Скорость сообщения и пунктуальность

Автомобильный транспорт обеспечивает наиболее высокую (после авиации) скорость сообщения, главным образом, за счет возможности доставки

груза "от двери до двери". Объективными ограничивающими факторами являются:

- предел скорости движения па автомобильных дорогах (в различных странах — от 80 до 100 км/ч на автомагистралях и от 30 до 60 км/ч в городской черте);

— установленный международными соглашениями и национальным законодательством режим труда и отдыха водителей, допускающий, как правило, не более 9—10 часов ежедневного управления автомобилем. Распространенная в свое время так называемая турная езда, когда в рейс отправлялись два водителя, сменяющих друг друга, практически вышла из употребления из-за растущей стоимости труда и повсеместной нехватки водителей.

Помимо указанных факторов скорость движения зависит от времени года и суток, а также от интенсивности движения на маршруте перевозки. Практический максимальный суточный пробег грузового автомобиля колеблется в пределах от 500 (Россия) до 800 (США) км.

Экологичность

Автомобильный транспорт является наименее экологичным видом транспорта. На его долю приходится наибольший объем вредных выбросов (около 80% от общего объема вредных выбросов транспорта), потребления невосполнимых энергетических ресурсов и шумового загрязнения окружающей среды.

За последние годы в развитых странах достигнут значительный прогресс в улучшении экологических характеристик грузовых автомобилей. Несмотря на рост грузооборота автомобильного транспорта, объем сопутствующих загрязнений неуклонно снижается. Это происходит, прежде всего, благодаря планомерному ужесточению международных экологических стандартов. Ведущую роль в этом процессе играет ЕЭК ООП. Под эгидой этой организации разрабатываются соответствующие правила, которые получают статус международных и реализуются в форме директив ЕС и национальных стандартов многих стран мира, не только европейских.

Наиболее известна система экологических стандартов Евро. Начиная с уровня Евро-3, они определяют характеристики не только бензиновых, но и дизельных двигателей, которыми обычно оснащаются грузовые автомобили. В России с 2014 г. для серийно выпускаемых автомобилей действуют стандарты Евро-4, которые делают автомобиль в целом на 70% более экологически безопасным в сравнении с уровнем Евро-3.

Улучшение экологических характеристик грузовых автомобилей активно поддерживается производителями и потребителями автомобильной техники, поскольку приоритеты экологичность и топливной экономичности, как правило, являются "однонаправленными". Поэтому есть все основания полагать, что показатели уровня вредных выбросов и энергопотребления на грузовом автомобильном транспорте будут и в дальнейшем неуклонно снижаться.

Основной экологической проблемой этой отрасли, которая пока не получила своего разрешения, является перегрузка дорог. В странах ЕС, где автомобилями выполняется более 80% грузооборота внутреннего транспорта, существует реальная угроза экономического коллапса из-за замедления товародвижения. Поэтому одной из основных задач транспортной стратегии ЕС является "озеленение" логистики на основе всемерного сокращения использования автомобилей в логистических системах (см. параграф 7.4).

Основные соглашения, регулирующие международные перевозки

Взаимоотношения сторон при международных автомобильных перевозках регулируются положениями Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов, которая была подписана в Женеве в 1956 г. Сокращение французского названия конвенции — CMR (Convention relative аи contract de transport international de merchandises par route) применяется обычно и к соответствующей транспортной накладной.

Накладная CMR не является оборотным документом. Согласно Конвенции, накладная должна содержать следующие данные: а) дату и место составления накладной; б) наименование и адрес отправителя; в) наименование и адрес перевозчика; г) указание места и даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки; д) наименование и адрес получателя; е) принятое обозначение характера груза и род его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их общепринятое обозначение; ж) число грузовых мест, их специальную маркировку и нумерацию мест; з) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза; и) указание платежей, связанных с перевозкой (провозные платежи, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также других платежей, взимаемых с момента заключения договора и до сдачи груза; к) инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей; л) указание, что перевозка осуществляется независимо от любых оговорок согласно положениям Конвенции.

В случае необходимости накладная может также содержать: а) указание, что перегрузка не разрешается; б) указание платежей, которые отправитель обязан оплатить; в) сумму платежа, подлежащего оплате при сдаче груза; г) объявленную стоимость груза; д) инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза; е) согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена; ж) перечень документов, переданных перевозчику. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем.

СМИ выписывается в четырех оригинальных экземплярах: первый экземпляр остается у грузоотправителя; второй экземпляр следует с грузом и вручается получателю; третий и четвертый экземпляры предназначены для перевозчика. При этом может выписываться необходимое количество копий накладной.

Если груз еще не доставлен получателю, отправитель, передав первый экземпляр накладной перевозчику, имеет возможность остановить перевозку, изменить место доставки или вернуть груз.

Если перевозка грузов включает транспортировку иными видами транспорта (например, морской паром или перевозка груженых автомобилей по железной дороге), но груз остается на автотранспортном средстве, то положения конвенции СМЯ продолжают действовать в течение всей перевозки. Однако если на железнодорожном или водном участке грузу нанесен ущерб и доказано отсутствие вины автомобильного перевозчика, то его ответственность перед клиентом определяется положениями, применяемыми к перевозке соответствующим видом транспорта.

Наряду с конвенцией СМЯ, определяющей условия международного договора перевозки, существует несколько других международных соглашений, регулирующих отдельные аспекты международных автомобильных перевозок.