Словакия

Чехословакия прекратила свое существование 1 января 1993 г. На карте Европы появилось два новых самостоятельных государства – Чехия и Словакия, в равной мере считающих себя правопреемниками Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР).

Первая в истории Словакии конституция в полном объеме вступила в силу 1 января 1993 г., хотя большая часть начала действовать в день ее обнародования 1 октября 1992 г. В конституции были провозглашены основные принципы организации и деятельности Словацкого государства и общества, среди них: республиканская форма правления, суверенитет народа, унитарное административно-территориальное устройство, государственная собственность на минеральные источники, водные потоки и подземные воды, а также на природные лечебные источники и т.д.

Законодательный орган Словакии (Национальный совет) – однопалатный парламент, состоящий из 150 членов и избираемый на четыре года. Парламент может быть распущен президентом в случае трехкратного неодобрения программного заявления правительства Словацкой Республики. Национальный совет избирает Президента сроком на пять лет. Президент является главой государства, он может распустить парламент, а также отправить в отставку правительство. В то же время президент может быть освобожден от своей должности Национальным советом в случае осуществления деятельности, направленной против независимости и территориальной целостности государства или па устранение демократического конституционного строя Словакии.

Судебная власть в Словакии представлена судами и прокуратурой. Помимо обычных судов на территории Словацкого государства действует Конституционный суд, чьи полномочия особенно не отличаются от полномочий конституционных судов других государств мира.

Словацкая конституция весьма подробно регулирует вопросы прав, свобод и законных интересов личности. Помимо конституции нормы о правовом статусе личности в Словакии содержатся в Хартии основных прав и свобод, принятой в 1991 г. Федеративным собранием ЧСФР и действующей до сих пор как на территории Словакии, так и на территории Чехии.

За время действия Конституции Республики Словакия в ее текст был внесен целый ряд принципиальных изменений и дополнений. Конституциональными законами, принятыми в 1998 и 1999 гг., были существенно изменены нормы о выборах и отзыве президента, его полномочиях и замещении в случае невозможности осуществления своих функций, а также об отстранении главы государства от должности. Согласно этим изменениям президент в Словакии теперь избирается путем прямых выборов гражданами государства и может быть ими отозван до истечения срока его полномочий путем проведения народного голосования. Конституционным законом 2001 г. были расширены полномочия Верховного контрольного управления Словакии, расширен круг оснований прекрашения мандата депутата Словацкого совета, увеличен объем полномочий Конституционного суда.

Чехия

В январе 1993 г. начала действовать Конституция Чешской Республики, которая была разработана и принята еще в период вхождения Чехии в состав ЧСФР. Согласно этому документу Чехия является республикой, которую можно отнести к парламентскому типу, так как такие высшие институты власти, как президент и правительство, формируются и избираются именно парламентом Чехии. Парламент этого государства состоит из двух палат – палаты депутатов и сената. Палата депутатов (200 человек) избирается па четыре года, а сенат (81 человек) – сроком на шесть лет, при этом ⅓ его состава обновляется каждые два года. Палаты парламента не равны по положению, поскольку их компетенция неодинакова.

Сенат слабее палаты депутатов, потому что конституция допускает возможность принятия законов только нижней палатой парламента Чехии. Президент Чехии первоначально избирался парламентом сроком па пять лет, но в 2012 г. был принят закон о прямых всенародных выборах президента. Первые выборы по новой системе прошли в январе 2013 г. Президент имеет право принимать участие в заседаниях обеих палат парламента, их комитетов и комиссий. Правительство Чехии осуществляет внешнюю и внутреннюю политику государства в соответствии с конституцией и законами. Оно несет ответственность перед нижней палатой парламента. Особенностью Конституции Чехии является отсутствие в ней главы, посвященной правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В ней лишь кратко говорится о приобретении и утрате гражданства, о невозможности лишения гражданства против воли гражданина, о праве делать то, что не запрещено законом, о том, что никто не может быть принужден делать то, что закон на него не возлагает, а также подчеркивается, что основные права и свободы находятся под охраной судебной власти.

Подробно основные права и свободы регулируются Хартией основных прав и свобод, которая, согласно конституции, является составной частью последней. Хартия основных прав и свобод была принята в форме конституционного закона 9 января 1991 г. Федеральным собранием ЧСФР и переопубликована Чешским национальным советом в 1993 г. В этом документе записаны три группы прав и свобод: во-первых, основные либеральные права и свободы; во-вторых, политические (гражданские) права и свободы и, в-третьих, так называемые "права второго поколения".

Авторы Хартии придают первостепенное значение так называемым "основным правам и свободам" (то, что обычно принято называть личными правами и свободами). Именно их и включает в себя указанная первая группа. Нормы, закрепляющие эти права и свободы, регулируют взаимоотношения индивида и государства, субъектами которых является каждый человек. Это охраняемая от вмешательства государства сфера, важнейшими категориями которой являются достоинство и свобода человека, равенство всех людей.

Вторая группа нрав и свобод включает политические права и свободы, носителем которых являются только граждане; государство вправе вмешиваться в эту сферу и речь здесь идет только о равенстве статуса граждан.

Наконец, так называемые "права второго поколения", чье появление обусловлено усилением социальной роли государства, его заботы о достойном уровне жизни человека, записаны во многом под влиянием опыта конституционного развития демократических государств и требований международных пактов о правах и свободах. В настоящее время все чаще звучат требования о внесении кардинальных изменений в действующую Конституцию Чешской Республики и даже о разработке проекта новой конституции.