Лекция 7 СМЫСЛ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

• что такое бытие человека и его смысл;

• ОГЛАВЛЕНИЕ форм общественного сознания;

• основные подходы к трактовке свободы человека и ответственности;

• проявление диалектической связи насилия и ненасилия в обеспечении свободы человека;

уметь

• осмысливать противоречия бытия человека;

• применять полученные знания в юридической практике;

• самостоятельно изучать и анализировать формы общественного сознания в современной России;

• анализировать противоречия свободы и ответственности в жизни человека;

владеть навыками

• разрешения противоречий бытия человека;

• использования знаний по формам общественного сознания в отношениях с разными носителями этих форм в обществе;

• применения положений диалектики насилия и ненасилия в своей профессиональной деятельности;

• выявления основных закономерностей и форм регуляции поведения людей, обеспечения прав и свобод человека и гражданина нашей страны;

• включения моральных регулятивов в формирование личности юриста.

Обращение к смыслу и сущности человеческого бытия предполагает рассмотрение совокупной чувственной деятельности индивидов, социальных групп, в которых как проявляются и реализуются личные интересы людей, так и воплощаются в действительность социальные установки, обусловленные конкретными идеологическими конструктами.

В сообществах людей создаются не только материальные объекты, но и духовные образования, формы общественного сознания, которые обусловливают социализацию новых поколений людей, их культурную идентичность. Возникают вопросы о цели и смысле жизни отдельного человека и человеческого бытия в целом.

Проявление своей активности человек обязан соотносить, сопоставлять с интересами других людей и общества в целом. В рамках правомочий и обязанностей, ответственности каждого члена сообщества людей перед такими же, как и он, участниками совместной жизни формируется понимание свободы и долга.

Все эти стороны жизни людей в сообществе себе подобных будут рассмотрены с философской позиции в этой главе.

Смысл человеческого бытия

Человеческое бытие включает в себя достаточно широкий круг действий людей, направленных на познание и преобразование природы, на созидание второй природы, совершенствование самих себя, способов и форм организации совместной жизни общностей и общества в целом. Для отдельного человека этот процесс ограничен временными рамками "прихода в жизнь" и "ухода из жизни", а также тем временем определенного инобытия в памяти конкретного круга людей или мирового сообщества в целом. Что касается вопроса о бытии человечества как симбиоза биолого-социальной формы движения материи, то здесь временные рамки, позволяющие исследователям отграничить предмет познания, имеют более или менее реальный вектор, направленный в прошлое. Граница будущего достаточно неопределенна. Она может иметь как пессимистический "предел", так и оптимистическую инвариантную неопределенность, основанную на том факте, что в развитии объективной реальности могут возникнуть новые формы движения материи, но все предыдущие не исчезнут.

Такое положение дел, относящееся к рассмотрению заявленной темы, обусловливает необходимость выбора пути, позволяющего охарактеризовать как жизнь отдельного человека, общностей людей, так и человеческое бытие в целом. Такой путь заключен в логике категорий "общее — особенное — единичное", которая позволяет утверждать, что в единичном отражена сущность общего, по общее не существует иначе как в единичном.

В рамках выбранного подхода человеческое бытие по исходному субъекту его проявления имеет следующую структуру: а) бытие отдельного человека; б) бытие сообществ людей; в) человеческое бытие как бытие высшей на данный момент формы движения материи. В данном контексте человеческое бытие в целом, или социальное бытие, имеет важный отличительный признак, которым является духовная составляющая общественной жизни, существующая на любом ее уровне. Наличие этой духовной составляющей в человеческом бытии позволяет выделять его смысл.

Наличие в таком субъекте бытия, как общности людей, или социоисторические организмы, духовного (идеального) компонента — это показатель, фактор, который определяет ОГЛАВЛЕНИЕ и характер труда, всей палитры видов деятельности, формы и способы организации жизни конкретных сообществ, идеологические установки, которые обусловливают не только вид и тип культур, социализацию новых поколений, но и детерминируют формирование у общества и людей определенного смысла их бытия.

На уровне отдельного человека в его духовности не только сплетаются его общеродовые и неповторимо-индивидуальные черты и свойства, но и возникает и проявляет себя совершенно новая форма бытия — духовное бытие, обладающее следующими чертами.

1. Духовная жизнь человека, его духовное бытие многогранно и носит всеобщий характер. По содержанию она включает в себя рациональные и иррациональные, эмоционально-аффектные компоненты, гносеологические и ценностные процессы-моменты, осознанные и подсознательные

уровни проявления собственного "я", различного вида и типа установки, ориентированные на себя, общество, свою деятельность, среду обитания, различные психические состояния и образования и т.д. Духовность все это "вбирает" в себя со специфическими нюансами, обусловленными характером, темпераментом, волей, направленностью конкретного человека.

2. Духовная жизнь человека существует в форме идеального. Другими словами, духовное бытие человека характеризуется тем, что ОГЛАВЛЕНИЕ любых феноменов реальности объективируется человеком в уже "освобожденном" от материальных черт и свойств виде, т.е. "освоение" предметности реального мира осуществляется человеком и проявляется в нем без самих этих предметов. Для этого человек использует язык и понятийно-категориальный аппарат своего мышления. В дальнейшем оперирование формами посредством и с помощью мышления создает человеческую духовность.

3. Духовность человека сугубо субъективна, ибо является достоянием конкретного субъекта, и неповторима другим. Она существует как внутренняя, никому не подвластная с точки зрения возможности "проникнуть" внутрь нее кем-то другим, развертываемая в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность субъективна не только по характеру бытия, но и по содержанию. Она представляет собой "я" человека, выступает как идеальное бытие "я" с его спецификой и неповторимостью.

Духовная жизнь человека, его духовное бытие — это присущая только человеку форма и способ функционирования идеального, обусловленная сугубо индивидуальными особенностями мышления, проявляемая в различных видах интеллектуальной деятельности, многогранная, носящая всеобщий характер и часто не зависящая от какой-либо материальной основы.

Правда, в качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире люди, существуя как тела, находятся в зависимости от законов функционирования, развития и гибели живых организмов. Из факта существования человека как живого организма вытекает его подвластность законам наследственности, отменить которые невозможно. Значительную роль в этом процессе играют и "внешние" факторы, к которым можно отнести сложившиеся в сообществе традиции, обычаи, установки, принуждения и т.д. Таким образом, чтобы дать жизнь духу, нужно обеспечить жизнь телу. В связи с этим во многих странах мира, в том числе и в России, признание фундаментальных прав человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплено юридически.

Следует отметить, что включенность духовности в практическую деятельность человека придает материальному бытию человека особенность и категорически отделяет его бытие от бытия других видов живых организмов, в том числе и высших приматов.

Пронизанная духом деятельность человека радикально изменяет и самого человека, формирует в нем свойства и черты активного, творческого субъекта. Результатом такого симбиоза духовности и деятельности становятся такие формы проявления его самости, как самоуважение, чув

ство собственного достоинства, убежденность в правильности своей деятельности, приверженность истине в раскрытии каких-то противоправных деяний, неприятие лжи и т.д.

Под воздействием духовного человек способен подчинить свою жизнь не сиюминутным потребностям или интересам, а выстраивать ее в соответствии с выработанной стратегией, глубокими и значимыми целями как для себя, своих потомков, так и для сообществ людей.

Симбиоз духовности и практики в жизнедеятельности человека — это основа его свободы, творчества и способность выявить смысл своего бытия, бытия сообществ людей и человеческого бытия в целом.

Бытие сообществ людей не является суммой бытия отдельных его членов. Общности — это самостоятельные субъекты, имеющие свой временной период существования, решающие тот круг задач, которые входят в круг их деятельности. Для них, как и для человека, имеется своя внутренняя и внешняя жизнь.

Общества как форма и способ бытия людей в своем бытии организуют, управляют и совершенствуют различные виды деятельности, необходимые для сохранения их целостности и функциональности, социальные институты, коммуникации, культурные организации, учреждения, традиции, обычаи, идеологические установки, формируют и утверждают различного вида и типа ценности для мотивации активности людей, обеспечивают безопасность общества и его граждан и т.д.

Другими словами, бытие общества представляет собой сложный процесс взаимообусловленных видов деятельности, осуществляемых в соответствии с выработанными социально-идеологическими установками, результаты этой деятельности, закрепляемые в разных видах и типах культур, а также нормы, которые могут регулироваться или общественным мнением, или принуждением в различных формах, и различного вида и типа связи и взаимодействия.

Возвращаясь к вопросу о смысле человеческого бытия, определимся с понятием "смысл", а также с тем ОГЛАВЛЕНИЕм, которое мы будем вкладывать в понятие "смысл жизни человека", "смысл бытия человека".

Очевидно, что смысл связан с информацией, которая имеет место в связях между человеком познающим и объектом, который может быть представлен перед ним в разных формах и видах. Смысл возникает тогда, когда имеет место передача сигнала и происходит оценка качества его значения. Иными словами, выявление смысла конкретного сигнала, который может быть выражен и знаком-образом, и знаком-символом, мы устанавливаем, раскрывая связь между субъектом и объектом. Данная связь может быть активной и пассивной, осознанной и неосознанной. При этом, когда субъект пассивен по отношению к объекту, он придает последнему субъективный смысл. Если же субъект вступает во взаимодействие с объектом, то придает ему новый объективный смысл.

Таким образом, смысл раскрывается не только связью значений знаков, но имеет логико-культурную природу. Он заключен в границе меры значения знака, когда данный знак находится на своего рода высоком уровне, рубеже отражения значения объекта.

Смысл - это субъективное знание, раскрывающее понимание человеком содержания используемых в жизни, речи, письме, деятельности, отношениях определенных знаков-средств, а также предназначение каких-либо феноменов в реальности, оправдание их существования, целеполагание и результат какого-либо действия.

Значит, выделить смысл бытия можно тогда, когда бытие можно будет подвергнуть логико-культурологическому изучению субъектом, обладающим соответствующей методологической культурой мышления и практического действия.

Что касается смысла бытия человека, то как в истории развития философской мысли, так и в настоящее время ОГЛАВЛЕНИЕ его трактовок остается весьма разнообразным. В самом общем плане их можно разделить на три большие группы. Одни представители философской мысли ищут смысл жизни человека "внутри" самой жизни человека, в каких-то ее формах и проявлениях: в любви, добре, наслаждении, достижении власти над миром, совершенствовании разума и т.д. Другие выходят в поисках смысла жизни за собственные пределы жизни конкретного человека и видят этот смысл в предназначении жизни отдельного индивида какой-то цели, значимым в будущем результатам, которые позволят человечеству в целом выйти на совершенно новые качественные преобразования в самом человеке, в жизни сообществ людей и всего человечества. Такой целью у данной группы может быть и служение какому-либо высшему, идеальному началу — Богу. Третьи обосновывают мысль о том, что жизнь человека вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. Если в бытии существует смерть, то жизнь абсурдна и превращается в ожидание своей естественной участи. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни человека к такой проблеме, например, как "смысл смерти".

Наверное, с того момента, как человек начал себя осознавать, он пытался ответить на вопросы: "Для чего живет человек? Для чего пришел он в этот мир? Почему ои умирает? Что происходит с ним после смерти?"

Например, ориентация греческих мыслителей на человека и его разум реализовалась в фундаментальной установке: "Познай самого себя". Правда, обобщенного понимания смысла жизни человека у философов того времени не сложилось. Сократ, судя по записям его слушателей, считал, что смысл жизни человека заключается в философствовании, постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания.

Антисфен полагал, что смысл жизни состоит в том, "чтобы умереть счастливым", а для этого необходимо вести благочестивую и праведную жизнь. Более того, за этим должно следить государство, ибо оно погибнет, когда перестанут отличать дурных от хороших.

На Руси после принятия христианства основой всех основ и мерой всех вещей стаю высшее духовное субстанциональное первоначало. Через осознание своей малости, греховности, даже ничтожности перед абсолютностью идеала и в стремлении к нему человек получил перспективу духовного развития, для которого выбирались разные средства и способы: от стремления к духовному самоуглублению в духе Нила Сорского до бунтарского протеста протопопа Аввакума, который выступал в защиту народных традиций от их сознательного разрушения властью.

В экзистенциализме проблема выявления смысла человеческого бытия была обусловлена граничными условиями существования человека, находящегося перед лицом смерти.

С позиций диалектического материализма смысл индивидуальной жизни человека не может быть найден в ней самой. Он обнаруживается не собственно в жизни человека, а в отношении его жизни к жизни другого человека, к бытию других предметов мира. Таким образом, смысл жизни отдельного человека может существовать только в том случае, если имеется хотя бы какой-то смысл жизни рода человеческого, всей его истории. Последняя, по тем же соображениям, может иметь смысл только тогда, когда есть хотя бы какой-то смысл в существовании неживой и живой природы, Вселенной, частью которой человечество является. Не может "часть" иметь смысл, а "целое" — нет.

Есть ли основание "требовать" от мира смысла и целей? Не приписываем ли мы при этом всему сущему наши собственные человеческие особенности? Вообще, когда мы ставим вопрос о смысле какого-либо явления, феномена, образования, процесса, то обычно задаемся вопросами: "Зачем? Для чего? Ради какой цели?" Эволюция в природе, как было выяснено естественными науками, имеет явно выраженную направленность изменения своих свойств, а раз есть направленность, имеющая характер закономерности, это позволяет интерпретировать мир в целом в понятиях "смысла" и "целей". Последние в этом случае означают не субъективные намерения и ожидания людей, а выражение объективной необходимости того или иного явления.

Человек, например, смертен. Конечность человеческого бытия в принципе должна обессмысливать все его усилия. Ради чего преодолевать трудности жизни, если все равно бесследно исчезнешь? Какой в этом смысл? Между тем смысл есть, только не индивидуальный, а родовой, эволюционный. Смертность всего живого — это приспособительный механизм, с помощью которого биосистемы совершенствуют себя. Именно быстрая смена поколений обеспечивает простор действию естественного отбора. Только она и позволяет "отбраковывать" неудачные мутации, закреплять удачные и непрерывно апробировать новые формы. Не будь этого механизма, эволюция давно остановилась бы, и до человека разумного дело заведомо не дошло.

Таким образом, многие социальные и биологические явления имеют смысл в том плане, что их необходимость заложена в сам механизм эволюции живой природы. Смысл человеческого бытия в целом заключен в закономерностях его возникновения, становления и развития: человечество воспроизводит свое собственное существование, соотнося, связывая его с существованием более "широкого пласта реальности".

Смысл бытия сообществ людей заключен в закономерностях воспроизводства человека, в создании условий и факторов его рождения, развития и функционирования в среде себе подобных и в относительно самостоятельном существовании по отношению к неживой и живой природе.

Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать их жизни смысл. Эти ценности располагаются на трех уровнях.

Первый уровень — это идеологические ценности, ориентирующие людей на ОГЛАВЛЕНИЕ их бытия и его предназначения в данном конкретном сообществе. Это могут религиозные или светские ценности, состоящие, однако, в большей степени из воззрений, где присутствует или вера, или убеждение, которое может быть непроверяемым. Такие ценности способны объединять людей, придавать им устойчивость и направленность деятельности, даже формировать смысл как жизни, так и смерти.

Второй уровень составляют культурные ценности общества в целом: национальные традиции, обычаи, героические подвиги данного сообщества в каких-то делах, событиях, войнах и т.д. Данный уровень ценностей не исключает ценностей первого уровня, но включает палитру исторических былей, сказаний, литературных эпосов и т.д. Он придает сообществу людей понимание своей самости, значимости, уверенности в себе и будущем. В рамках данных ценностей смысл жизни отдельного человека становится сопричастным жизни общества как единицы человеческого сообщества в целом.

Третий уровень — это ценности семьи, малых групп, той среды, где происходит формирование каждого человека. С одной стороны, данные ценности остаются незыблемыми в жизни людей долгие годы, по часто порождают противоречия поколений, что определенным образом сказывается на формировании смысла жизни конкретного человека. С другой стороны, эти ценности служат человеку в качестве важного фактора его социальной мобильности, достижения статуса и успеха. Они в меньшей мере прогнозируемы, но более эффективны в плане создания у конкретного человека его смысла жизни.

Конечно, в реальной жизни все виды и уровни ценностей, а значит, и смыслов, тесно связаны и переплетены, составляют единое "тело" человеческого бытия. Чем более иерархическим и деспотичным является общество, тем в меньшей степени индивидам позволяют выбирать свои "высшие ценности". Ведущие смыслы оказываются предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои. У них не возникает сомнений по поводу того, как надо жить и трудиться.

Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что в смысловом отношении объединяет людей.

Следовательно, есть основания утверждать, что смысл бытия человека заключен в раскрытии тех задатков, которые предоставляет ему его природа, в воспроизводстве себе подобных, обеспечении своей эволюции в направлении познанных закономерностей существования социальной формы движения материи.

В таком звучании смысл бытия человека выполняет следующие функции.

1. Смысл бытия предоставляет человеку цель, которая дает человеку ответ на вопрос о том, зачем ради нее стоит преодолевать противоречия жизни,

выживать и даже бороться за жизнь и выживание. Когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудится, творит, не замечая его, как воздух, которым дышит, как естественный свет, на фоне которого видны все другие предметы. Смысл связан со значительными целями и ценностями, к которым мы стремимся. У Ф. Ницше есть такое высказывание: "У кого есть “зачем” жить, может выдержать любое “как” жить".

2. Смысл бытия направляет человека на творчество, изобретательство, конструирование своих форм и способов существования и развития.

Смысл жизни — это то, чем человек воодушевляется для жизни, хотя он может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, на грани небытия.

3. Смысл своего бытия открывает человеку смысл бытия другого человека, общества и мироздания. Человек сам придает действительности смысл, никто не может это сделать за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Однако обнаружение смысла в другом не есть результат чисто логического вывода. Его обретение возможно, как мы отмечали, только в сопоставлении, соизмерении, сравнении своего смысла со смыслом другого.

4. Смысл своего бытия позволяет человеку не только совершенствовать свое "я", но и быть сопричастным бытию других людей, соучаствовать в их развитии без ожидания адекватного воздаяния за позитивное для них содеянное. Человек практически всегда связан с другими людьми и поэтому не может не проецировать свой смысл бытия на бытие своих сотоварищей. Однако при этом смысл его бытия влечет за собой определенную ответственность за те его практические действия, которые этим смыслом и порождены.

У каждого человека есть смысл жизни, который так или иначе обусловлен закономерностями развития человека, общества, а также теми ценностями, которые придают обществу целостность, функциональность, будущность, конкретному человеку — побудительный мотив раскрыть в позитивном ключе данные ему природой задатки.

Например, в юридической практике поиск смысла нормативного акта осуществляется посредством интерпретации юристом конкретной юридической нормы, но в связи ее с реальным деянием, процессом, явлением, образованием, т.е. смысл нормативного акта выявляется тогда, когда будут изучены, по крайней мере, некоторые его свойства, функции в оценке общественных деяний как необходимо с ним связанных. Для этого потребуется к логическому анализу прибавить культурологический и чувственный аспекты познания того деяния, которое необходимо оценивать данным актом.