствуют паспортно-административные правила. Он может возобновить поездку в пределах срока годности билета как со станции, на которой он прервал поездку, так и на любой станции, расположенной ближе к станции назначения по пути следования, указанному в билете (п. 2 ст. 9 СМПС).

Пассажир может заменить билет на другой день или другой рейс при условии наличия свободных мест. В международных железнодорожных перевозках – это право пассажира заменить выданный ему на определенный день или поезд (вагон) плацкарт на новый плацкарт по тому же маршруту на другой день или поезд (вагон) при условии наличия свободных мест (п. 6 ст. 5 СМПС).

За пассажиром закреплено право отказаться от поездки и возвратить проездной документ не позднее указанного срока до начала поездки. При этом ему возвращается стоимость билета в размере, зависящем от указанных в конвенциях и соглашениях сроков возврата.

Пассажир имеет право перевозить при себе ручную кладь. Ее вес имеет ограничения. Так, СМПС ограничивает общую массу ручной клади, провозимой бесплатно, 35 кг на взрослого пассажира и 15 кг на ребенка до 12 лет.

Кроме ручной клади пассажир вправе провозить багаж. Конвенции и соглашения устанавливают особые требования к упаковке багажа, его весу.

Анализ прав пассажира по договору международной перевозки свидетельствует о том, что конвенции и соглашения предоставляют ему возможность с учетом меняющейся ситуации корректировать условия договора, внося в него необходимые изменения. Проявляется это, в частности, в реализации права на поездку в более комфортных условиях (право заменить место, указанное в билете на место более высокого класса), воспользоваться договором лишь частично (прекратить поездку до ее окончания), прервать, а затем возобновить поездку (в связи с болезнью, по личным мотивам), расторгнуть договор как по личным мотивам, так и в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком своих обязанностей.

Предоставление транспортными конвенциями и соглашениями пассажирам таких широких возможностей следует рассматривать как позитивное явление на международном рынке пассажирских перевозок. Это делает его весьма привлекательным и способствует интенсификации перевозочного процесса.

Формой договора международной перевозки пассажира является перевозочный документ. Им может быть проездной билет или пассажирский билет. Проездной билет является основным документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира. Он оформляется ручным или электронным способом.

Конвенции и соглашения, регулируя вопрос о данных, которые должен содержать проездной билет, определяют основные из них: указание места отправления и места назначения, название и адрес перевозчика, а также ссылки на то, что договор перевозки подпадает под действие соответствующей конвенции или соглашения.

Наиболее подробно ОГЛАВЛЕНИЕ проездного билета изложено в СМПС. Перечень данных, которые по Соглашению должен содержать проездной билет, приведены в параграфе "Международные перевозки пассажира".

Как и во внутренних перевозках, билет пассажира может быть предъявительским или именным. Последний применяется на воздушном транспорте (п. "е" ст. 29 Соглашения о международном воздушном транспорте 1944 г.). На автомобильном и внутреннем водном транспорте могут применяться и предъявительские, и именные билеты (ст. 7 КАПП, п. 5 ст. 3 КППВ) (этого нет на внутренних перевозках автомобильным транспортом, где применяются только предъявительские билеты пассажира и, как правило, на внутреннем водном транспорте, практикующем продажу именных билетов лишь в редких случаях).

Билет пассажира относится к так называемым индивидуальным документам. Однако в международных перевозках пассажиров получила распространение и такая форма договора, как коллективный пассажирский билет. Так он именуется в конвенциях, регулирующих перевозки пассажиров автомобильным и внутренним водным транспортом, а Монреальская конвенция 1999 г. называет его "групповой перевозочный документ" (п. 1 ст. 3). При международных железнодорожных перевозках действует система купонной книжки на группу пассажиров и контрольного купона для каждого пассажира (СМПС) (во внутренних перевозках коллективный билет предусмотрен только на внутреннем водном транспорте и только при перевозках по экскурсионно-прогулочным и туристическим маршрутам – п. 4 ст. 97 КВВТ РФ).

Необходимо отметить, что Монреальской конвенцией 1999 г. предусмотрена возможность замены индивидуального или группового перевозного документа любым другим средством, сохраняющим записи информации, которая в них содержится (п. 2 ст. 3).

Важный момент, которого нет в российском транспортном законодательстве, но который урегулирован международными конвенциями, – это положение о том, что отсутствие, неправильное оформление или потеря билета пассажира не затрагивают существования или действительности договора перевозки.

Срок договора международной перевозки пассажира – это срок действия (срок годности) билета пассажира. Этот срок указывается в самом билете. На каждом виде транспорта установлен свой срок годности билета пассажира. Так, в соответствии с СМПС он составляет два месяца, а при заключении договора для проезда не только в одном, но и обратном направлении ("туда и обратно") – четыре месяца.

Течение срока годности билета начинается с даты его выдачи. При предварительной продаже билета течение срока его годности начинается после дня его выдачи.

В пределах срока годности билета пассажир имеет право прерывать поездку, делая остановки в пути следования. Кроме того, в определенных случаях в пределах срока годности билета он вправе изменить день отъезда. Так, при невозможности выезда в указанное в билете время пассажир может реализовать это право, заявив об изменении дня отъезда не позднее чем за шесть часов до отъезда поезда. В случае опоздания на поезд пассажир имеет право возобновить в течение трех часов с момента отправления поезда проездные документы на следующий поезд (п. 4 ст. 6 СМПС).

В указанном Соглашении содержатся ограничения продления срока годности билета. Пассажир может требовать продления срока годности билета не более двух раз, причем срок каждого продления не должен превышать двух месяцев.

Цена договора международной перевозки пассажира – это стоимость проезда и другие платы, указанные в проездном документе. Она фиксируется на базе тарифа в валюте страны отправителя. Стоимость проезда может состоять из стоимости билета пассажира и стоимости плацкарты, если осуществляется железнодорожная перевозка в спальных вагонах и в вагонах с местами для лежания (СМПС).