Собственность и система экономических интересов

Экономические интересы — это отношения, возникающие между разными субъектами собственности по поводу реализации их экономических потребностей. Они характеризуются рядом признаков. Во-первых, экономические интересы — это осознанные потребности, а их реализация есть не что иное, как потребление материальных благ. Во-вторых, они во многом определяются и зависят от сложившихся в обществе форм собственности на средства производства и находят свое конкретное проявление в тех целях, которые каждый из участников этих отношений ставит перед собой. В-третьих, экономические интересы постоянно воспроизводятся и повторяются в массовых масштабах, что позволяет считать их экономической категорией. При всем многообразии экономических интересов прежде всего следует выделить такие их виды, как частный и общий: именно они соответствуют таким формам собственности, как частная и государственная. Частные экономические интересы соответствуют организационно-правовым формам предприятий и тем конкретным субъектам, которые принимают участие в их функционировании. Общие экономические интересы реализуются через потребление членами общества определенных видов товаров и услуг, произведенных государством, которые принято называть общественными благами и услугами (транспортные и другие виды коммуникаций, мосты, пожарная охрана, библиотеки и музеи, организации профилактического медобслуживания и др.).

Мы уже знаем, что субъектами экономических отношений являются домохозяйства, предприятия и государство. Как экономические агенты рыночного хозяйства все они выступают и на стороне спроса — агенты спроса, и на стороне предложения — как агенты предложения. Каждая из этих труни агентов имеет собственные экономические интересы, которые в своей совокупности и образуют целостную систему взаимосвязанных элементов структуры этих интересов. В системе экономических интересов важное место принадлежит двум группам экономических агентов: с одной стороны, собственникам средств производства, с другой — собственникам рабочей силы. Встречаясь на рынке рабочей силы (труда или услуг), покупатели стремятся приобрести ее по более низкой цене, в то время как продавцы — продать подороже. Такое столкновение противоположных интересов постоянно возобновляется и разрешается. Выступая в качестве самостоятельных агентов, каждая из сторон понимает, что достижение ее интересов возможно лишь при условии учета интересов противоположной стороны. Отсюда вытекает объективная необходимость определенной договоренности, согласования интересов каждой из сторон на основе конкуренции и заключения соответствующего трудового (коллективного) договора.

Безусловно, наем рабочей силы — важнейшая предпосылка для осуществления самого процесса производства. Но не менее важно и другое: "запустить" имеющиеся средства производства и рабочую силу в движение. Именно в результате этого происходит экономическая реализация отношений собственности с учетом соответствующей спецификации нрав собственности между конкретными экономическими субъектами. Непосредственная цель такого движения — получение наибольшего дохода и присвоение его всеми субъектами хозяйствования в таких формах, как заработная плата, рента, прибыль, процент, что соответственно и способствует реализации их экономических потребностей.

Цель функционирования любой хозяйственной единицы — наибольшая прибыль, размер которой прежде всего зависит от эффективного использования ею всех факторов, участвующих в производстве. Сам же размер прибыли определяется как разница между доходом (выручкой) от продажи произведенных товаров и издержками па их производство. Немаловажна и роль цены, которая формируется на соответствующих рынках товаров под влиянием спроса и предложения на них. Стремление хозяйствующих субъектов к максимизации прибыли есть одновременно и их стремление к минимизации собственных издержек производства. И это не случайно, поскольку при прочих равных условиях величина прибыли прямо зависит от величины издержек.

Минимизация издержек зависит от многих факторов и в том числе от организационно-правовой формы самого предприятия. Если производство осуществляется самим собственником средств производства, то он непосредственно заинтересован в снижении издержек. Во всех других хозяйственных единицах, где используется наемная рабочая сила и существует разделение капитала на капитал — собственность и капитал — функцию, следует использовать внешние стимулы. При этом необходимо создать такую мотивацию поведения этих субъектов, которая порождала бы у них стремление к эффективной работе, снижению издержек производства. Такое воздействие на поведение людей должно осуществляться главным образом через их стимулирование.

Стимулирование трудовой активности связано в первую очередь с материальным вознаграждением, но сами стимулы нельзя сводить только к этому. Здесь существенную роль играют такие факторы, как самовыражение, самоутверждение субъекта, его желание стать собственником и т.п.

Мотивы — исходное условие труда, производства, экономики. Именно под влиянием тех или иных мотивов происходит разнообразная деятельность индивида, коллектива, общества. Мотивы формируют определенного рода заинтересованность, или стимулы, и в этом своем качестве они представляют единство потребностей и стимулов. Логика здесь простая: без потребности нет мотива, но и без стимула мотив не возникает, так как нет условий реализации потребности. Примером новых подходов к мотивации деятельности людей может служить такая распространенная форма хозяйствования, как акционерная или корпоративная собственность. В разного рода акционерных обществах непосредственные производители считают себя в какой-то мере их собственниками, поскольку владеют акциями АО и получают на них доход в форме дивиденда (это, естественно, дополнительный стимул в их работе); фактически же экономическая власть в АО принадлежит владельцу контрольного пакета акций (теоретически — это 50% плюс одна акция, а практически — 20—30% акций).

Начиная производство, любая хозяйственная единица в качестве непосредственной (т.е. первоначальной) цели предполагает получить определенный доход. Но эта цель может быть достигнута, если произведенная продукция будет куплена на рынке агентами спроса, т.е. потребителями. Таким образом, непосредственная цель может быть достигнута лишь при условии осуществления конечной цели производства вообще, т.е. потребления. Интересы агентов предложения (продавцов) и агентов спроса (покупателей) на рынке товаров и услуг (как и на рынке рабочей силы) противоположны. Тем не менее, чтобы реализовать свои интересы, каждая из сторон вынуждена идти на определенный компромисс. В конечном итоге регулирующим механизмом, позволяющим им принять согласованное решение в отношении рыночной цены, становится конкуренция.

Таков в целом принцип взаимоотношений участников рыночного обмена, позволяющий им реализовать свои экономические интересы. Движущей силой рыночной экономики является стимулирование личного (индивидуального) интереса каждого рыночного агента. Собственники ресурсов стремятся их наиболее выгодно продать или сдать в аренду. Хозяйственные единицы в процессе своей деятельности пытаются максимизировать прибыль (в крайнем случае — минимизировать убытки). Потребители желают приобрести необходимые товары и услуги по низким ценам. "Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придаст направленность и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной".