Славянофильство и западничество: экономический аспект

"Язва пролетариатства", разъедавшая передовые европейские страны после промышленной революции дала второй - после французских якобинско-наполеоновских пертурбаций - импульс идейной консервативно-романтической реакции против западного универсализма. Выражением этой реакции в России стало течение славянофильства, в историософских категориях отстаивавшее особый провиденциальный путь развития страны. Хозяйственным институтом, определяющим самобытность России и ее отличия от западных форм производства, славянофилы провозгласили русскую сельскую поземельную общину. Подтверждение своим взглядам они находили в "Исследовании внутренних отношений, народной жизни и в особенности сельских учреждений России" (1847- 1852), написанном прусским бароном А. фон Гакстгаузеном. Он совершил в 1843 г. за счет правительства Николая I путешествие по центральным и южным областям России и подытожил свои наблюдения в выводах об органичности русского хозяйственно-бытового уклада, основанного на общинах и промысловых артелях. В русских сельских общинах и артелях, по мнению Гакстгаузена, были достигнуты без всякой социальной революции западные утопии уравнительного распределения собственности и уничтожения права наследства.

Ю. Ф. Самарин (1806-1873), наиболее сведущий из славянофилов в политической экономии, видел в общинном владении не найденную на Западе "середину между дроблением земли до бесконечности и пролетариатством" и ссылался на "национальную систему" Ф. Листа как на пример обоснования своеобразия экономических институтов для разных стран.

Самый романтичный из "ранних" славянофилов, К. С. Аксаков (1817-1860) противопоставлял исконные самодостаточные "земские" начала русского крестьянского означает одновременно сельскую общину, "согласие" и "вселенную") созданной Петром I по западным образцам регулярной имперской государственности, "гнету государственных учреждений и государственной заботливости". Но у "поздних" славянофилов во главе с младшим братом К. Аксакова Иваном Аксаковым (1823-1886) защита "самобытного" пути развития перешла в обоснование протекционизма для государственной тарифной поддержки.

И. Вернадский: рикардианец и манчестерец

В идейных баталиях эпохи раскрепощения оформились три главных течения. Славянофилы отстаивали сельскую общину как институт, "предохраняющий" Россию от пролетариата, пауперизма и революционных потрясений. Революционные демократы (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, А. П. Щапов и др.) отстаивали общинное землевладение как точку опоры для "русского социализма". Противником тех и других с позиций экономического либерализма манчестерского толка выступили либералы-западники, образовавшие кружок во главе с профессором Петербургского педагогического института (1857-59) Иваном Васильевичем Вернадским (1821 - 1884), издателем журнала "Экономический указатель" (1857-61) и русских переводов сочинений А. К. Шторха и Ф. Бастиа.

В своем "Очерке истории политической экономии" (1858) Вернадский классифицировал все политико-экономические школы на две группы:

1) экономические понятия древних, меркантилизм, протекционизм и социализм;

2) школа свободной конкуренции.

Высшим достижением школы свободной конкуренции в теории Вернадский считал систему Рикардо, а в трактовке экономической политики - публицистику Бастиа. Формулируя цель политэкономии как открытие "естественных законов хозяйства, не подчиненных произволу власти", а цель экономической политики - как обеспечение наилучших (отождествляемых со свободной конкуренцией) условий для накопления капитала, Вернадский выступил против принудительного сохранения общины как помехи для капиталистического накопления. Он признавал, что такой помехой может быть и крупная земельная собственность, но полагал, что свобода конкуренции автоматически приведет к наиболее эффективному использованию земли.

Вернадский критиковал социалистические учения, считая их закономерным порождением пауперизма и находя в них "резкие недостатки, зависящие от недостаточного знакомства с природой человека и природой вещей".

Вокруг Вернадского образовался кружок таких же, как и он, фритредеров-западников. Впоследствии они заняли видные государственные посты: А. И. Бутовский - директора Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов (1859 1879); Е. И. Ламанский -товарища управляющего (1860-1867), а затем управляющего (1867-1884) Госбанком; М. X. Рейтерн - министра финансов (1862-1878). Рейтерн последовательно проводил политику фритредерства. И. В. Вернадский в 1860-е гг. отошел от активной научной и общественной деятельности, не оправившись от потрясения, вызванного безвременной смертью жены Марии Ивановны Вернадской-Шигаевой (1831 - 1860), первой в России женщины - автора статей по экономическим вопросам.