Ситуация 7: подарки

Дарение подарков в знак уважения, благодарности, любви одна из древнейших традиций у любого народа. Однако, наверное, нет другой области служебного этикета, где сталкивалось бы столько различных, порой противоположных мнений в отношении как самого факта допустимости получения чиновниками подарков, так и процедур их вручения и принятия.

В одних странах, например в Японии, с давних времен выработан и по сей день строго соблюдается официально утвержденный порядок обмена подарками в сфере деловой жизни, называемый "осейбо". Следуя этой традиции, японцы ежегодно в первой половине декабря дарят подарки своему начальству и другим лицам, с которыми хотят поддержать добрые деловые отношения, тратя на это огромные суммы, исчисляемые сотнями миллионов долларов.

В других странах дарение подарков должностным лицам ограничивается строго определенными рамками или вообще запрещается.

Проблема подарков на государственной службе регулируется в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", где в числе запретов, связанных с государственной службой (ст. 17), содержится запрет на получение "в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются, соответственно, федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом РФ.

Во всех случаях этикет рекомендует избегать подношений чиновникам, так как граница между вежливостью и благодарностью, с одной стороны, и бестактностью и корыстью — с другой, неуловимо тонка, с точки зрения как закона, так и хорошего тона.

Подарок — не долг и не выполнение обязательств, а материализация дружеских отношений, поэтому за ним не должен стоять какой-либо умысел или корыстная цель; он не должен ставить в неловкое или обязывающее положение того, кому он предназначается. Поэтому этикетом выработаны правила, регулирующие некоторые аспекты процедуры дарения подарка в служебной ситуации:

1) прежде всего для дарения подарка должен быть соответствующий повод: день рождения, повышение в должности, уход па пенсию и т.д.;

2) важным моментом в обмене подарками между сослуживцами является взаимность, предполагающая симметричность взаимоотношений между людьми. Поэтому подарок не должен быть дорогим, сохраняя скорее символический характер;

3) немаловажное значение имеет и характер служебных отношений с тем, кому вы собираетесь преподнести подарок. В государственной службе США, например, действует правило, согласно которому можно делать подарки подчиненным, обслуживающему персоналу, но никогда — начальству;

4) подарки не должны носить личный характер;

5) к внешнему виду и оформлению подарка этикет предъявляет не меньшие требования, чем к его содержанию. Каждый подарок должен быть упакован безупречно;

6) кроме стоимости подарка этикет регламентирует и различные стороны самого процесса дарения:

- принимая подарок, следует вежливо и искренне поблагодарить за него; тотчас же в присутствии дарителя развернуть его, еще раз выразить благодарность и отметить вкус в выборе подарка и его красоту;

- цветы преподносят только в распакованном виде, подаренные цветы следует немедленно в присутствии дарителя поставить в воду;

- на дом посылают свежесрезанные цветы, на работу — аранжированные;

- если по какой-либо причине вы не можете принять подарок (например, по причине его неуместно высокой стоимости), рекомендуется незамедлительно вернуть его дарителю.