Скульптура. Основные принципы

Отличительные особенности мировосприятия шумерийцев, аккадцев и вавилонян продемонстрировала нам архитектура: устремленность к небу, образ "священной горы" как символ Вселенной, не загробный мир, а космос - такова парадигма культуры Месопотамии. Человек в искусстве Месопотамии предстает перед нами совершенно в иной трактовке, нежели в Египте. Статуи никогда не достигали колоссальных размеров. Камень был дефицитом, и сырье для скульптуры вынуждены были привозить из других мест. В скульптуре отсутствовал строгий канон в трактовке фигуры, статуи всегда индивидуальны, руки скрещены на груди. Анатомия человеческого тела мало волнует скульптора. Он не создавал идеал, не углублялся в пластические решения тела, поэтому тело скрывалось под жесткими одеяниями в отличие от обнаженных фигур в Египте. Самое примечательное в скульптуре - это трактовка лица. Черты лица тщательно проработаны. Основное внимание приковывают глаза - большие, очень выпуклые, инкрустированные разными материалами, без век, они выражают удивление, мольбу, жалость. Показательны в этом плане скульптурная группа супружеской пары из Шумер, обращающей к богам трогательную мольбу, статуя управляющего Эби-Ила и многочисленные статуи Гудеа в позе постоянной молитвы, лицо выражает сосредоточенность, спокойствие и силу правителя. При всей условности трактовки фигуры образ гораздо более живой, нежели в скульптуре Египта.

Большое значение в скульптуре и рельефах уделяется изображению животных и фантастических гибридных существ, где смешиваются человеческие и звериные черты. Изображение человека-зверя объясняется потребностью установления общения с силами природы. Иногда в изображении сочетаются черты различных животных. Таковы, например, орел с головою льва или другой тип, очень распространенный, - "человек-бык", символизирующий духов-покровителей, защитников человека от зла. Такие изображения, выполненные в каменном горельефе, помещались по сторонам ворот ассирийских дворцов.

Огромное место в искусстве Месопотамии занимает рельеф. Мемориальные стелы, которые появились в Шумерах и Аккадах, ставились в честь победы в постоянной борьбе за власть между городами. Стелы - это каменные плиты разных размеров с округлой поверхностью верхней части с изображением различной тематики: военной или религиозной (стела из Нарам-Сина, отображающая штурм крепости). На стенах высекали тексты законов, среди которых - знаменитый "Кодекс Хаммурапи" высотой 2 м. В верхней части изображен царь Хаммурапи, стоящий перед богом солнца Шамашем. Стела придает данному акту божественный характер и превращает законы в наследие богов.

Ассирийская культура отличалась железной воинской дисциплиной под властью монарха. С XIII по VII вв. до н.э. Ассирия превратилась в мощную империю с несколькими столицами.

В них возводились дворцы с выгравированными на каменных плитах - ортостатах - рельефами, которые заполняли нижнюю часть стен парадных помещений. Тема ортостатов - военные и охотничьи победы монарха. Рельеф выполнялся на известковом камне и гипсе. Эти мягкие материалы дают возможность детальной проработки формы. С потрясающей силой изображены животные на ортостатах дворца Ашшурбанапала.

Повествовательный рельеф скульпторы использовали в мелкой пластике, в цилиндрических печатках-амулетах. Глиптика, или резьба по камню, воспроизводила сложные сюжеты-композиции охоты, строительства храма, мифические сказания. Огромное количество найденных печатей послужило археологам материалом для изучения быта, стиля эпохи, а в целом в дальнейшем оказало влияние на расцвет монументального рельефа.

Искусство Древнего Востока сыграло важную роль в развитии художественной культуры человечества. Несмотря на то что погребенная под песками древняя цивилизация Передней Азии стала доступна для изучения намного позже, чем культура Египта и Древней Греции, и вплоть до середины XIX в. человечество ничего не знало о художественной жизни этих народов, сегодня благодаря археологическим открытиям и трудам ученых-искусствоведов мы обладаем достаточно полными знаниями об этом периоде. Но наши знания до конца не раскрывают тайн и загадок "картины мира" древних народов.

Переднюю Азию называют "колыбелью человеческой цивилизации", именно здесь находились истоки будущих культур.