Системы педагогического образования

На пороге XXI в. определились важные тенденции развития систем педагогического образования. В первую очередь – это усиление ориентации на университетское образование. Тенденция выражается в развитии преемственной подготовки учителя в специальном педагогическом учебном заведении и университете. Осуществляется (хотя не везде и не полностью) установка на то, чтобы все учителя (от начальной до полной средней школы) приобретали высшее образование университетского уровня (так в США не менее половины школьных учителей имеют степень магистра). На Западе, как правило, учителю необходимы два диплома – об университетской подготовке и профессиональной пригодности. Первый выдается после двух – четырех лет успешной учебы. Получением второго диплома завершается практическая профессионально педагогическая подготовка. Реформы педагогического образования привели к тому, что оно все более сосредоточивается в классических университетах. Пока не очевидно, что это приводит к улучшению качества образования. Тем не менее вследствие таких реформ повышается статус учительской профессии, в обществе растет уважение к труду учителя.

В ведущих странах мира сохраняются национальные особенности систем педагогического образования. В ряде государств в университетах функционируют специальные педагогические факультеты, в других странах студенты обучаются на тех или иных факультетах, где не дают сколько-нибудь солидную педагогическую подготовку и где по окончании трехчетырех курсов предоставляется возможность получить такую двухгодичную подготовку в специально созданных педагогических институтах или центрах.

Россия. В России учителей готовят педагогические училища и педагогические колледжи (1–3 года), педагогические институты, педагогические университеты и университеты. Педагогов готовят в государственных и коммерческих учебных заведениях. С 2009 г. предусмотрен повсеместный переход высших педагогических учебных заведений к двухзвенной системе – бакалавра и магистра (четыре года бакалавриат, один год магистратура). В ряде случаев возможен пятилений бакалавриат педагогического образования (при наличии двух программ специальной подготовки).

Постепенно ликвидируется иерархическая система принципиально разной подготовки учителей начальных и средних школ, усиливается ориентация педагогических вузов на университетское образование, создание педагогических вузов университетского типа. Система университетского педагогического образования становится более гибкой. Сформировались разнообразные виды педагогических учреждений университетского типа: собственно педагогические университеты, лингвистические педагогические университеты, профессиональнопедагогические университеты.

Система педагогических вузов в конце 1990-х гг. включала 44 педагогических университета и 59 педагогических институтов. В настоящее время их число сокращается. Нарастает тенденция по превращению педагогических вузов в классические университеты, их слиянию. В связи с этим вызывает беспокойство судьба высшей педагогической школы как уникальной отрасли отечественного образования. Высказывая мнение многих педагогических работников, ректор МПГУ В. Л. Матросов пишет: "Высшая педагогическая школа как самостоятельная отрасль должна быть не только сохранена, но и иметь приоритетное значение".

Особенностью современного этапа является то, что все более заметную роль в подготовке педагогических кадров начинают играть вузы непедагогического профиля, что, по словам В. Л. Матросова, "помогает решить проблему дефицита педагогических кадров, но, вместе с тем, несет в себе опасность разрушить цельность высшего педагогического образования".

Планируется готовить для работы в школе квалифицированных специалистов, не имеющих педагогического образования. Президент России Д. А. Медведев, говоря об этом в послании "Новая школа" (2009), предложил для таких специалистов создать краткосрочные специализированные курсы.

Процесс реформирования педагогического образования в России продиктован ростом потребностей в первоклассных педагогах – истинных мастерах и профессионалах, стремящихся к творчеству, самопознанию, самосовершенствованию.

Совершенствуется механизм отбора в педагогические учебные заведения. Речь идет об особой деятельности по ориентации выпускников общеобразовательных школ на приобретение педагогического образования. Подобную ориентацию осуществляют в отдельных школах, на подготовительных курсах при педвузах.

США. В системе педагогического образования США выделяются вузы различных уровней: университеты (четыре- пять лет), педагогические колледжи (четыре-пять лет), колледжи свободных искусств (четыре года), младшие колледжи (два года). В первых трех указанных типах учебных заведений готовят преподавателей средней школы, в младшем колледже – учителей начальной школы. Имеются как общественные, так и частные заведения педагогического образования. Основная часть будущих учителей учится четыре года (70%). Менее трети – пять лет. Остальные – два года. Выпускники, получив степень бакалавра, могут идти работать учителями в школу. Наиболее известные поставщики педагогических кадров – Болл университет (штат Индиана), Северный Иллинойский университет (штат Иллинойс), Мичиганский университет (штат Мичиган), университет в Филадельфии (штат Пенсильвания).

Острая проблема в США – формирование у студентов, получающих педагогическое образование, прочной мотивации к будущей профессиональной деятельности. По свидетельству М. Джонсона (университет Висконсин-Медисон), типична ситуация, когда выпускники педагогических факультетов, поработав два-три года в школе, уходят из профессии. Чтобы закрепить интерес к профессии педагога, используются проекты так называемого обучения действием (service learning), когда студенты на добровольных началах занимаются практической учительской деятельностью.

Массовое явление в США – недостаточная квалификация преподавателей. Согласно президентскому акту "Ни одного неуспевающего ребенка" (2001), в школах не должно быть места учителям, не подтвердившим свою квалификацию. Спустя четыре года после появления этого документа положение радикально не изменилось. По данным исследовательского центра "Педагогический трест" (Education Trust) (2005), около 24% школьных учителей никогда не изучали на педагогических факультетах преподаваемые ими предметы. Национальная Академия наук США в том же году обратила внимание на то, что американские учителя математики хуже образованы по сравнению со своими коллегами в индустриально развитых странах мира.

Великобритания. В Великобритании система педагогического образования состоит из общих и педагогических колледжей, а также педагогических отделений университетов. Имеются частные и государственные высшие педагогические учебные заведения. В университетах годичную педагогическую подготовку проходят после трех лет обучения на каком- либо факультете, т.е. освоив определенный академический курс и получив специализацию по одной – трем дисциплинам. Он должен обладать базовыми психолого-педагогическими знаниями, владеть технологиями обучения и воспитания учащихся: наблюдение, общение, анализ проблемных ситуаций, видеоурок, использование журнала учителя и др. Подготовка будущего учителя основана на ступенчатом принципе и предусматривает выбор специалистом вида педагогической деятельности (учителя или исследователя).

Германия. В Германии сложилась система трех видов педагогического образования: учителей начальной и основной школы, преподавателей реального училища, преподавателей гимназии. Учителей начальной и основной школы готовят по преимуществу в Гамбургском и Гессенском университетах, а также в высших педагогических школах других университетов. Продолжительность подготовки почти везде три года. Преподавателей реального училища готовят высшие педагогические школы и университеты. Их задача – дополнительная подготовка учителя начальной и основной школы. Преподавателей гимназии готовят университеты, технические и музыкальные вузы.

Франция. Во Франции до конца 1990-х гг. базовое педагогическое образование учителя начальной школы имело двухзвенную структуру: два года в университете и затем два года в нормальной школе (специальное педагогическое заведение). Большинство преподавателей коллежа и лицея готовили в два этапа: первый – получение университетского образования; второй – обучение после университета. На рубеже XX–XXI вв. система нормальных школ была ликвидирована и появились специальные высшие учебные заведения для подготовки преподавателей – университетские институты педагогического образования, флагманом которых является парижский университет им. Рене Декарта.

Китай. В Китае систему учреждений педагогического образования составляют средние педагогические училища, краткосрочные педагогические колледжи, педагогические вузы (университеты и специализированные заведения). Сроки обучения в обычных педагогических вузах составляют четыре года, в краткосрочных – два-три года, в педагогических училищах – четыре года.

Япония. В Японии учителей готовят на педагогических факультетах университетов, в педагогических университетах (срок обучения не менее четырех лет), на двухгодичных специальных отделениях младших колледжей.