Лекция 5. Слог и слогоделение

Слог — это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. В артикуляторном отношении слог нечленим в том смысле, что речь распадается именно на слоги, а не на отдельные звуки.

Проблема слога сводится к двум взаимосвязанным вопросам: фонетической природе слога и принципам слогоделения. Трудность проблемы заключается в том, что слогоделение не связано с различием значения: семантика языкового знака не зависит от разделения его экспонента на слоги. Так, экспонент слова кошка бесспорно состоит из двух слогов, однако каких именно (кош-ка или ко-шка) семантикой слова не обусловлено. Поэтому лингвистических критериев разделения на слоги, подобных критериям членения речи на фонемы, не существует. Основную роль в решении проблемы слога в современной фонетике играют объективные методы исследования с использованием совершенной звукоанализирующей аппаратуры.

В русской фонетике еще В. А. Богородицким, учеником И. А. Бодуэна де Куртенэ, было высказано мнение (правда, не подтвержденное экспериментальными данными), что согласные являются звуками, вызываемыми смыкательными движениями органов речи, а гласные вызываются размыкательными движениями. Современные исследования фонетистов и физиологов также подтверждают, что простейшей артикуляторной конструкцией русской речи является смыкательно-размыкательное движение произносительных органов: смыкание (включая и такой вид преграды, как щель) при артикуляции согласного и размыкание при артикуляции гласного. Повторение этого артикуляторного комплекса порождает последовательность открытых слогов типа СГ. Открытый слог представляет собой произносительную структуру в том смысле, что его компоненты — согласный и гласный — не могут считаться независимыми, так как в сильнейшей степени влияют друг на друга; они выступают как части более крупного звукового целого — слога. Произносительная общность элементов открытого слога определяется тем, что артикуляция всего комплекса выполняется как бы в результате единой команды из управляющих центров коры головного мозга: все, что может быть произнесено одновременно, одновременно и произносится [Бондарко, 1998. С. 195]. В самом начале произнесения слога типа СГ происходит подготовка к артикуляции гласного, а все его движения, не противоречащие артикуляции согласного, начинаются с самого начала слога. Конкретными примерами такой слитности в русском языке являются: а) лабиализация согласных перед /о/ и /у/; б) назализация гласного после носовых согласных; в) образование ярко выраженного перехода от мягкого согласного к гласному; г) взаимоприспособление места образования согласного и гласного и т.д. Слог типа СГ является произносительной единицей в том отношении, что это не просто последовательность следующих друг за другом звуков, а такая последовательность, которая объединяется общей артикуляторной программой, определяющей организацию произносительных движений при образовании слога. Напротив, сочетание звуков типа гласный + согласный (ГС) представляет собой простую последовательность элементов, мало связанных друг с другом.

В свете сказанного выше специфика русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным. Поэтому для русского языка характерны слоги типа СГ (открытые) и менее характерны слоги типа ГС (закрытые).

Слогоделение в русском языке

Слогоделение можно рассматривать в трех фонетических положениях.

1. Наиболее простым и бесспорным случаем слогоделения является членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка, ка-ра-ка-ти-ца, про-да-ю. Здесь действует не знающее исключений правило: одиночный интервокальный (т.е. стоящий между гласными) согласный входит в один слог с последующим гласным.

2. Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). (Слогоделение ГСС-Г в русском языке отсутствует.) Естественным представляется первый вариант. Большую доказательную ценность в вопросе о слогоделении имеют данные о характере перехода от гласного к последующему согласному. Мысль о том, что характер перехода от одного звука к другому может служить критерием для установления слоговой границы, была впервые высказана шведским лингвистом Б. Мальмбергом в 1955 г. Если бы первый компонент интервокального сочетания входил в один слог с предшествующим гласным (ГС-СГ), он характеризовался бы тесной связью с этим гласным. Однако, по данным спектрального анализа, переходы от гласного к согласному (в наших примерах от ударных /а, э/ к , п/) в словоформах типа ра-на, ре-па, где слогоделение не вызывает сомнений, и в словоформах типа ра-нка, ре-пка, где можно было бы предположить возникновение закрытых слогов ран-, реп-, не имеют существенных различий. Таким образом, есть все основания считать, что согласные , п/ не примыкают к ударным гласным и поэтому не входят с ними в один слог. Если распространить это положение на все структуры типа ГССГ, то можно сказать, что интервокальное сочетание отходит к последующему гласному. Это справедливо и применительно к трехфонемным сочетаниям согласных типа Г-СССГ. Тем самым структура предшествующего открытого слога интервокальными сочетаниями не нарушается.

Проиллюстрируем слогоделение в русском языке конкретными примерами.

бо-чка

а-лъфа

ка-рман

то-нна

ла-пша

ба-нда

ско-лъзкий

га-мма

бру-ски

ко-ртик

мо-рской

ви-лла

ка-пля

ка-ртон

о-тту-да

Ма-рра (Р. п. от Марр)

тря-пье

ко-ньки

по-дда-нный

лы-жня

па-лъто

ма-сса

Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка, вой-на, вой-ско-вой). Фонема /j/ в этом фонетическом положении выступает в своем аллофоне, обычно именуемом неслоговое", что определенно указывает на его близость к гласному /и/.

3. Когда согласный или сочетание согласных находятся в конце слова (кот, спор, нос, уголь, хвост, ремонт), создаются условия для образования закрытых слогов.

Следует различать два положения конечного согласного: либо в конце слова в потоке речи, либо в конце слова перед паузой. В первом случае конечный согласный или сочетание согласных примыкают не к предшествующему гласному, а к последующему, входящему в состав другого слова (ку-пи-л а-на-нас"купил ананас", ку-пи-л ма-ши-ну, ку-пи-л ско-во-ро-ду), даже если перед этим гласным уже есть один или несколько согласных. Во втором случае за конечным согласным никакого гласного нет. Однако, поскольку поток речи в плане артикуляции представляет собой последовательность смыкательно-размыкательных движений (смыкание соответствует согласному, а размыкание — гласному), вполне можно предположить, что после согласного перед паузой произойдет размыкательное движение, порождающее какой-то очень краткий гласный элемент. Возникающий фонетический эффект определяется характером конкретного согласного. Так, конечное /р/ становится многоударным и по длительности приближается к безударному слогу. Гласный призвук после /р/ обнаруживается легко. Конечные глухие взрывные характеризуются придыханием и более длительным взрывом, в спектре которого выделяются отдельные области концентрации энергии, своего рода форманты, что указывает на наличие вокалического элемента, только произносимого без участия голосовых связок, т.е. глухого. "Слово кот, произнесенное в абсолютном конце фразы, перед паузой получает такую слоговую организацию: ко-тъ" [Бондарко, 1998. С. 212]. В связи с этим интересно отметить, что профессор А. И. Томсон, лингвист с замечательно тонким фонетическим слухом, в 1922 г. утверждал, что конечные твердые согласные в русском языке имеют ы-образную окраску, а конечные мягкие — и-образную. В этой окраске Томсон видел отражение редуцированных гласных [ъ] и [ь], существовавших в древнерусском языке. В значительной мере теряют свою консонантную природу конечные сонанты.

В итоге можно сказать, что характерная для русского языка структура открытого слога проявляется и в случае конечного согласного перед паузой. Размыкательное движение, следующее за смыканием, порождает очень краткий гласный элемент, которому невозможно дать фонематическую атрибуцию. Это чисто фонетический слог, в отличие от обычных "фонематических" слогов, у которых фонемная природа компонентов может быть установлена без труда.

Теории слогоделения

Представленная выше концепция слогоделения опирается на достижения современной научно-технической мысли и в этом плане может считаться вполне достоверной. Предшествующие теории не имеют экспериментально-фонетического обоснования, и, хотя содержащиеся в них сведения представляют определенный интерес и во многом отвечают интуитивным ощущениям носителей языка, они все же не дают объективной картины слогоделения.

Датским лингвистом О. Есперсеном была выдвинута сонорная теория слога (теория звучности). Слог понимается как сочетание более звучного элемента с менее звучным. Сонорная теория устанавливает шкалу относительной звучности (сонорности), включающую 10 ступеней — от самого звучного (открытого гласного /а/) до наименее звучных глухих смычных , п, к/. На материале русского языка сонорную теорию развивал Р. И. Аванесов. Он ограничился лишь тремя степенями звучности: 1) шумные согласные (наименьшая звучность), 2) сонанты, 3) гласные. Основной закон слогоделения гласит: неначальный слог строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного [Аванесов, 1956. С. 42], например: па-трон (во втором слоге соотношение 1-2-3), пу-дра (1-2-3), пар-та (1-3), гам-ма (2-3), хол-ста (1-1-3), кар-ман (2-3).

Другая теория, которую обычно называют теорией мускульного напряжения, была выдвинута французским лингвистом М. Граммоном и развита Л. В. Щербой. Теория исходит из того, что в работе произносительного аппарата постоянно чередуются состояния максимума и минимума мускульного напряжения и соответствующие изменения звучности. Границы между слогами соответствуют минимуму мускульного напряжения и звучности. Подъем напряжения и усиление звучности указывают на начало следующего слога. Теория мускульного напряжения уделяет большое внимание слогоделению. Поскольку роль гласного в слоге всегда одинакова, основное внимание обращается на характеристику согласных в плане их примыкания к гласному. Различаются три типа согласных: сильноначальные, сильноконечные и двухвершинные. Сильноначальный согласный своим началом примыкает к гласному, его начало произносится сильнее, при большем напряжении, чем конец, например /т/ в слове (слоге) кот. Сильноконечный согласный примыкает к гласному своим концом, его конец произносится сильнее, чем начало, например /к/ в кот. У двухвершинного согласного одна часть произносится на спаде мускульного напряжения и принадлежит первому слогу; другая часть произносится на подъеме мускульного напряжения и принадлежит второму слогу. Таким образом, начало и конец двухвершинного согласного усилены, а середина, где и проходит слоговая граница, ослаблена. Двухвершинный согласный всегда является долгим. По мнению М. И. Матусевич, двухвершинный согласный может произноситься в положении после ударного гласного, например от-дых [о́д:ых], хотя в целом русскому языку они не свойственны.

Тяготение согласного к предшествующему или последующему гласному ставится в теории мускульного напряжения в зависимость от ударения. Ударный гласный "перетягивает" в свой слог первый компонент двухфонемного сочетания согласных, особенно если первым согласным является сонант (пал-ка).