Словесное оформление публичного выступления

Когда вы готовите публичное выступление, необходимо все время думать о слушателе: как сделать так, чтобы ваша речь была понятна, информативна и выразительна, т.е. действенна.

Оратор должен помнить, что его речь аудитория воспринимает на слух. У нее нет возможности, как при чтении текста, вернуться к услышанному. Отсюда следуют важные правила словесного оформления публичного выступления, в соответствии с которыми рекомендуется:

1) информацию подавать порциями, оформляя каждую ее часть в отдельное предложение. Предложения должны быть короткими;

2) не использовать цепочки отглагольных существительных (ср. "Необходимость подготовки проведения конференции молодых ученых очевидна". – "Очевидно, что необходимо подготовиться к проведению конференции молодых ученых");

3) заменять причастные обороты придаточными определительными предложениями ("Время, требующееся на подготовку конференции, известно" – "Время, которое требуется на подготовку конференции, известно");

4) заменять предложно-падежные словосочетания придаточными предложениями ("Благодаря хорошей работе оргкомитета конференция прошла успешно". – "Благодаря тому что оргкомитет конференции хорошо поработал, конференция прошла успешно");

5) используя цифры, "очеловечивать" их, например: "глазные нервы примерно в 25 раз толще тех, что идут от мозга к органам слуха", а не "толщина глазных нервов... микрон, а слуховых... микрон".

Для установления и поддержания контакта с аудиторией необходимо использовать специальные контактоустанавливающие средства. К ним относятся:

а) этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности и т.д. (Уважаемые коллеги! Разрешите мне..., Благодарю за внимание..., Позвольте мне на этом закончить);

6) апелляция к предварительным знаниям слушателей (Яг/, вы прекрасно знаете..., Вы помните, что..., Вероятно, вам известно, что...);

в) прямые призывы к сомышлению (Вслушайтесь..., Представьте себе..., Давайте предположим..., Давайте вместе подумаем...);

г) прямые вопросы аудитории (Вы согласны со мной!).

Для облегчения восприятия выступления используют специальные метакоммуникативные (комментирующие собственную речь) средства, которые служат для аудитории ориентирами восприятия речи. Метакоммуникативные средства выполняют следующие функции:

• членение выступления на части (Я начну с..., Моей сегодняшней задачей является...);

• переход к новой теме (Я перехожу ко второму вопросу);

введение цитаты, иллюстрации (Я приведу конкретный пример...);

характеристика речи (Я кратко остановлюсь на...).

Существуют и специальные риторические приемы, повышающие выразительность выступления. Во-первых, это приемы, придающие речи определенный ритм: повтор начала фразы (анафора), повтор конца фразы (эпифора), использование одинаковых синтаксических конструкций (лексико-синтаксический параллелизм), противопоставление (антитеза). Во-вторых, это синонимический повтор: восходящая и нисходящая градация.

Обратите внимание на использование риторических приемов в парламентском выступлении доктора философских наук Л. В. Полякова:

Те из вас, кто имел возможность почитать этот небольшой текст (хотя я представляю, насколько трудно читать, когда выступают такие яркие личности), наверное, обратили внимание, что дух вот этого документа, этой правовой концепции, которая должна быть направлена во все властные институты нашего государства, начиная от главы государства – Президента и кончая комитетами Думы, дух этого документа можно обозначить очень просто: это автаркический изоляционизм. Это именно то (синтаксический параллелизм), против чего лучшие наши умы, действительно воспитанные, как это ни прискорбно, Владимир Вольфович, на православной религии, отрицали с самого начала. Всегда считалось: настоящее, подлинно русское, если оно формулируется в идею, всемирно, пронизано идеалами братства, дружбы, любви (восходящая градация). Я не задаю вопрос: правда это или нет? Это исторический факт. Сегодня мы стоим перед другим историческим фактом: в том, что мы слышим от депутатов нашей действительно российской (я не думаю, что она обязательно должна быть русской) Государственной Думы, мы усматриваем попытку радикальной ревизии русской идеи. Нам предлагают отказаться от более чем вековой традиции понимания того, что такое русская идея. Нам предлагают стать волками, а мы еще нс волки. Из текста вот этого документа, основ концепции, явствует, что нам предлагают стать (анафора) действительно Верхней Вольтой с ракетами, потому что мы слабы, потому что нас окружают враги (синтаксический параллелизм), и единственная форма нашего выживания в этом мире (т.е. форма продления русской идеи сегодня) – это стравливание всех тех, которые уже стали волками.

Стенограмма парламентских слушаний. 1996. 15 окт.

В приведенном отрывке мы видим много конструкций, заключенных в скобки. Это вставные конструкции. В устной речи они произносятся в более быстром темпе, т.е. выделяются интонационно, привлекают тем самым внимание слушателей и служат еще одним средством выразительности.

Научиться выразительности публичного выступления можно на специальных занятиях по риторике. Особое внимание следует уделять характеру аргументов.

Виды аргументов. Еще со времен Аристотеля все виды аргументов делятся на аргументы по существу (ad rem) и аргументы к человеку (ad hominem).

Аргументы по существу (или логические аргументы) апеллируют к разуму и связаны с установкой на рассуждение. Они представляют собой логические доказательства и доводы к очевидному (фактам, документам, свидетельским показаниям).

Аргументы к человеку обращены к эмоционально-волевой сфере людей, поэтому их называют психологическими аргументами. Они связаны с установкой на действие.

Рассмотрим, что представляют собой логические доказательства. Различают следующие их типы: рассуждение с дефиницией, индуктивное и дедуктивное рассуждение, аналогическое рассуждение.

Рассуждение с дефиницией строится как уточнение некоего определения. Сначала приводится ложное определение понятия, а затем оно уточняется. Например:

Ирина Хакамада: Я считаю, что публичная политика – это не игра дилетантов по самоутверждению себя на всем народе, а это нормальная профессия, такая же, как профессия врача, художника. Есть люди, способные к этой профессии, есть не способные. А самое главное, если ты ею занимаешься, то, как в любой профессии, ты должен знать правила игры. Правила игры такие, что ты должен давать интервью и быть максимально искренним. Нравится или не нравится – пляши, не хочешь плясать – уходи из этой профессии.

"Школа злословия", канал "Культура". 2003. 8 янв.

Индуктивное рассуждение строится как рассуждение от частного к общему. Например:

Ведущий: Ирина Мацуовна, дошла очередь до Вас. Вы – сторонник либеральных ценностей, а, может быть, все-таки стоит приложить жесткую руку для того, чтобы задавить преступность?

И. X.: После первых терактов у нас стали проверять каждого, кто имеет черные волосы и черные глаза (аргумент). Моего пресс- секретаря, девочку, не пускали в Москву, когда она с бабушкой перевозила какой-то там пылесос, только потому, что ее внешность была похожа на мою (аргумент). С утра до вечера проверяли у всех документы, замотали всех окончательно, а потом шли следующие теракты (аргумент). Поэтому это неправильный метод (вывод).

"Выборы-2004", Первый канал. 2004. 14 окт.

Дедуктивное рассуждение, напротив, строится как рассуждение от общего к частному. Например:

И. X.: Нам повезло (тезис): не всегда удается человеку прожить несколько эпох в течение одной жизни, огромных исторических эпох. Я родилась в советской стране, я пережила перестройку Горбачева, я пережила демократическую шоковую терапию Гайдара и Ельцина, и я сама творила, я была кусочком этой истории, и все зависело от того, смогу я решиться на то, чтобы бежать с этой историей вместе или иногда даже ее опережать, или я буду бояться и потом оставаться где-то на краю (аргументы). Мне повезло, что я решилась, и я начала вариться в формировании новой истории (вывод). И поэтому, конечно, главная идея – изменить, попробовать.

"Школа злословия", канал "Культура". 2003. 8 янв.

Частным случаем логического рассуждения является аналогия (греч. analogia – сходство, подобие). Аналогия играет большую роль в процессе познания. Познать нечто означает найти в нем то, что уже знакомо. Аналогическая аргументация представляет собой объяснение явления через нахождение общих признаков с другим явлением. Например:

И. X.: Я недавно вернулась из Санкт-Петербурга, и меня все спрашивают: "А как это вы без охраны ходите и не боитесь?" Я говорю: "Охрана – это когда человек сам себе игрушку придумывает"... Это как маленького ребенка разукрашивают, как новогоднюю елку, это мама делает не для ребенка, ведь ребенку жутко неудобно, а для себя. Так и охрана, она не для защиты, а просто себя любимого в своих глазах поднять.

"Школа злословия", канал "Культура". 2003. 8 янв.

Доводы к человеку представлены доводами к этосу (этические доводы) и доводами к пафосу (чувственные доводы).

Этические доводы апеллируют к общности нравственных, морально-этических норм оратора и аудитории. Они могут строиться на сопереживании или отвержении. Например:

Балкон в доме – вещь как будто не обязательная, но придающая очарование. Балконы в старину делались вовсе не для того, чтобы белье развешивать, а чтобы, опершись на изящную ограду, любоваться городом – и дать собой полюбоваться. На красивом, увитом цветами балконе легко представить себе красивую женщину в элегантном наряде. На заваленном рухлядью, неряшливом, ободравшемся – только страшную бабу в бигуди и коммунальном халате. Кто же нас умоет и причешет, петербуржцы?

АиФ – Петербург. 2004. № 39

Чувственные доводы апеллируют к чувствам и эмоциям аудитории, ее потребностям – биологическим, социальным, идеальным. Базовыми биологическими инстинктами человека являются инстинкт самосохранения и стремление к удовольствию, они составляют основной объект воздействия доводов к пафосу. Такие доводы строятся как угрозы и обещания. Например:

Сергей Глазьев: Наше общество разделилось сегодня на тех, кто защищает себя вооруженной охраной частных охранных предприятий, тех, кто устроился за колоссальными каменными заборами, и на всех остальных, которые не защищены. Так вот, я утверждаю, что если власть нынешняя сохранится, то нам ничего не останется, как самим защищать свои дома. Я считаю, что нужно власть изменить. Если мы изменим власть, тогда не нужно будет нам заботиться каждому о своей безопасности, за это будет нести ответственность власть. Для этого нужен принцип персональной кадровой ответственности.

Могу сказать, что виновных всех чудовищных преступлений последнего времени практически не нашли. Вместо того чтобы осудить людей, которые допустили провоз взрывчатки на Дубровку, эти люди получили государственные награды. А бойцы, которые участвовали в аититеррористической операции, поныне живут в бедных квартирах и не знают, что их ждет дальше. Такая несправедливая власть и заставляет нас самих думать о собственной безопасности. Есть у вас консьержка в доме или нет – это уже вопрос вашей безопасности. Так вот, если власть сохранится, придется самим организовываться для того, чтобы самих себя защищать.

Ведущий: Сергей Юрьевич, я в вашей речи услышал скрытую угрозу гражданской войны. Вооруженное противостояние – это самое страшное, что может быть.

"Выборы-2004", Первый канал. 2004. 14 окт.

Более сложны социальные и идеальные потребности человека. Социальные потребности связаны с представлением о правах и обязанностях человека в обществе. К идеальным потребностям относятся потребности в истине и правде. Обращаясь к этим потребностям, оратор использует как аргументы к пафосу, так и аргументы к этосу. И логические, и чувственные доводы служат для убеждения аудитории в истинности или справедливости представленной оратором точки зрения.

Мастерство оратора состоит в сочетании логических и чувственных доводов. Чувственные доводы используются, как правило, для подкрепления доводов логических, а не наоборот.

Владение культурой публичного выступления – необходимое качество современного профессионала в любой области человеческой деятельности, особенно это качество нужно человеку, который занимается управленческой деятельностью. Не случайно сегодня так популярны всевозможные психологические и коммуникативные тренинги.

а) тост

1) убеждающая

б) лекция

2) этикетная

в) выступление на митинге

3) развлекающая

г) поздравительная речь

4) информационная