Системообразующая сторона психологии нации

В число системообразующих компонентов психологии нации представители многих наук включают национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства и настроения, национальные традиции и привычки.

Национальный характер, по мнению этнологов и социологов, – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Понятие "национальный характер" вошло в оборот из обыденной жизни, повседневного языка и имеет собирательное, обобщающее значение. Оно трудно поддается исследованию. В проявлении его содержания сложно найти устойчивые закономерности.

В отношении к социально-бытовому окружению η национальном характере особенно тесно переплетаются элементы идеологии и общественной психологии, в том числе национальной и классовой. Отношение к окружающему определяет направленность национального сознания людей. К данной группе черт национального характера относятся такие, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и др.

Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких качеств, как деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность и т.д. У представителей различных наций эти черты имеют несколько различное проявление. Трудолюбие присуще, пожалуй, всем нациям мира, но есть разница между трудолюбием американцев, японцев, немцев и представителей других наций. Трудолюбие японца – это кропотливость, терпеливость, ловкость, прилежание, упорство. Трудолюбие немца – это аккуратность, основательность, пунктуальность, точность, дисциплинированность. Трудолюбие американца – это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, склонность к риску, инициативность, рационализм[1].

Отношение к своей и чужой этническим общностям также довольно специфично по содержанию у представителей различных этнических общностей и отчетливо проявляется в своеобразных характеристиках национального сознания и самосознания.

Национальный темперамент, по мнению большинства ученых, предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику поведения и поступков людей как представителей определенной этнической общности, характеризует своеобразие их немотивированной активности[2].

Понятие "национальный темперамент" заимствовано из общей психологии. Оно практически не поддается анализу, поскольку зависимости в системе "физиологическое – национальное" еще слабо изучены. Хотя новейшие достижения в области исследования и расшифровки структуры генома человека, в том числе его этноспецифических характеристик, показывают, что они реально присутствуют.

Представители одних наций (например, французы, итальянцы, испанцы) более эмоциональны и восприимчивы. У них в относительно короткий срок может резко проявляться воодушевление, прилив эмоций, но так же быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке. Представители других наций (например, англичане, скандинавы) менее эмоциональны, более склонны к логике в поступках, разумному поведению, меньше подвержены изменению настроений[3].

Национальный темперамент может проявляться в жестах. Так, исследователи установили, что за час беседы типичный финн употребляет в среднем только один жест, итальянец же жестикулирует не менее 80 раз, француз использует жесты не менее 120 раз, а мексиканец – даже 180[4].

Понятие "темперамент" в этнической психологии имеет иной смысл, чем в общей психологии. Национальный темперамент не есть темперамент личности. Различия в реактивности и эмоциональности представителей определенных этнических общностей объясняются в первую очередь не тем, что в одной из них больше холериков, а в другой – больше меланхоликов, а в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения реагирования усваиваются каждым новым поколением.

Национальный склад ума, по мнению прежде всего философов и социологов, – это особенности мышления большинства представителей той или иной нации.

Механизм мыслительной деятельности однотипен у представителей разных пародов. Она подчиняется одним законам, но имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития этнической общности. Так, абстрактность мышления, например, немцев – следствие ухода в мир идей от действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка, засильем "обязательного беспрекословного подчинения". Практичность англичан, их исторический приоритет в покорении многих стран и континентов, в торговле, активная военная, экономическая деятельность на протяжении многих веков, наоборот, рождали нелюбовь к абстрагированию, умозрительным размышлениям. В мышлении французов отразились их специфические черты интеллектуального реагирования – остроумие, красноречие и др.[5]

Не только отдельные люди, но и целые народы по-своему воспринимают и оценивают окружающий их мир и других людей. Формы взаимодействия с природой, нормы общения между людьми у каждого народа особые. Они-то и составляют его ментальную неповторимость.

Национальные особенности мышления проявляются в построении философских систем, в написании книг, статей, в разговоре, общении и т.д. Например, для французов свойственны свободное и активное течение мысли, приверженность логике, яркость и живость воображения, пытливость и искренность юмора. В мышлении англичан проявляются практицизм, конкретность, сдержанность воображения, пренебрежение к отвлеченному знанию. Склонность к абстрактному мышлению у немца проявляется в неспешности принятия решений, во всестороннем обдумывании последнего. Как правило, немец не идет на риск, если у него нет уверенности в благополучном исходе дела[6].

Для шведов характерен несколько иной склад ума. В своем экспериментальном исследовании "Шведский склад ума" А. Даун пришел к выводу, что они отличаются чрезвычайной рациональностью мышления, не склонны выставлять свои чувства напоказ, стремятся к поиску компромиссного решения. В этих чертах национального мышления ученый видит причины четкого функционирования государственной машины, малой религиозности и даже стабильных успехов шведских теннисистов на международных соревнованиях. "Что сделало таким мышление шведов? – спрашивает он и отвечает: – Длительный исторический период они жили без угроз военного нападения, политической нестабильности, экономических неурядиц, стихийных бедствий и других явлений, которые будоражат общественное сознание стрессами, эмоциональными всплесками, делая более импульсивным, эмоциональным мышление"[7].

Национальные чувства и настроения – это эмоционально окрашенное отношение людей как к своей этнической общности, ее интересам, ценностям и формам жизни, так и к другим народам.

Национальные чувства долговечны и живучи. Они формируются в течение многих столетий на основе жизненных условий и исторического опыта народов. Эти чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный оттенок выражается в таких чувствах, как национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу, чувство дружбы и братства по отношению к другим народам; негативный оттенок проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам и т.д.

Национальные традиции и привычки, в свою очередь, представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы повеления, формы общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого.

Исторический опыт свидетельствует, что недостаточное знание национальных традиций, обычаев, привычек, вкусов нередко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других этнических общностей. Значение национальных традиций, привычек, их ОГЛАВЛЕНИЕ различны у разных народов. Так, у англичан ярко выражена потребность решать дела "согласно обычаю". Гиперболизируя, можно сказать, что если американец – раб стандарта, то англичанин почти полностью зависит от своих традиций. Последние в Англии превращаются в фетиш, культ, их обожествляют, ими восхищаются. Англичане стремятся везде оставаться самими собой, сохранить в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы, обособленность, ассортимент блюд, комплекс некоторого превосходства, порой снисходительное отношение к другим[8].

Необходимо иметь в виду, что люди, как правило, весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому в общении целесообразно их не нарушать. Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения и т.д., но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях. Это принципиально важно. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует ситуацию "свой" – "чужой" по едва уловимым проявлениям.

Исследование системообразующей стороны психологии нации представляет большие сложности и часто просто невозможно.

Во-первых, это происходит потому, что в названиях составляющих ее элементов психологии нации отражены понятия, заимствованные из обыденной жизни, до сих пор не интерпретированные наукой (прежде всего психологией) и практически не поддающиеся эффективному и всестороннему экспериментальному изучению. Или, если они в той или иной мере описаны, то реальные зависимости между ними в настоящее время пока не установлены.

Во-вторых, в содержании системообразующих компонентов психологии нации присутствуют разноплановые составляющие. Например, в национальном характере людей можно констатировать наличие как эмоциональных и волевых, так и мотивационных черт, которые не могут быть адекватно объяснены на основе одинаковых психологических закономерностей и встречаются также в других составляющих психологии нации, например в ценностных ориентациях.

В-третьих, главным дифференцирующим признаком при исследовании психологии нации должна быть не статика, а динамика проявления национально-психологических феноменов. Поэтому перспективнее и научно правильнее исследовать прежде всего своеобразие функционирования психологии нации.

В российской этнопсихологической науке сторонники теоретико-аналитического подхода (социологи, философы) стремятся изучать в национально-психологических явлениях лишь системообразующую сторону, приверженцы же функционально-исследовательского подхода (психологи, этнологи) в основном изучают динамику психологии нации. И те и другие не должны противопоставлять друг другу свои точки зрения. Следует рассматривать психологию нации во всех формах ее существования и проявления. Только в этом случае можно добиться всесторонности и полноты ее изучения и объяснения.