Ситуации для иллюстрации и анализа

Применение теории антикризисного управления на практике — не простое дело. Общие принципы, известные из теории, как правило, могут использоваться в качестве основы, шаблона для разработки плана антикризисного менеджмента и его осуществления на практике. Менеджер, только обретающий опыт, довольно быстро обнаружит, что в книгах по антикризисному управлению он не сможет найти конкретного, детального ответа на вопрос: как действовать в той или иной ситуации, с которыми он сталкивается? Это может породить пессимизм, недоверие к теории либо заставит искать опору в здравом смысле или обратиться за помощью и поддержкой к более опытным коллегам. Конечно, без опоры на здравый смысл и житейский опыт трудно представить себе эффективнее антикризисное управление, однако это обстоятельство отнюдь не умаляет значение и достоинства теории. Проблема заключается в другом: как научиться использовать имеющиеся теоретические знания на практике, с учетом того, что каждая практическая ситуация уникальна по набору как существенных, так и не очень важных обстоятельств, влияющих на формирование, развитие и разрешение кризисной ситуации.

Большую помощь в этом может оказать метод анализа конкретных ситуаций (или метод case-study), который позволяет потренироваться в практике решения проблем антикризисного управления и произвести как бы обратное движение мысли: рассмотрев конкретную ситуацию, определить, какие положения теории АКУ могут быть к ней применены, какие альтернативные решения могут быть использованы, к каким последствиям (как краткосрочным, так и долгосрочным) они могут привести. Ниже приведены ситуации двух типов. Первый предполагает самостоятельный поиск решения проблемы и обоснование полученного пути решения, второй подытоживает опыт стратегий выхода организаций из кризиса. При этом требуется оценить сильные и слабые стороны такой конкретной стратегии, выделить и развить возможные альтернативные решения.

Анализ конкретных ситуаций предполагает как групповую, так и индивидуальную работу. Работа в группе чаще всего осуществляется в аудитории и предполагает обсуждение задания, поиск решения проблемы через дискуссии в малых группах (подгруппах) с последующим общегрупповым обсуждением результатов, полученных в разных малых группах, оценку сильных и слабых сторон предложенных решений как участниками обсуждения, так и преподавателем.

Результаты индивидуальной работы чаще всего представляются в письменном виде. При этом надо стремиться к ясности изложения, краткости. Необходимо также отвечать на поставленные вопросы по существу, избегать воспроизведения хорошо известных принципов и общих мест, а также чрезмерной детализации изложения. Нужно обращать внимание на логику изложения и структуру работы, которая должна способствовать, а не препятствовать адекватному пониманию основных идей, представленных в конкретной ситуации.

Ликвидация завершена

Авария на буровой платформе британской компании Brithish Petroleum (BP) на месторождении Макондо в Мексиканском заливе, вблизи побережья США произошла 20 апреля 2010 г. В результате пожара на глубоководной буровой погибли 11 и были ранены 17 человек. Платформа затонула, а из разорвавшейся трубы со дна залива в воду под большим давлением стала поступать нефть. По оценкам, в последующие три месяца утечки в воды залива попало 4,9 млн баррелей нефти. Это привело к формированию нефтяного пятна на поверхности в 210 кв. км, а также к закрытию 11 тыс. кв. км для рыбной ловли из-за примесей нефти в водах. В результате оказалось загрязнено 790 км побережья четырех штатов — Луизианы, Миссисипи, Алабамы и Флориды. Рыболовство, аквакультура и туризм региона несли многомиллиардные убытки. Огромный ущерб был нанесен окружающей среде, поскольку в результате аварии погибли десятки тысяч морских птиц, а также выросла смертность охраняемых морских животных, в том числе китов и дельфинов.

Большая группа частных лиц и предприятий США подала на компанию в суд с требованием возмещения ущерба. В рамках досудебного соглашения ВР обязалась выплатить 7,8 млрд долл. сотне тысяч рыбаков, работников ферм по разведению креветок, владельцев гостиниц, баров и ресторанов, чей бизнес пострадал в результате аварии. Средства на выплату компенсаций будут выделены из фонда в 20 млрд долл., который был создан компанией специально для этой цели.

Договоренность была достигнута накануне начала слушаний по коллективному иску, поэтому теперь суд не состоится. Только 16 ноября 2012 г. ВР до сих пор не признала свою юридическую ответственность за аварию, в которой погибли 11 человек и которая привела к утечке почти 5 млн баррелей нефти. Правительство США и власти отдельных штатов планируют продолжить рассмотрение дела об аварии па буровой ВР, ставшей крупнейшей экологической катастрофой в американской истории.

Тем не менее, достигнутая договоренность "закрывает главу" с аварией для компании и дает ей возможность продолжать реструктуризацию бизнеса. Президент ВР Роберт Дадли заявил, что будущее нефтяной компании будет заключаться "в фокусировании на наших сильных сторонах". На протяжении последних двух лет компания, ранее одна из самых успешных в отрасли (британские пенсионные фонды вкладывали в нее 15% своих инвестиций), воспринималась всеми как проблемная. Авария в Мексиканском заливе нанесла удар по перспективам расширения добычи, а затем провалилась и планировавшаяся сделка с "Роснефтью" по освоению российского сектора в Арктике.

После аварии весной 2010 г. на добычу нефти на больших глубинах стали смотреть как па бомбу замедленного действия. Во многих странах был объявлен мораторий на бурение, поэтому достигнутое соглашение вновь открывает для освоения глубоководные запасы нефти — как в США, так и в других странах мира. Ведь без освоения этих новых ресурсов на шельфе и континентальном склоне нефтяная отрасль не сможет удовлетворить растущий спрос, в том числе в США, где пытаются снизить зависимость от импорта ближневосточной нефти. Единственная возможность увеличить добычу американской нефти сегодня — это бурить в прибрежных водах.

"Сразу после аварии BP заявила, что выполнит все обязательства в отношении жителей побережья Мексиканского залива. И мы приняли все меры, чтобы обеспечить выполнение этих обязательств. Предложенное соглашение является попыткой закрыть вопросы, связанные с аварией на Deep-weater Horizon, а также внести вклад в экономическое и экологическое восстановление побережья залива", — заявил Р. Дадли.

Ликвидация последствий аварии была сложной технически (из-за большой глубины, на которой могли работать лишь роботы), к тому же ситуация усугублялась юридическими спорами об ответственности. Дело в том, что BP наняла для проведения разведки подрядчика — компанию Halliburton. А та, в свою очередь, контрактовала буровую платформу у компании Тгажосеап. Все три компании винят друг друга в несоблюдении правил безопасности, которые в итоге и привели к аварии.

До заключения соглашения BP уже потратила около 7,5 млрд долл. на очистку загрязненного побережья и вод залива, а также на выплату компенсаций по искам. С учетом новой сделки общий масштаб затрат на ликвидацию последствий составит почти 16 млрд долл. (что, впрочем, оказывается в пределах выделенных на эти цели средств). По общая сумма может оказаться больше, поскольку американские власти планируют завершить судебную тяжбу с компанией. "Мы рады, что BP смогла договориться по возмещению ущерба с индивидуальными исками, но это никак не означает, что таким образом компания понесла всю ответственность за нанесенный урон", — утверждается в заявлении министерства юстиции США.

С учетом исков федерального правительства и конкретных штатов общая стоимость аварии для BP может достигнуть 20—25 млрд долл. "Достижение договоренности по частным искам открывает компании возможность двигаться вперед. Это показывает правительству США, что компания готова идти на любые шаги в пределах разумного, чтобы оставить аварию в истории и вернуться к обычному ведению бизнеса", — рассказала "Эксперту" Амрита Сен, нефтяной аналитик банка Barclays Capital.

В частности, как ожидается, ВР попытается сфокусироваться па разведке и добыче в новых нефтеносных провинциях, каковыми являются глубоководные месторождения и Арктика. В течение последнего года ВР осуществила самую серьезную внутреннюю реструктуризацию за последние 20 лет. А в феврале 2012 г. компания опубликовала стратегию, в рамках которой планирует осуществить бурение на 12 новых участках и инвестировать 22 млрд долл. в новые месторождения. Эта программа (как и фонд выплаты компенсаций) будет финансироваться за счет продажи активов в неключевых для компании регионах на 30 млрд долл.

Стремление компании двигаться вперед вселило оптимизм в инвесторов. Так, акции ВР сегодня котируются на 60% дороже, чем летом 2010 г., в разгар аварии. Впрочем, некоторые акционеры продолжают критиковать топ-менеджмент и настаивают на необходимости дальнейших реформ. В частности, поговаривают, что ВР должна отделить свой бизнес downstream (нефтепереработка и сбыт нефтепродуктов) от upstream (разведка и добыча), что может дать 60—80 млрд долл. дополнительной рыночной капитализации.

Заключение сделки между ВР и юристами, представляющими пострадавших в результате аварии компании и частных лиц, стало важным событием не только для британского концерна, но и для нефтяной отрасли в целом. Сразу после аварии ВР и другие компании, работающие в Мексиканском заливе, ввели годичный мораторий на новое бурение. Осенью 2012 г. этот мораторий был снят, и компании активно занимаются разведкой и добычей на шельфе. Кроме американского сектора Мексиканского залива, ожидается рост разведки и добычи в экономических зонах Мексики и Кубы. За пределами этого региона нефтяные компании вновь возвращаются к разведке глубоководных месторождений -от Фолклендов до Красного моря, от Восточного побережья Африки до Восточного Средиземноморья.

Восстановление активности в отрасли, по мнению отраслевых аналитиков, связано с продолжающимся ростом спроса на энергоресурсы.

В Соединенных Штатах вопросы нефтедобычи и отпускных цен на бензин превратились в одну из тем предвыборной кампании. Хотя кандидаты предпочитали не комментировать причины удорожания топлива, однако практически все они выступали за увеличение добычи нефти в США — как на суше, так и в прибрежных водах. "Высокая цена бензина превратилась в настоящий кризис для многих американцев. Если она будет расти и дальше, то к августу экономика сойдет с рельсов", — заявил Ньют Гипгрич, участвующий в республиканских праймериз.

Президент США Барак Обама отверг обвинения в том, что его администрация виновата в растущих ценах на нефть. "Мы открыли миллионы акров для разведки нефти и газа и выдали более 400 разрешений на бурение с тех пор, как были введены новые стандарты безопасности по результатам аварии в Мексиканском заливе", — заявил он.

Действительно, в американском секторе залива сегодня работает 40 разведывательных буровых установок против 25 год назад. Например, ВР сегодня имеет пять буровых платформ в Мексиканском заливе — больше, чем какая-либо другая компания. По оценкам министерства энергетики США, добыча нефти в американском секторе Мексиканского залива должна вырасти с 1,3 млн баррелей в сутки в 2011 г. (около четверти общей добычи в Соединенных Штатах) до 2 млн баррелей в сутки к 2020 г.

В декабре 2011 г. администрация Обамы провела первые тендеры по распределению участков после аварии на платформе ВР, выдав лицензии на разведку и добычу на 81 тыс. кв. км (что примерно эквивалентно площади Австрии или Чехии) федеральных вод в Атлантике и в Мексиканском заливе. Лицензии обошлись нефтяным компаниям в 330 млн долл., но на этих участках могут находиться запасы в 400 млн баррелей нефти. ВР получила 11 из 191 участка. Хотя экологи пытались заблокировать выдачу лицензий британской компании, добиться этого им не удалось. При этом 61 из 191 участка находится на глубинах более 200 м. Это всего на шесть меньше, чем было выдано в 2009—2010 гг., до аварии на Макондо.

Однако требования по безопасности глубоководного бурения стали более жесткими, чем в эпох}' республиканской администрации Дж. Буша. Поэтому приоритетной является безопасность разведки и добычи нефти, а не скорость освоения шельфовых месторождений. По мнению специалистов, более жесткие правила обеспечили отсутствие новых аварий в американских водах.

Тем не менее глубоководное бурение остается опасным для окружающей среды — лишь за последний год в мире зафиксированы два серьезных инцидента. Так, в июне 2011 г.

на буровой платформе Conoco Phillips в Бохайском заливе у берегов Китая произошла утечка 3,2 тыс. баррелей нефти, что привело к появлению нефтяного пятна в 840 кв. км. А в ноябре 2011 г. похожая по масштабу утечка случилась у берегов Бразилии, на месторождении Campos, где разведкой занимается американская Chevron.