Системы внутриорганизационной коммуникации

В последние годы во всем мире во многих организациях — и в корпорациях, и в государственных учреждениях — стали активно использоваться средства программного обеспечения и соответствующие системные решения, ориентированные на повышение эффективности коллективной работы групп сотрудников, выполняющих однородные виды работ. Состав указанных средств довольно разнообразен, как и их возможности. Из действующих в настоящее время продуктов этого класса можно назвать, в частности, Lotus Notes/Domino.

Lotus Notes и Lotus Domino относят к наиболее распространенным и популярным продуктам, обеспечивающим коммуникационные потребности крупных и средних организаций. С момента появления первой версии Notes в конце 1989 г. миллионы пользователей рассматривают Lotus Notes и Lotus Domino как базовую коммуникационную инфраструктуру для коллективного взаимодействия в организациях и совместного использования информационных ресурсов. В данном контексте весьма интересен опыт компании BP.

К информационно-коммуникационным корпоративным системам относится система Connect, впервые разработанная в рамках компании BP, а затем успешно примененная в компании ВВС.

Одной из популярных функций системы является функция адресной книги. Когда вы ищете человека из компаний BP и ВВС с помощью системы Connect, вы как минимум найдете номер его телефона, а также другие контактные данные. Почти все сотрудники этих компаний имеют личную веб-страничку, поэтому объективная информация о них вполне доступна. К контактным данным относится широкий перечень данных относительно возраста, стажа работы, компетенций, выполненных проектов, личных увлечений и пр. Эта информация помогает устанавливать продуктивные контакты и усиливает доверие друг к другу.

Система Connect используется для создания формальных и неформальных групп. Таким образом, данная технологическая система дает возможность построить густую сеть связей, позволяющую сотрудникам легко общаться, поддерживать друг друга, предлагать новые направления и методы действий. Использование системы Connect или аналогичной может оказаться особенно эффективным в случае, если сотрудники находятся в различных географических точках мира, а также когда в корпорации или в ее подразделении меняется руководство[1].

Практика применения различных информационных технологий в управлении говорит о том, что наибольшая эффективность достигается при использовании не одной информационной системы, а их комплекса. В него может войти система планирования ресурсов организации ERP, дополненная решениями системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM и хранилищем информации, данных и знаний системы информационной поддержки аналитической деятельности BI.

Современные информационные технологии позволяют не только автоматизировать управленческие процессы в организации, но и передать и адаптировать передовой опыт но построению эффективных методов управления, накопленный компаниями — поставщиками информационных систем в процессе их внедрения в других организациях.

Сами по себе информационные технологии не решают современных задач управления. Основными средствами развития управления остаются социальные технологии — командообразование, эффективный обмен знаниями между сотрудниками, координация инновационной активности, становление обучающейся организации, формирование организационной культуры, ориентированной на инновации, и пр.

В региональном управлении многих развитых стран мира используются геоинформационные системы. Современная геоинформационная система (ГИС) — это информационная система, включающая в себя большое количество графических и тематических баз данных, соединенная с модельными и расчетными функциями для манипулирования ими и преобразования в пространственную картографическую информацию с целью принятия разнообразных управленческих решений[2]. Использование рассматриваемой информационной технологии требует создания многослойных электронных карт региона (города) (инженерные коммуникации, строения, дороги, полезные ископаемые и т.п.) в различном масштабе (обычно 1:2000 или 1:500). При этом семантическое описание каждого объекта того или иного картографического слоя (например, тип, технические характеристики, дата установки, дата очередных испытаний и т.п. для каждого вентиля и каждой трубы водопроводной системы города) хранится в тематических базах данных и имеет соответствующие ссылки.

Любая ГИС работает с базами данных двух типов — графическими и атрибутивными, или тематическими. В графических базах данных хранится то, что принято называть графической или метрической основой, атрибутивные содержат в себе так называемую нагрузку карты и дополнительные данные, которые относятся к пространственным, но не могут быть прямо нанесены на карту, — это описания территорий или информация, содержащаяся в отчетах.

Современный крупный город в условиях перехода к рыночным отношениям, децентрализации управления, повышения ответственности местных органов власти за конечный результат хозяйственной деятельности и социальный уровень жизни граждан не может нормально функционировать без четко налаженной системы всестороннего

учета, анализа и оценки городских территорий. Зарубежный и отечественный опыт последних 10—15 лет показал, что приоритетными и наиболее жизнедеятельными информационными технологиями государственного и муниципального управления являются ГИС-технологии. Они служат информационным базисом для решения многочисленных задач, среди которых:

• создание и ведение системы автоматизированных кадастров (земельный, водный, лесной и др.);

• создание и ведение реестров объектов недвижимости и объектов городской инфраструктуры;

• экономическая оценка городской территории, планирование земельного налога и других платежей за землю, проектирование границ зон градостроительной ценности, расчет ставок земельного налога и т.д.;

• перспективное и оперативное планирование развития города и его отдельных территорий, разработка генерального плана города и контроль за его реализацией.

Сегодня информационная глобальная сеть Интернет является главным инструментом человечества при его переходе от индустриальной эры к информационной. Интернет служит главным мировым источником информации, оперативным глобальным средством связи, базой для развития технологий будущего. Провозглашенная как "мировая информационная супермагистраль", сеть Интернет является объектом вложения огромных сил и средств международных организаций, правительств и частных фирм во всем мире. Сеть дала мощный импульс и развитию информационных систем различных организаций, значительная часть которых сегодня строится на основе интернет-технологий.

Во многих субъектах Федерации, в муниципальных образованиях уже созданы региональные интернет-системы, позволяющие решать многочисленные информационные и управленческие задачи.

Использование web-технологий позволяет также построить системы дистанционного обучения и консультирования сотрудников органов государственного и муниципального управления, причем это могут быть как корпоративные интернет-системы, так и общероссийские. К сегодняшнему дню в российском сегменте сети Интернет накоплено много общедоступных учебных и методических материалов, обобщающих опыт государственного и местного самоуправления в стране за последние годы.

Выводы

1. Информационные технологии управления — это совокупность методов и средств поиска, сбора, обработки, хранения, передачи и защиты информации и знаний для решения задач управления на базе программного обеспечения и средств вычислительной и телекоммуникационной техники.

2. В практике управления коммерческими фирмами используются разнообразные системы программного обеспечения: системы планирования ресурсов предприятия ERP (Enterprise Resource Planning), системы управления взаимоотношениями с клиентами CRM (Customer Relationship Management), Системы информационной поддержки аналитической деятельности BI (Business Intelligence).

3. В последние годы во всем мире во многих организациях — и в корпорациях, и в государственных учреждениях — стали активно использоваться средства программного обеспечения и соответствующие системные решения, ориентированные на повышение эффективности коллективной работы групп сотрудников, выполняющих однородные виды работ.

4. В региональном управлении многих развитых стран мира используются геоинформационные системы, которые представляют собой информационные системы, включающие большое количество графических и тематических баз данных, соединенные с модельными и расчетными функциями для манипулирования ими и преобразования в пространственную картографическую информацию с целью принятия разнообразных управленческих решений. Во многих субъектах Российской Федерации, в муниципальных образованиях региональные интернет-системы позволяют решать многочисленные информационные и управленческие задачи.