Системный подход к этике организации

Познавая сущность организации, с которой предстоит иметь дело, и опираясь на методологию научного подхода, следует воспринимать ее как большую сложную живую систему и всесторонне исследовать ее специфику. Этическая система организации должна рассматриваться как подсистема организации. Определим системные свойства этики организации.

1. Целостность. Мораль (моральное сознание) организации как социальной системы есть некое единство, обладающее рядом свойств, не присущих ни одному из ее элементов и не являющихся простой суммой свойств этических систем ее субъектов — групп и личностей. Этические системы субъектов организации взаимодействуют друг с другом, образуя каждое мгновение не вполне повторяемую систему организации. Элементами этической системы организации являются этические системы составляющих ее групп (формальных и неформальных) и личностей, выступающих как от имени групп или целой организации, так и от своего имени и выражающие интересы групп и свои собственные. Исследователь сам определяет, какая этическая система является объектом его исследования: это могут быть и организация в целом, и ее отдельные бизнесы, направления деятельности, подразделения, неформальные группы, команды. Важным фактором формирования и изменений этической системы организации является этическая система ее лидера или команды лидера. Поведение и свойства элемента системы зависят от его места в организации. Изменения в одном элементе, в одной области этической системы организации могут привести к изменениям в других элементах и отношениях, к пересмотру системы этики. Изменение одного элемента организации, например ключевого специалиста или лидера, часто приводит к изменениям всей системы — как локальным, так и всеобъемлющим, включая ряд или весь набор этических норм и правил поведения, весь этикет отношений в организации.

Уместно назвать и такой признак целостности системы, как единство деятельности, единство целей.

Средства, с помощью которых и благодаря наличию которых деятельность системы осуществляется, могут быть объединены в такие группы, или виды, обеспечения существования и развития системы, как научно-методические, материально-технические, финансовые средства, трудовые (кадровые, человеческие) ресурсы, организационно-экономическое обеспечение, информация, правовое обеспечение, социально-психологическое обеспечение.

2. Неаддитивность системы. Свойства целого (всей этической системы организации) принципиально не могут быть сведены к простой сумме свойств ее элементов (эта характеристика называется неаддитивностью системы, или эмерджентностью), поскольку в организации этические системы ее субъектов не просто складываются друг с другом, а взаимовлияют, взаимодействуют и в лучшем случае имеет место появление синергии, а в худшем — конфликт и борьба интересов субъектов. Кроме того, невозможно полностью установить все факторы поведения субъектов организации, их свойства, проявляющиеся в конкретном случае, в ситуации и способные так или иначе повлиять на текущее и будущее поведение субъектов. Новые системные свойства часто появляются внезапно, иногда даже непредсказуемо, являясь результатом накопления каких-либо изменений, прохождения процессов, не всегда очевидных и доступных наблюдению.

3. Структурность. Динамика и проявление сущности этической системы организации обусловлены не только свойствами ее элементов, но и свойствами ее структуры, тем, как элементы расположены и взаимодействуют в системе, как расставлены приоритеты, как определена значимость элементов. Характер и особенности связей элементов системы имеют не менее важное системообразующее значение, чем сами элементы. Следует отметить, что невозможно точно определить структурную диспозицию элементов этики организации, иерархию, отношения между ними, особенно в изменяющихся условиях.

4. Взаимозависимость системы и среды. Этическая система организации вычленяется из среды, включающей совокупность этических систем, связанных между собой и образующих системы более высокого уровня (вокруг организации существуют этики идеологические, национальные, религиозные, профессиональные и т.п.), и систем другого вида, прямо или опосредованно влияющих на систему (этические системы и ожидания клиентов, поставщиков, политические этические системы, правовые системы и т.п.). Этическая система организации формируется и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой.

5. Автономность. Этическая система организации существует и развивается согласно не только общим для этических систем (филогенетическим), но и своим собственным, только ей присущим (онтогенетическим) законам. И системам, и их онтогенезу, т.е. индивидуальному развитию, присуща уникальность.

6. Адаптивность. Система этики обладает определенной "живучестью", может приспосабливаться к изменениям внешней среды. Так, стратегии развития организации, цели, изменения миссии, текущее состояние (это может быть этап формирования, бурного роста, стабильного развития, кризиса, угасания и т.п.) радикально влияют на мораль, особенно на ее демонстрируемую составляющую. Внутренняя этика обычно остается относительно стабильной. Например, стремление к максимизации прибыли, присущее большинству коммерческих организаций, остается неизменным, но внешне декларируется как оптимизация затрат, улучшение качества продукции и услуг, переход к стратегии реструктуризации, реорганизации.

В исключительных обстоятельствах, в период кризиса, этическая система, основанная, например, на пожизненном найме и заботе о работниках, на патернализме, трансформируется и организация вынужденно переходит к сокращениям работников, иногда массовым.

7. Иерархичность. Отношения между элементами этической системы могут быть представлены в виде иерархической структуры, да и, по сути, моральные ценности реально находятся в определенной диспозиции. В процессе принятия решения субъект определяет их относительную значимость и чаще всего совершает поступки, принимает решения, опираясь на наиболее значимые для него принципы, ценности, качества. При этом по воле исследователя каждый элемент системы в свою очередь может быть представлен как иерархическая система, а сама система — как компонент более крупной системы. Этическая система организации влияет на моральные выборы, осуществляемые субъектами организации. В то же время этическая система подразделения, отдельного бизнеса, личности влияет нередко на всю организацию. Напомним, что выделение этической системы из окружающей среды, се рамки определяются задачами исследования и точкой зрения исследователя. Иерархия, взаиморасположение элементов, восприятие системы зависят от того, что именно из свойств, элементов, качеств, отношений исследователь принимает в качестве ключевого фактора, а что — в качестве подчиненных, какие считает нужным включать в состав важных, а от каких абстрагироваться.

8. Уникальность систем. Об этом свойстве системы этики организации говорилось в контексте ее автономности. Повторим, что у системы есть кроме общевидовых (филогенетических) свойств еще и собственные (онтогенетические) свойства, которых нет ни у одной другой системы. Уникальность присуща не только системам, но и элементам систем; уникальность проявляет себя по-разному: в одних случаях она малосущественна, ею можно пренебречь, в других она решающим образом влияет на поведение. Иногда исследователю нужно определить общие закономерности, наиболее часто встречающиеся, типические свойства и качества, а иногда исследовать специфику, выявить факторы уникальности, в той или иной степени определяющие неповторимость и уникальность поведения, реакции на воздействие. Чтобы принимать уникальность за пренебрежительно малую величину, нужны серьезные основания и обоснования. Применение таких категорий, как "персонал", "работники", "коллектив", означает как раз обобщение, абстрагирование от уникальности малых социальных групп и индивидов, что нередко приводит к необоснованной экстраполяции частных выводов, полученных в результате исследования некой малой уникальной системы, на крупные системы, и на этой основе делаются неправильные прогнозы поведения крупной системы.

9. Множественность описаний. В силу принципиальной сложности этической системы каждой организации ее познание требует всестороннего рассмотрения (нередко эти стороны изучают разные науки), построения множества разных моделей, каждая из которых описывает лишь определенную грань, аспект системы. Разработка единой вполне адекватной модели большой сложной живой системы невозможна, все прогнозы относительно поведения систем имеют вероятностный характер. Исследование теорий и практики действия морали в историческом, национальном, ментальном, культурологическом и иных аспектах, в рамках различных подходов показывает многообразие, причем часто до бесконечности, представлений о любых аспектах, касающихся морали и этики.

Объектом исследования может стать модель этики организации, основанная на разделении этической системы на демонстрируемую составляющую, или этикет, и глубинную, базовую составляющую, или собственно этику. Можно этику организации представить как совокупность этик ее элементов (подразделений, малых групп), отдельных субъектов и связей между ними. Можно рассматривать и такие элементы организационной этики, как традиции, герои, обычаи и т.п., во всей их неоднозначности и многообразии.

10. Динамичность. Этическая система находится в постоянном развитии, и пока ее исследуют, на основе полученной информации строят модель и делают прогноз поведения, она, в силу непрерывного действия множества внешних и внутренних факторов, становится не совсем такой, какой была буквально только что. Под влиянием множества факторов внешней и внутренней среды могут меняться диспозиция, относительная значимость тех или иных норм поведения, критерии выбора варианта решения проблемы. В силу этого прогноз практически всегда базируется на несколько устаревших данных и не может быть идеальным. Здесь можно еще раз упомянуть и такое свойство систем, как внезапность, неожиданность (для наблюдателя, а иногда и для самого субъекта) поведения, поступков, проявления качеств. Мы не в состоянии определить момент перехода количества в качество, когда именно накопится необходимое количество потенциала для появления нового качества.

11. Инертность, консерватизм, ригидность живой системы этики, невозможность мгновенного переключения, перехода из одного состояния в другое. В условиях проведения необходимых перемен в организациях старые этические нормы и правила поведения могут стать серьезным препятствием на пути изменений.

Ситуационный подход

Важным аспектом системного подхода является ситуационный (ситуативный) подход, требующий рассмотрения системы, в том числе этики организации как динамично развивающегося явления, открытого воздействию внешней среды, взаимодействующего со средой.

Ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

Специфика ситуативного подхода выражается в следующих принципах:

1) принцип ситуационизма — тонкость и частая скрытость ситуационных факторов при одновременно значительной силе их воздействия на поведение системы. Так, существует понятие последней капли, которая сама по себе мала, но может привести к радикальным изменениям системы, "сорвать" психику в состояние аффекта, истерики, неадекватной реакции. По К. Левину, существуют внешне незначительные, но по сути важные детали ситуации — канальные факторы, открытие или закрытие, отсутствие или наличие которых (одобрение — неодобрение, отсутствие — наличие плана, программы, стимула, медиатора, фасилитатора и т.п.) существенно меняет поведение;

2) принцип субъективной интерпретации конкретной ситуации индивидом. Эта интерпретация — активная, она связана с приданием значения и является результатом многих когнитивных и мотивационных влияний. Каждый интерпретатор является уникальным субъектом со своими особенностями восприятия и оценки. Интерпретация изменчива и зависит не только от свойств субъекта интерпретации, но и от ситуации, в которой пребывает субъект, и от его субъективного восприятия и оценки ситуации. Считается, что понять диспозицию мотивов поведения личности легче, чем просчитать и интерпретировать ситуацию и ее поведение в ней. Одни и тс же события каждый индивид пропускает через собственное сознание, в том числе моральное, дает ему собственную оценку, приписывает собственное значение, получает в сознании и хранит собственную картину произошедшего, отличную от образов, сформировавшихся в сознании других людей;

3) принцип напряженности систем: и психика человека, и социальная группа — напряженные системы, поля, где имеет место неустойчивое равновесие между побуждающими и сдерживающими силами, и даже малый фактор внешней среды, т.е. воздействие ситуационного характера, может вызвать лавинную реакцию. Конкретное поведение может рассматриваться как точка на поле, где осями являются динамические параметры личностных качеств и ситуации, при этом корректировке могут подвергаться оба параметра вместе и каждый в отдельности. Не располагая объективными данными о степени напряженности системы, невозможно уберечься от воздействия, которое сыграет роль той самой "последней капли": если система напряжена, попытка повлиять на нее даже очень щадящими методами может вызвать неадекватно бурную реакцию. Отсюда вывод: любую систему лучше всегда воспринимать как напряженную и избирать самые щадящие, деликатные методы воздействия и взаимодействия. На пороге изменений система тем более находится в неустойчивом равновесии. Крупные манипуляции могут быть неэффективны, а малые (основанные на факторе напряженности, использующие каналы эффективности) могут оказаться неожиданно эффективными.