"Скифская история" Андрея Лызлова

Необходимость единения всех славянских народов перед угрозой татаро-турецкого нашествия была одной из самых актуальных проблем в конце XVII—XVIII в. В яркой форме она представлена в "Скифской истории" А. И. Лызлова, оказавшего значительное влияние на становление отечественной исторической науки.

Андрей Иванович Лызлов (ок. 1655 — не ранее 1697) родился в Москве, происходил из служилых дворян. Он интересовался русской историей, знал польский и латинский языки. Благодаря исключительным способностям и влиянию отца в 1675 г. Лызлов получил чин стряпчего, а через два года его перевели в стольники. Об авторитете отца свидетельствует тот факт, что отпевал его патриарх Иоаким.

В 70-е гг. XVII в. Россия совместно с Речью Посполитой готовилась отразить новую волну османской агрессии. Основная тяжесть борьбы с султаном и крымским ханом и их пособниками на Украине легла на Российское государство. А. И. Лызлов участвовал в Чигиринских походах (1677— 1678). Когда турецко-крымская армия начала генеральное наступление в Украине, он попросил перевести его в полк князя В. В. Голицына. Служба под начатом одного из самых образованных людей своего времени побудила Лызлова заняться изучением истории. Ему были доступны материалы патриаршей ризницы, где служил его отец; библиотека В. В. Голицына; монастырские книгохранилища. А. И. Лызлов делает выписки из сочинений А. М. Курбского, посланий Ивана Грозного, хроник Мацея Стрыйковского и Александра Гваньипи, знакомится с книгой польского ксендза, писателя и историка Симона Старопольского "Двор цесаря турецкого".

Начинающего историка не могли не волновать политические проблемы своей страны, и Лызлов приступает к созданию главного труда своей жизни — "Скифской истории". Работа неоднократно прерывалась: почти три года он находился в Крымских походах (1687—1688), служил "ротмистром у стряпчих", ездил в Киев вручать воеводе И. В. Бутурлину жалованье и к гетману И. С. Мазепе с наказами, постоянно выполнял полковую службу.

В 1692 г. Лызлов завершает фундаментальный труд объемом почти 800 страниц. "Скифская история", написанная на основе многих русских и иностранных источников, раскрыла историческое значение борьбы Руси, славян, народов Восточной, Южной и Центральной Европы с кочевниками.

Автор знакомил читателя с историей Европы и Азии с глубокой древности до конца XVI в. В центре его внимания находилось вековое противостояние оседлых народов Европы и кочевых племен и народов. По существу, Лызлов исследовал борьбу греков, персов и римлян с кочевниками Северного Причерноморья и Балкан, внешние связи Руси и ее взаимоотношения с хазарами, печенегами, половцами, историю гуннов и волжских болгар, Венгерского и Болгарского государств, Монгольской империи, Казанского, Астраханского, Крымского и Сибирского ханств. Рассматривая историю осман, Лызлов приводит подробные сведения о происхождении и особенностях ислама. Важными являются сведения по организации вооружения, комплектования и тактики ведения войны в османской армии. По мнению Лызлова, причины неудач и поражений христиан в борьбе с османами кроются в их несогласии и разобщенности. В "Скифской истории" упомянуто большое количество государств и народов Центральной и Южной Европы, Кавказа, Ближнего Востока, Средней Азии, Приуралья и Сибири, около 300 имен государственных и военных деятелей, из них около 100 русских.

Необходимо отметить, что "Скифская история" — первая в отечественной историографии книга, которая обладала всеми признаками научной монографии: реконструкция событий, сопоставление материалов, система ссылок с точными указаниями томов и страниц использованных источников. Историк подчеркнул значение источников, указав их в заглавии и перечислив в начале книги. Основная ее идея — не уничтожение "неверных", а обуздание агрессора. При этом, по мнению автора, не только оружие, но и мирный договор могут служить залогом добрососедских отношений.

Историкам известно около 30 списков "Скифской истории", большинство которых относится к концу XVII и первой половине XVIII в. Па рубеже веков она стала одним из самых популярных исторических сочинений. "Скифская история" была в библиотеках государственных деятелей, дворян, духовенства, купцов и промышленников. Широко распространялась книга по разным регионам страны.

Благодаря стараниям Лызлова в России появилось произведение, знаменовавшее собой переход от исторического повествования к историческому исследованию. Книга Лызлова отличалась от работ историков-гуманистов Западной Европы. Последние отражали идеологию нарождающейся буржуазии, поэтому идеализировали античность и пропагандировали республиканские идеи. В России выразителями новой, рационалистической, мысли были дворяне, в отличие от европейских коллег они восхваляли монархию и призывали к укреплению могущества своего государства.