Системы автоматизации учета для крупных организаций

По мере роста предприятия и увеличения масштаба его бизнеса возрастают его материальные, финансовые и информационные потоки, что усложняет процесс контроля и управления. На разных предприятиях бухгалтерский учет организуется по-разному. На крупных предприятиях ведутся все виды учета - первичный, управленческий, финансовый, каждый из которых решает свои задачи. В рамках первичного учета производится сбор, регистрация и частичная обработка информации. В сфере управленческого учета формируются отчетные данные, отражающие совершаемые хозяйственные операции в стоимостной оценке. В области финансового учета реализуется сводный учет, формируется Главная книга, бухгалтерский баланс и другие регистры по бухгалтерскому и налоговому учету.

На предприятиях с большим объемом хозяйственных операций ведется складской учет, осуществляется контроль выполнения договорных отношений, сроков оплаты и расчетов с поставщиками, отслеживаются взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, реализуются управленческий учет, финансовый анализ и другие работы.

Многие крупные предприятия имеют сложную организационно-производственную структуру. Для управления таким предприятием разрабатываются специальные мощные многофункциональные корпоративные информационные системы, которые строятся по модульному принципу. Модули решают комплекс определенных задач. Подсистемы и модули объединяются в контуры, которые по своему назначению охватывают все сферы финансово-хозяйственной деятельности крупного предприятия.

Наибольшее распространение на российском рынке получили следующие комплексные решения для автоматизации финансово-управленческой деятельности крупных предприятий, работающих в различных отраслях экономики: система "Галактика" корпорации "Галактика", система "ПАРУС" корпорации "ПАРУС", комплекс "Аккорд" фирмы "Атлант-Информ", система "Эталон" компании "Цефей", комплекс "Альфа" фирмы "Информ-контакт", комплекс "ABACUS" фирмы "Омега" и др.

Приведем характеристики некоторых систем автоматизации учета крупных предприятий.

Интегрированная система "Галактика"

В 2006 г. на рынок была представлена новая версия системы "Галактика ERP" с расширенными функциональными возможностями, трехуровневой архитектурой и возможностью удаленного доступа. Система ERP (Enterprise Resource Planning) предназначена для планирования ресурсов предприятия. Она позволяет планировать, контролировать, анализировать и корректировать планы деятельности всего предприятия по основным направлениям: финансы и бухгалтерский учет, производство, логистика и договоры, персонал, взаимоотношения с клиентами.

В 2010 г. система "Галактика ERP" была дополнена новыми возможностями для управления производством, финансами, логистикой, персоналом и др.

В функциональной структуре системы "Галактика" имеются следующие контуры:

- административного управления;

- оперативного управления;

- управления производством;

- финансовый;

- логистики;

- бухгалтерского учета;

- управления взаимоотношениями с клиентами;

- отраслевых и специализированных решений;

- управления персоналом.

Каждый контур включает в себя необходимые модули и обеспечивает решение задач по определенным направлениям. В общей сложности комплекс "Галактика" состоит из 40 детально проработанных крупных программных модулей и поддерживает как производство работ, так и оказание услуг. На базе комплекса создается и развивается единая операционно-информационная среда предприятия, помогающая персонифицировать ответственность, минимизировать налоги, наладить производственную и технологическую дисциплину.

Контур административного управления проводит управление ценовой политикой и маркетинговый анализ сбыта по каналам сбыта, товарам, группам товаров, направлениям реализации. В этот контур входит контур системного администрирования, который является инструментом администратора системы "Галактика" и предоставляет администратору возможность обеспечить режим оперативного совместного использования части информации базы данных несколькими предприятиями.

Контур оперативного управления предназначен для управления закупками, регистрации документов на закупку, распределения материальных ценностей по складам и проведения инвентаризации.

Контур управления производством предназначен для решения задач объемно-календарного планирования хозяйственной деятельности, расчета плановой себестоимости, калькулирования фактической себестоимости изделий и производственных заказов, контроля производственных затрат, автоматизированного учета материальных ценностей и услуг в производстве.

Финансовый контур включает модули: "Бюджет", формирующий плановые показатели по различным статьям бюджета на основе статистических и экспертных данных; "Платежный календарь"; "Финансовый анализ", основная задача которого - оценка экономического (финансового) состояния предприятия и выявление перспектив его дальнейшего развития.

Контур логистики обеспечивает детализацию и выполнение планов снабжения и сбыта; управление материальными потоками внутри предприятия и при взаимодействии с поставщиками и получателями продукции, товаров и услуг; контроль взаиморасчетов с поставщиками и получателями. В базовый комплект поставки контура логистики включены модули "Складской учет", "Управление снабжением", "Управление сбытом", "Получатели".

Контур бухгалтерского учета обеспечивает автоматизированное ведение бухгалтерского, налогового и управленческого учета. Эта задача решается с помощью модулей: "Хозяйственные операции", "Финансово-расчетные операции", "Касса", "Заработная плата", "Ведение налоговых расчетов", "Векселя и кредиты", "Основные средства и нематериальные активы", "Налоговые регистры", "Фактические затраты", "Консолидация", "Бухгалтерская отчетность".

В сфере кассовых и финансово-расчетных операций система позволяет выполнять следующие работы:

o формирование финансовых документов, сопровождающих движение денежных средств - наличных и безналичных;

o составление баланса взаиморасчетов с контрагентами;

o учет в разрезе объектов предприятия, объектов аналитического учета.

По учету материальных ценностей проводятся следующие операции:

o формирование приходных и расходных ордеров;

o составление ведомостей наличия товара и движения по складам, местам хранения.

По расчету заработной платы система предоставляет возможность:

o использования в любых организациях - от крупных до предприятий малого бизнеса, с любыми режимами работы;

o автоматического формирования налоговых отчетов и платежей.

По формированию отчетности в системе "Галактика" имеются следующие функции:

o автоматическое формирование всех отчетных форм в соответствии с действующим законодательством и модификация имеющихся отчетов;

o проектирование бухгалтерской и экономической отчетности произвольной формы.

Особенностью системы "Галактика" является возможность ведения параллельного учета в нескольких планах счетов (например, в национальном и GAAP), а также обеспечение ведения консолидированной базы данных и получения произвольной консолидированной отчетности корпораций.

Контур управления взаимоотношениями с клиентами

включает модули "Клиент" и "Рекламные кампании".

Основное назначение модулей - накопление всесторонней информации о потенциальных и реальных клиентах предприятия, дилерах, партнерах, рекламных фирмах, конкурентах, товарах и т.п.

Контур отраслевых и специализированных решений включает модули: "Консигнация", "Розничная торговля", "Управление транспортом", "Управление капитальным строительством", "Сервисное обслуживание", "Учет спецодежды", "Давальческое сырье", "Претензионно-исковая работа".

Контур управления персоналом позволяет автоматизировать учет кадров на предприятии и выполнять вычислительные процедуры, связанные с оплатой труда персонала. Модуль "Управление персоналом" имеет тесную взаимосвязь с модулем "Заработная плата".

Отдельные подсистемы работают во взаимосвязи друг с другом, перекрывая частично или полностью свои возможности. Так, модуль "Заработная плата" тесно связан с модулями "Касса", "Хозяйственные операции" и "Управление персоналом". Функциональные возможности модулей учитывают требования, предъявляемые к отчетности в соответствии с национальным законодательством, с Международными стандартами финансовой отчетности и в стандартах GAAP, поэтому модули могут с успехом использовать предприятия с иностранным участием.