Системы обеспечения информационной безопасности

Обеспечение безопасности лежит в трех сферах.

Договорно-правовая сфера. Речь идет о необходимости достичь соглашения между возможно бо́льшим числом стран о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и информационным криминалом по предотвращению этих угроз и согласовании действий но минимизации их последствий. Предметом переговоров должна стать также международно-правовая защита национальных информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, а также авторских прав на материалы, распространяемые в первую очередь по Интернету.

Информационно-технологическая безопасность. борьба против хакеров, нейтрализация вирусных программ, противодействие компьютерному терроризму и деятельности специальных служб зарубежных государств по несанкционированному доступу к конфиденциальной информации в компьютерных сетях и т.д.

Информационно-психологическая безопасность: противодействие манипулятивным технологиям, нацеленным на утрату способности к политической, культурной, нравственной самоидентификации человека, блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости. Сюда также можно отнести распространение по сети Интернет непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т.п., оказывающих негативное воздействие на массовое сознание, физическое, психическое и социальное здоровье людей. В конечном итоге, это все то, что направлено на разрушение единого информационного и духовного пространства РФ, традиционных устоев общества и общественной нравственности.

Принципы ГИП

ГИП, как и любая политика, должна опираться на определенные базовые принципы. В сфере информационной политики государства эти принципы можно сформулировать следующим образом.

Принцип открытости политики. Для подразделений по связям с общественностью это означает следующее:

• информация о деятельности органов власти и управления должна быть доступна общественности. Прежде всего речь идет о доступности для широких слоев населения объективной информации о ходе экономических реформ, решении социальных задач, правовых актах и нормах, регулирующих общественную и частную жизнь граждан. Ситуация здесь осложняется таким барьером рыночной экономики, как коммерциализация сферы социально-информационных услуг;

• деятельность органов власти и управления должна открыто обсуждаться обществом как равноправным субъектом информационной политики. При этом, как подчеркивается в Концепции, органы государственной власти должны учитывать общественное мнение.

Принцип равенства интересов. ГИП, как об этом говорится в Концепции, по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов граждан, общественных организаций и движений, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных организаций и коммерческих структур. Иными словами, информационная политика в равной степени должна учитывать интересы всех вовлеченных в нее участников вне зависимости от их положения в обществе, формы собственности и государственной принадлежности. То есть речь идет о единых для всех "правилах игры". Но учет интересов и общность правил игры отнюдь не исключают, что в определенных обстоятельствах последнее и решающее слово должно оставаться за государством.

Принцип системности. Он предполагает, что все структурные элементы ГИП, являющиеся одновременно ее субъектами и объектами (власть-бизнес-общество, а также техническая база, инфраструктура, информационные продукты, правовые нормы, финансово-экономическое обеспечение и т.д.), должны представлять собой функционирующую систему. Выпадение или изменение одного из этих элементов приводит к сбою в работе всей системы. Например, даже при наличии современной технической базы и развитой инфраструктуре, но при отсутствии законодательных норм информационная политика будет натыкаться на юридические препоны, и вся система будет давать сбои. Поэтому при реализации принятых решений по изменению состояния одного из структурных элементов информационной политики должны учитываться его последствия для состояния других и всех в совокупности.

Принцип приоритетности отечественного производителя. При равных условиях приоритет должен отдаваться конкурентоспособному отечественному производителю информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг. При всей объективной справедливости этого принципа на сегодняшний день он далек от реализации.

Принцип социальной ориентации. Основные мероприятия ГИП должны быть направлены па обеспечение прежде всего социальных интересов граждан России.

Принцип государственной поддержки. Именно государство должно предоставлять гражданам универсальные общественные информационные услуги, способствовать доступу к мировым информационным ресурсам и глобальным информационным сетям. Мероприятия информационной политики, направленные на информационное развитие социальной сферы, должны финансироваться преимущественно государством.

Принцип приоритетности права. Развитие и применение правовых и экономических методов имеют приоритет перед любыми формами административных решений проблем информационной сферы.