Системы значений

Определим понятие "система" как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство[1]. Элементы системы не обязательно вещественны. Типы связей, образующих целостность, могут быть связями между функциями, фазами процессов, другими системами (подсистемами). Совокупность связей между элементами системы называется ее структурой.

Надсистема – система, в которую входит данная система. Подсистема – система, входящая в данную систему.

Организм является надсистемой для кровеносной, нервной, пищеварительной и других функциональных систем. Последние являются подсистемами организма.

Фактор, определяющий связи между элементами системы, называется системообразующим фактором. На наш взгляд, системообразующий фактор определяется основными функциями данной системы в ее надсистемах. Так, например, строение какого-либо органа тела (данная система) определяется его функциями для всего организма (надсистема); структура личности определяется ее функциями в семье, в коллективе, в группе общения, в общине (надсистемы).

Структура системы не есть нечто неизменное, она изменяется и развивается вместе с системой, что особенно очевидно, если рассуждения ведутся о структуре динамического процесса, который является системой других процессов. Системными качествами называются качества системы, присущие ей в целом, но не присущие отдельно ни одному из входящих в нее элементов.

Вода обладает качествами (температура замерзания, температура кипения и др.), которыми не обладают ни водород, ни кислород (элементы воды).

Единицей анализа системы называется ее наименьшая подсистема, обладающая системными качествами.

1. Единицей анализа воды являются не ее элементы (водород и кислород), а ее молекула, как сохраняющая свойства воды.

2. А. Н. Леонтьев (Леонтьев, 1983) рассматривал деятельность единицей анализа активности человека. В свою очередь действие является единицей анализа деятельности как сложной (таксономичной единицы). Л. С. Выготский рассматривал значение как единицу анализа мышления и (позже) сознания.

Относя системы значений, понимаемых и как обобщенное отражение, и как личностные смыслы, и как функции знаков к идеальным системам, отметим, что психологический аспект проблемы значений связан с логикой построения формальных (знаковых) систем лишь косвенно. Прямым предметом психологического исследования являются структуры психического содержания отражения действительности, функционирующие в деятельности.

Поиск закономерностей и механизмов развития систем значений является задачей более сложной по сравнению с их описаниями (выявление форм, видов и т.п.); тем более, что описания выполнены на различных основаниях, начиная с выделения составляющих в различных системах репрезентации опыта и кончая лингвистическими подходами к проблемам описания значений. Изучая зависимость между развитием мышления ребенка и развитием систем значений, многие исследователи указывают на единую природу процессов развития мышления и процессов образования значений (Выготский, 1982; Леонтьев, 1983, 2000; Лурия, 1998 и др.).

Считается, что механизмами образования значений являются процессы абстрагирования и обобщения (Выготский, 1982; Рубинштейн, 1973, 1989; Давыдов, 1986 и др.). Уровни обобщения по Л. С. Выготскому (Выготский, 1982) уже описаны в предыдущем параграфе. Абстрагирование понимается как умение выделять какие-либо существенные связи (отношения, признаки) явлений, отвлекаясь от остальных. Вопрос заключается в том, что составляет содержательную сторону абстрагирования и обобщения, какие именно свойства абстрагируются, какие из них затем обобщаются. Для ответа на этот вопрос необходимо рассматривать процесс образования значений, учитывая не только развитие абстрагирования и обобщения, но и ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности, в которой эти значения формируются.

В реальной деятельности основой (материалом) обобщения будут служить те отношения действительности, которые существенны для реализации этой деятельности, т.е. функциональные для деятельности отношения действительности. Соответственно, функциональными связями систем значений являются связи, складывающиеся в контексте определенной деятельности.

Человек, выполнивший самостоятельно ремонт у себя в квартире, теперь часто будет замечать ранее "невидимые" им погрешности ремонта в других помещениях.

Изучение систем значений вне деятельностного контекста их функционирования неизбежно ведет к потере содержательных детерминант их развития. Рассмотрение деятельности как системообразующего фактора индивидуальных систем значений, учет того факта, что составляющими значения являются именно функциональные для деятельности отношения реальности, позволяет раскрыть процессы развития этих систем, их последовательность и специфику в связи с развитием ведущих и им сопутствующих деятельностей. В таких системах именно функциональные связи являются системными.

Системы значений характеризуются и другими системными связями – в системах языков, в системах научных понятий и т.п. В некоторых видах деятельности, например, в учебной и научной, связи систем понятий могут быть и функциональными.

Индивидуальные естественные системы значений труднодоступны для исследования и сами по себе не дают материала для обобщения. Это обусловлено общеметодологическим парадоксом психологического научного исследования, целью которого является поиск объективных законов субъективного. Для объяснения и обобщения материала по исследованию значений исследователи создают их модели, которые являются системами с известной структурой связей (ассоциативные связи, иерархические уровни и пр.).

Для работы с системами кодирования и декодирования информации специалистами создаются специальные системы знаков с известным (заранее заданным) алгоритмом связей их значений, относительно небольшим количеством символов и упрощенным синтаксисом. Такие системы называются искусственными языками.

Обобщая, можно выделить четыре типа систем значений.

1. Естественные деятельностные (на основе личной истории деятельностей субъекта) системы значений: сознание, образ мира, общественное сознание, речь. Понятие о таких системах значений строится (прямо или имплицитно) на основе понятий о развитии субъекта их генеза (генетический аспект проблемы развития систем значений) и деятельности этого субъекта (функциональный аспект, актуальное функционирование систем значений). Такие связи называются синтагматическими.

2. Понятийные системы: системы языковых, научных, прикладных, профессиональных, учебных понятий. Хотя эти системы строятся на разных основаниях, в основе их лежит систематизация – иерархизация, классификация, логические, родо-видовые, причинные (часть – целое) и другие связи – различных признаков, выделенных на определенных уровнях обобщения. Такие связи называются парадигматическими.

3. Модели естественных систем значений: ассоциативные и семантические модели познавательных процессов (в основном, памяти), семантические структуры репрезентации опыта, когнитивные структуры репрезентации опыта, системы искусственного интеллекта.

4. Искусственные языки (программирования, шифры, служебные и пр.). В большинстве описанных в психологической литературе моделей используются и парадигматические, и синтагматические связи без рефлексии но поводу того, какие именно связи и почему используются.