Следы транспортных средств

Учитывая информационное своеобразие и особое криминалистическое значение следов транспортных средств, эта часть учения о следах выделена в самостоятельный подраздел, именуемый транспортной трасологией. Несмотря на то что транспортные средства фигурируют в расследовании многих уголовных дел, со следами транспорта как источниками криминалистически значимой информации приходится сталкиваться главным образом при расследовании преступных нарушений правил безопасности дорожного движения. Тем не менее такие следы оказываются полезными источниками сведений о познаваемом событии и при расследовании иных преступлений, совершенных с использованием транспорта, например, в качестве орудий убийства, средств транспортировки похищенного имущества, предмета преступного посягательства по делам об угонах или хищениях транспортных средств и др.

Различают следы рельсового и безрельсового транспорта. К первым относятся следы трамваев, поездов и т.д. Безрельсовые транспортные средства могут быть колесными, гусеничными или на полозьях (например, сани). В следственной практике чаще встречаются случаи преступного использования безрельсового колесного транспорта: автомашин, автобусов, мотоциклов. Изучение таких следов и составляет предмет и основное ОГЛАВЛЕНИЕ транспортной трасологии.

Следы колесного транспорта принято делить на три группы: 1) следы, оставленные ходовой частью (колесами); 2) следы, оставленные неходовой частью (кузовом, бампером и т.д.); 3) сопутствующие следы (следы горюче-смазочных материалов, указывающие направление движения, осколки фарного стекла и т.д.).

Криминалистическое значение следов, оставленных колесными транспортными средствами, обусловлено разнообразием информации, которую несут в себе такие следы. Одни из них служат целям идентификации (например, следы протектора колес), другие помогают установлению механизма имевшего место события (например, следы торможения — "юза", следы, возникшие на препятствиях в результате столкновения с ними транспортного средства, следы, указывающие направление движения и т.д.).

Осматривая место происшествия, необходимо учитывать, что при прямолинейном движении автомобиля, автобуса и т.д. в полной мере отображаются следы только задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних. Поэтому не следует ограничиваться только осмотром места, где непосредственно произошло событие с участием транспортного средства. Необходимо тщательно осматривать участки дороги на пути его следования: при подъезде к месту происшествия и в направлении, в котором транспортное средство скрылось. Имеющиеся там следы могут дать дополнительную информацию. При этом важно обращать внимание на места остановок, поворота или разворота транспортного средства и т.д.

Следы, оставленные ходовой частью колесных транспортных средств, и их криминалистическое значение

Следы колес (шин) могут быть объемными или поверхностными, статическими (следы "качения") и динамическими (следы торможения, заноса, бокового смещения и др.). Все они в той или иной степени несут информацию как о транспортном средстве, так и о событии, в котором транспортное средство участвовало. В следах колес отображаются рисунок протектора и параметры шины — ширина беговой дорожки и наружный диаметр шины, размер колеи и база автомашины. Соответственно различают следы протектора колес, следы беговой дорожки шин, следы колеи и следы, указывающие на базу автомашины.

В следах протектора колес отображается рельефный рисунок, который наносится на поверхность шин при их изготовлении, обеспечивая лучшее сцепление колес с дорожным покрытием. Этот рисунок имеет разное предназначение и выполняет разные функции. Изготавливают колеса с протектором, обеспечивающим повышенную проходимость транспортного средства или для его эксплуатации в условиях гололеда и т.д.

Основная ценность следов протектора состоит в возможности идентифицировать в дальнейшем колеса конкретного автомобиля, автобуса и т.д., которыми следы могли быть оставлены. Здесь необходимо, однако, помнить, что вывод трасологической экспертизы о тождестве, основанный на исследовании следов протектора колес, может быть распространен на само транспортное средство лишь при условии, если будет установлено, что эти колеса начиная с момента совершения преступления на исследуемом транспортном средстве не демонтировались и не менялись. Эта задача должна решаться не трасологической экспертизой, а следователем.

Тем не менее по следам протектора колес уже на месте их обнаружения можно высказать обоснованные суждения о групповой принадлежности транспортного средства, которым следы были оставлены. По ним определяется вид, марка, модель транспортного средства. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что колеса с одним и тем же рисунком протектора могут быть установлены на автомашинах различных марок. Поэтому для окончательного вывода о групповой принадлежности транспортного средства должны приниматься во внимание не только характерный рисунок протектора, но и иные параметры транспортного средства, которые отображаются в следах колес, в частности ширина колеи, ширина беговой дорожки шин, наружный диаметр колеса, база автомобиля и др. Все эти сведения также можно получить путем исследования следов колес, обнаруженных на месте происшествия.

Ширина колеи определяется расстоянием между серединой следа левого и правого колеса, установленных на одной оси (для разных осей одного и того же транспортного средства эти параметры могут различаться), а для автомашин со спаренными задними колесами — между центральными линиями двойных следов колес.

Беговая дорожка шины — это та ее часть, которая при движении транспортного средства соприкасается с дорожным полотном, обеспечивая сцепление шины с дорожным покрытием и соответственно его устойчивость и управляемость на дороге. Ширина беговой дорожки шин устанавливается путем измерения ширины следа от колеса.

По следам колес можно определить также наружный диаметр шины. Для этого необходимо найти в них повторяющееся отображение одной и той же особенности протектора: трещины, прокола, заплаты или иного дефекта. Расстояние, через которое эта особенность в следах повторится, даст нам длину окружности шины. Зная длину окружности нетрудно вычислить и диаметр колеса. Используя этот показатель для установления марки, модели транспортного средства, следует иметь в виду, что результаты вычисления диаметра колеса по оставленному им следу могут для одного и того же транспортного средства различаться. Причиной может стать разная степень деформации шин, которая зависит от загруженности транспортного средства и уровня давления воздуха в шинах.

База автомобиля — это расстояние между передней и задней осью. Для различных марок автотранспортных средств эта величина может быть отличительным признаком. Определить базу автомашины по следам колес, оставленным при прямолинейном движении, нельзя. Для этого необходимо искать места подъезда к остановке или стоянке транспортного средства, либо место, откуда транспортное средство начинало движение. База автомашины может быть установлена также по следам колес, оставленным ею при развороте с применением заднего хода.

Как уже отмечалось, все эти сведения используются для определения марки или модели транспортного средства, что весьма существенно для его розыска, например при преследовании скрывшейся с места аварии автомашины. Выводы о групповой принадлежности транспортного средства по результатам изучения обнаруженных на месте происшествия следов колес следователь может строить на основе специальных данных из справочников, которые имеются в криминалистических экспертных учреждениях. Однако для решения этой задачи целесообразнее привлечь к осмотру места происшествия и следов транспортных средств специалиста-автотехника.

Следы колес на дорожном покрытии возникают не только при движении транспортных средств в обычном режиме, но и при экстренном торможении, вызывающем блокировку колес, резком изменении направления движения, которое приводит к заносутранспортного средства, его боковому (поперечному) смещению и т.д. При таких экстремальных режимах езды возникают динамические следы колес, идентификационное значение которых невелико и обычно ограничивается возможностью установления по ним отдельных групповых характеристик транспортного средства. Основная ценность таких следов состоит в возможности судить о динамике движения, восстановить механизм имевшего место события.

Следы торможения (юза) возникают в результате трения колес о дорожное покрытие. Такое происходит, когда колеса прекращают вращаться, а транспортное средство продолжает двигаться по инерции в заданном направлении. Особое внимание криминалистов к таким следам обусловлено тем, что по ним устанавливается скорость, с которой двигалось транспортное средство непосредственно перед торможением, что очень важно при расследовании автотранспортных происшествий. От того, с какой скоростью двигался автомобиль в момент, например, наезда на пешехода, нередко зависит решение вопроса о виновности или невиновности водителя. Кроме того, следы торможения несут ценную информацию об эффективности срабатывания тормозной системы автомобиля, о ходовых качествах транспортного средства, состоянии дорожного покрытия в момент аварии. Поэтому особенно тщательно должна измеряться длина тормозного пути, точно фиксироваться направление следов торможения и их профиль.

Динамические следы колес возникают также при боковом (поперечном) смещении транспортного средства, которое обычно наблюдается при прохождении поворота на большой скорости. Возникновение следов бокового смещения обусловлено трением элементов протектора колес о дорожное покрытие, что вызвано действием на транспортное средство центробежной силы. Не имея идентификационного значения, такие следы несут ценную информацию о механизме события.

Следы заноса возникают при неконтролируемом изменении направления движения транспортного средства, что обычно связано с резким падением давления в одной из шин в результате ее повреждения во время движения, либо с пробуксовкой одного или нескольких колес движущегося транспортного средства, вызванной неожиданным появлением на дороге скользкого участка. Например, разлитого на проезжей части машинного масла.

Следы пробуксовки возникают тогда, когда скорость вращения ведущих колес превышает скорость движения транспортного средства. Такое наблюдается на скользких участках дороги, при движении по заснеженной или глинистой трассе, по грязи, при попытках выехать из заполненных водой ям и т.д. По следам пробуксовки устанавливается динамика и направление движения транспортного средства.