Сложная и запутанная жизнь "Blow-uр"

Картина итальянского режиссера Антониони "Blow-uр" ("Фотоувеличение", 1966), как и все его творчество, посвящена теме отчуждения, одиночества, беззащитности человека. Герой фильма - талантливый фотохудожник со свободными взглядами на все, включая и интимные отношения, терпимо относящийся к увлечениям любимой жены и позволяющий себе беззаботные связи с женщинами. Однако, порвав с зависимостью от общепринятых норм, герой попал в рабство сексуальной свободы и чувствует себя не вправе предпринять что-нибудь для возвращения близости с женой, без чего его одиночество особенно обостряется.

Герою вдруг раскрывается беззащитность человека в мире. Как-то утром в парке с репортерским автоматизмом он фотографирует влюбленную пару. Однако молодая женщина, неожиданно для себя попавшая в кадр, настойчиво просит отдать ей пленку, даже предлагает деньги. Похоже на то, что она боится разоблачения любовной связи. Проявив пленку, художник видит, казалось бы, тривиальную ситуацию. Но новейшие технические средства позволяют пристальнее вглядеться в жизнь. Он увеличивает фрагменты снимка - и событие предстает "blow-uр" (крупным планом) в новом свете.

Становится ясно: молодая женщина увлекает возлюбленного в глубину парка и подставляет его под выстрел неизвестного, прячущегося за кустами. Это открытие потрясает фотографа. Несмотря на позднее время, он бежит в парк и при свете луны под огромным деревом, где влюбленные обнимались, находит труп мужчины. Режиссер как бы говорит зрителям: вглядитесь в жизнь! Посмотрите на нее крупным планом, и она предстанет перед вами совершенно иной, более сложной и более страшной, полной предательства, отчужденности, вражды.

Афиша фильма "Blow-up" (реж. М. Антониони)

Фотоувеличение делает героя фильма обладателем тайны преступления. Эта тайна мучит душу. Как ни был внешне циничен герой Антониони, он - художник, и в нем живет чувство социальной ответственности. И вот он мчится домой - поделиться тайной с женой - и находит ее в постели с любовником. Он бросается к друзьям, но они в опьянении наркотиками и сексом. Он мечется по городу, но встречает или безразличных прохожих, или впавших в массовый психоз фанатов модной музыки. Мир преступно жесток и равнодушен к личности. Знаменитый вопрос Достоевского: "Куда пойти человеку?" - получает у Антониони горький ответ: некуда!

Символичный финал фильма подводит итог попыткам героя прорваться сквозь стену отчуждения. На корте актеры-мимы "играют" в теннис без мяча. Герой следит за этой странной импровизацией. Не понимая смысла происходящего, он удаляется, как вдруг все обращают на него свои взоры: "мяч" "влетел" и "упал" у ног фотографа. Знаками мимы просят его "поднять" "мяч" и "забросить" на площадку. Но ведь никакого мяча не существует. Однако актеры жестами так настойчиво убеждают фотографа в реальности выдумки и сами так истово верят в иллюзию, что он входит в мир художественной условности, "поднимает" несуществующий мяч и бросает его. Один из "спортсменов" "ловит" "мяч" и вводит в игру. И герой слышит "удары" "мяча" о "ракетку" и видит азарт "спортивного соревнования".

И вдруг детская непосредственность, дремлющая в художнической натуре фотографа, проступает в его счастливой улыбке. Впервые размыкается одиночество, и он приобщается к другим. Развязка фильма несет надежду на очеловечение жестокой действительности: человек должен принять культуру с ее условностями, с ее многовековым опытом, и тогда восстановится его связь с людьми. Так Антониони, подчеркивая гуманизирующее значение искусства, сближается в своем видении мира с художественной концепцией личности Бергмана в "Седьмой печати". В этом проявляется инвариантность художественной концепции психологического реализма. Другими словами, в фильмах Бергмана, Антониони и других художников психологического реализма вариативно утверждается сформулированная выше генеральная мысль данного художественного направления XX в. (повторю ее): личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма.