ОГЛАВЛЕНИЕ актуарного отчета

1. Краткое изложение результатов и рекомендаций.

2. Экономический и демографический контекст и анализ системы управления пенсионной системой.

3. Анализ современной ситуации – условия и нормы пенсионного обеспечения, источники и методы финансирования пенсионных систем:

• анализ текущего финансового состояния пенсионной системы;

• анализ уровня пенсионного обеспечения (уровень охвата, доля страхуемых заработков в общем объеме заработной платы застрахованных, коэффициент пенсионной нагрузки, текущий коэффициент замещения и т.д.).

4. Актуарные прогнозы – методология:

• исходные данные и предположения;

• результаты прогноза статус-кво;

• оценка достоверности (вероятности) прогноза (статус-кво) (sensitivity test);

• результаты прогнозов при условии изменений условий и норм пенсионного обеспечения или для альтернативных вариантов проведения пенсионной реформы.

5. Выводы и рекомендации:

1) основные законодательные положения в области пенсионного обеспечения (в том числе в контексте соответствия требованиям, заложенным в конвенциях и рекомендациях МОТ);

2) финансовое состояние (детализированный анализ);

3) исходные данные;

4) методология (подробное описание).

Конечной целью актуарного моделирования является определение размера страхового тарифа и соответствующих обязательств для различных вариантов финансирования и сценариев экономического и демографического развития, что позволяет исполнительной и законодательной властям определить оптимальную финансовую стратегию с учетом положения системы, демографической и экономической ситуации.

Эпилог

Предметом социального страхования является социальная защита работников и членов их семей от материальных последствий социальных рисков, организованная с помощью страховых механизмов. Роль социального страхования исключительно важна, поскольку в индустриальном обществе организовать столь масштабную по кругу охвата и столь значительную по финансовым ресурсам социальную защиту под силу только ему.

Кроме того, данный институт социальной защиты положительно воздействует на трудовые и социальные отношения в обществе, гармонизирует отношения работодателей и работников, позволяет обеспечить непрерывный ход воспроизводственных процессов труда и капитала на постоянной и стабильной основе. Социальное страхование освобождает государство от дополнительных расходов, переводит систему гражданской ответственности за риски материальных затрат в плоскость публично-правовой ответственности самих субъектов трудовых отношений, что придает характер надежности в области материального положения работников в случаях наступления для них рисков материальной необеспеченности.

Основными принципами организации социального страхования, определяющими концептуальную суть финансовых взаимоотношений его основных субъектов, выступают:

– личная ответственность работников и работодателей за организацию страховой защиты от социальных рисков, что воплощено в финансовом механизме распределения страховой нагрузки между вышеуказанными социальными субъектами;

– солидарная взаимопомощь работодателей и работников по возмещению расходов, связанных с социальными рисками;

– субсидиарная ответственность (или оптимальная поддержка друг друга) страхователей с различными уровнями социальных рисков в финансовых и управленческих вопросах;

– взаимная ответственность (реципрокность) по исполнению субъектами страховых отношений (работодателями, работниками и государством) установленных законом обязанностей.

Таким образом, принцип солидарной взаимопомощи охватывает собой индивидуально-групповой, профессионально- отраслевой и государственный уровни. Его сильными сторонами выступают: проявление справедливости и сочувствия между людьми, практическое воплощение реализации прав человека и сто основных свобод.

Основой солидарной взаимопомощи выступает общепризнанная установка и "догмат" устройства человеческого общежития: в любом обществе его члены взаимосвязаны, а поэтому должны отвечать друг за друга. Следовательно, социальные риски наиболее удобно компенсировать организованными сообществами. В этой связи считается, что солидарность опирается на укорененную в общественном сознании моральную установку на помощь людей друг другу.

При этом солидарность является обязательством, основывающимся на принципе взаимности ("долг платежом красен"). Тот, кто сегодня активно трудится, финансируя тем самым текущие расходы на страховые выплаты, "отдает свой долг" пенсионерам (которые, в свою очередь, ранее несли расходы но его профессиональному обучению), а также как бы "дает в долг" подрастающему поколению, финансируя за счет своих подоходных налогов затраты на весь круг жизнедеятельности общества (образование, здравоохранение, культуру и т.д.).

Финансовый механизм социального страхования выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются: аккумуляция и распределение ресурсов, что обеспечивает воспроизводственные процессы населения; социальная защита наемных работников и членов их семей, а также перераспределение рисков и финансов между застрахованными.

Резервирование средств на компенсацию будущих социальных рисков и распределение их между застрахованными, для которых наступают страховые случаи, является сутью финансовой системы социального страхования. Аккумулирование финансовых ресурсов обеспечивается с помощью законов, имеющих публично-правовой (обязательный, а не договорной) характер. Публичная составляющая правового механизма регулирования социально-страховых отношений обеспечивает высокую надежность финансового обеспечения и функционирования институтов социального страхования, что обусловлено необходимостью предоставления застрахованным работникам государственных гарантий на социальное страхование.

Размер страховых взносов (страховых тарифов) определяется исходя из принятых стандартов социальной защиты, которые устанавливаются исходя из потребностей не только самих застрахованных, но и членов их семей, т.е. с учетом обеспечения воспроизводственных процессов населения. Благодаря страхованию временной и стойкой (частичной) утраты трудоспособности создаются условия для возвращения к активной трудовой деятельности граждан, принимаются меры к уходу за детьми в период их болезней.

Функция перераспределения доходов обеспечивается в разных плоскостях:

– "горизонтально" – среди работников, обеспечиваемых одной социальной структурой, которые принадлежат или принадлежали в прошлом к одной группе по доходам (например, от работников к пенсионерам или от работников к тем, кто временно не работает по причине болезни, беременности или родам);

– "вертикально" – от высокооплачиваемых застрахованных к низкооплачиваемым, что имеет место, например, в механизмах социального пенсионного страхования, где низкооплачиваемые в прошлом работники могут получать пенсии, размеры которых по отношению к их заработку будут составлять большее соотношение, чем для высокооплачиваемых категорий работников. При этом и те и другие категории работников вносят страховые взносы по одной и той же процентной ставке. Сходным образом реализуется "вертикальное" перераспределение доходов в системах страховой медицины.

С помощью механизмов "вертикального" перераспределения достигается солидарное перераспределение финансовых ресурсов между профессиями, регионами, между городом и деревней. Проблема состоит при этом в обоснованности пропорций перераспределения, которые не должны подрывать у страхователей и застрахованных веру в социальную справедливость таких мер.

2. Принципы социального страхования, определяющие его институциональное построение (определяющие институциональное ядро) и функционирование (с позиции ответственности и полномочий субъектов страхования).

3. Функции социального страхования как сочетание экономических, организационных и финансовых механизмов.

4. Функция аккумулирования ресурсов в социальном и личном страховании: общие и различающиеся подходы.