Сложность деловых коммуникаций

Коммуникации, отношения между людьми являются той средой, где этические системы людей и организаций формируются, проявляют себя, получают оценку, влияют на процессы и результаты.

Этика деловых коммуникаций как система норм и правил поведения в деловой сфере в качестве наиболее значимых элементов включает нормы профессиональной, организационной и групповой этики (применительно к трудовым группам), правила делового этикета. Поскольку все этапы подготовки и проведения коммуникации происходят в группах людей, обладающих личностными характеристиками, сознанием (включающим мораль), и влияют на людей, поэтому все поступки и поведение в целом имеют моральное значение, могут и подвергаются этической оценке с опорой на этические принципы и понятия. Мы уже говорили о наличии внешней, демонстрируемой составляющей этической системы человека и организации, являющейся, по сути, этикетом, и внутренней глубинной составляющей этической системы. В деловых коммуникациях взаимодействие происходит чаще всего на уровне этикета, и этого уровня бывает достаточно. Но в процессе подготовки к общению, прогнозирования поведения партнеров по общению, формирования их гипотетического портрета представление о внутренней этике способствует лучшему прогнозированию поведения, пониманию фундаментальных интересов и мотивов, разработке именно той аргументации в подкрепление своей позиции, которая может в глазах собеседника выглядеть наиболее убедительной и тем самым позволит сблизить позиции, наладить взаимопонимание.

Создавая образ представителя организации, вступающей в коммуникацию с вашей организацией, вы, естественно, стремитесь определить, с кем имеете дело, пытаетесь создать некий образ, портрет, профиль этого представителя. Личностные качества могут выбираться вами из состава характеристик личности, при этом какие-то качества рассматриваются как важнейшие, определяющие успешность достижения взаимопонимания (или оказания влияния) в предстоящей деятельности, а какие-то признаются несущественными, малозначимыми. Многочисленные формы морального сознания личности и социума, который представляет личность, ее характер, направленность, включая потребности, интересы, мотивы, желания, идеалы, убеждения, предубеждения, предрассудки, мировоззрение и многое другое, создают неповторимую индивидуальность и личности, и ее оценки ситуации общения. Чем больше труда вы положите на исследование специфики объект-субъекта общения, тем более точным будет формируемый портрет и прогноз развития событий в процессе общения (хотя никогда прогноз не будет стопроцентным).

Поясним понятие "объект-субъект". Субъект и объект деловых коммуникаций — отдельный человек или группа людей, передающих и воспринимающих информацию, осуществляющих совместную деятельность, называемую "общение". При осуществлении коммуникаций мы, конечно, отдаем себе отчет, что и мы сами, и адресат нашего послания — уникальные биосоциальные системы. Более того, говорить о лице или группе, принимающей информацию, что они — объект коммуникации, не совсем верно: они и объект, и одновременно — субъект, поскольку процесс коммуникации включает в качестве неотъемлемого компонента обратную связь и к тому же процесс восприятия информации — активный, приводящий к различным формам психической активности и деятельности. Правильнее было бы говорить об "объект-субъектах" коммуникативного процесса.

Исследованием многочисленных свойств личности занимается паука психология, в рамках которой есть отдельное направление "психология личности", а также социальная психология, исВперед особенности поведения личности в социальной группе. Уникальность, своеобразие каждой личности проявляется в уникальном содержании таких психических процессов и состояний, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, чувства, в особенностях активности, общения, сознания, направленности, в особенностях темперамента, характера, способностей, задатков и многом другом. При этом каждое из перечисленных свойств, характеристик представляет собой также сложное системное явление, которое не так просто, а иногда и невозможно измерить и достаточно глубоко исследовать; к тому же эти свойства влияют друг на друга, могут действовать синергетически, связаны с внутренним состоянием человека, подвергаются воздействию окружающей среды. В деловом общении эти особенности личности создают неповторимую картину взаимодействия, определяют склонности к тому или иному поведению, стилю общения (использованию "излюбленных" средств общения, методов, "инструментов", предпочтению одних социальных ролей другим).