Склонность к риску как личный фактор безопасности эргатических систем

Учитывая, что большая часть всех аварий и катастроф эргатических систем связана с действиями операторов (до 90%), вполне оправданным является особое внимание к рассмотрению вопроса о склонности к риску как личного фактора безопасности, а точнее говоря, как фактора угрозы для безопасности эргатических систем. Для правильного понимания этого вопроса следует различать три понятия: риск как характеристика ситуации, склонность к риску как устойчивая (надситуационная) черта личности и готовность к риску как умение принимать верные решения в ситуациях риска.

Для операторской деятельности в эргатических системах типичны и даже неизбежны ситуации риска, в которых выполнение профессиональных задач зависит не только от правильности действий операторов, но и от случая. Это прежде всего ситуации неопределенности, которые не поддаются однозначной оценке и вынуждают операторов осуществлять выбор из ряда альтернативных действий, из которых хотя бы одно может привести к неблагоприятному исходу.

Склонность к риску как черта личности выражает стремление человека подвергаться опасности, получая при этом острые переживания и ощущения. Выраженность склонности к риску связана с сочетанием таких личностных особенностей, как импульсивность, экстраверсия, эмоциональная стабильность, отношение к комфорту, тревожность, экстернальность и др. Мерой склонности к риску может служить рискованность, понимаемая как свойство познавательных стратегий, способов выхода из ситуаций неопределенности [5].

Готовность к риску основывается на приобретенных умениях осуществлять верные оценки, принимать и реализовывать правильные решения в ситуациях неопределенности.

Рассматривая склонность к риску как личный фактор угрозы для безопасности эргатических систем, следует избегать упрощенных выводов. Склонность к риску может основываться не только на желаниях насладиться переживаниями опасности и удовлетворить самолюбие, но и на осознанном стремлении к расширению границ своих профессиональных возможностей и переживаниям победы над опасностью. В этой связи встает вопрос об оправданности проявления склонности к риску в операторской деятельности, о той невидимой границе между оправданным и неоправданным поведением в ситуации риска. Ответ на этот вопрос можно найти в размышлениях известного летчика-испытателя Ю. А. Гарнаева: "Мне часто задают вопрос: насколько рискованна работа летчика-испытателя? Что можно сказать по этому поводу? Авиация, особенно новая, – дело строгое. В той или иной степени каждый полет несет в себе элемент риска, хотя из ста полетов девяносто девять, как правило, проходят без приключений.

Главное не в этом. Летчики-испытатели вовсе не искатели приключений, и летают они не ради риска, а борясь с ним, чтобы не пришлось потом при массовой эксплуатации самолета рисковать другими летчиками. Риск только тогда имеет право на существование, когда он необходим обществу, для которого мы живем и работаем. Всякий другой риск бессмыслен и аморален" [2, с. 27].

Здесь четко обозначен критерий, который определяет границу между оправданным и неоправданным риском профессионального поведения в ситуациях неопределенности: оправдан лишь тот риск, который сообразуется с общественно значимыми целями профессии, а не тот, который порождается индивидуалистическими стремлениями.

Таким образом, склонность к риску может иметь разнонаправленное влияние на безопасность эргатических систем в зависимости от приоритетности профессиональных целей, а также от уровня готовности операторов к риску.