Система таможенного права

Всю совокупность таможенно-правовых норм можно разделить на две категории:

• нормы, имеющие общее значение для всех сфер таможенной деятельности (общая часть);

• нормы, регламентирующие отдельные виды таможенной деятельности (особенная часть).

Общая часть таможенного права содержит таможенно-правовые нормы, в которых закреплены общие положения, касающиеся правового регулирования всей совокупности общественных отношений в сфере таможенного дела. Данные нормы:

1) определяют понятие и ОГЛАВЛЕНИЕ таможенного дела;

2) составляют основы взаимоотношений государств — участников Таможенного союза;

3) устанавливают статус основных субъектов таможенных правоотношений, в том числе таможенных органов;

4) закрепляют основные принципы перемещения товаров через таможенную границу;

5) определяют основной понятийный аппарат таможенного дела.

В состав особенной части входят таможенно-правовые нормы, регулирующие:

• таможенное оформление;

• порядок применения таможенных процедур;

• таможенные платежи;

• таможенный контроль;

• правоохранительную деятельность таможенных органов;

• международно-правовое сотрудничество в области таможенного дела.

Система таможенного права оказывает влияние на структуру основных актов, регламентирующих порядок перемещения товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную границу: ТК ТС и Закон о таможенном регулировании, — но не повторяет эту структуру, так как система таможенно-правовых норм, безусловно, намного шире содержания Кодекса и Закона.

Принципы перемещения товаров через таможенную границу

Понятие таможенной территории и таможенной границы

Для характеристики принципов перемещения товаров через таможенную границу необходимо проанализировать основной понятийный аппарат таможенного права, центральное место в котором занимают такие понятия, как "таможенная территория" и "таможенная граница".

Понятие таможенной территории не совпадает с определением государственной территории. В соответствии со ст. 2 ТК ТС таможенная территория — территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

К отличительным чертам понятия "таможенная территория" относятся следующие.

1. В настоящий момент государства — члены Таможенного союза объединили свои таможенные территории в единую таможенную территорию, образовав Таможенный союз. Наличие единой таможенной территории — обязательный признак Таможенного союза.

2. Таможенная территория Таможенного союза включает в себя не только государственные территории участников, но и отдельные территории с особым статусом.

3. На государственной территории участников Таможенного союза не существует участков, не относящихся к таможенной территории. То есть территории с особым таможенно-правовым режимом (например, особые экономические зоны) рассматриваются как часть таможенной территории Таможенного союза.

В единую таможенную территорию Таможенного союза входят искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, находящиеся па континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне государств — членов Таможенного союза. Пределы указанных территорий определяются как национальным, так и международным правом.

Под континентальным шельфом в России понимаются морское дно и недра подводных районов, примыкающих к берегу, но находящиеся вне зоны территориального моря, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

В отношении исключительной экономической зоны прибрежное государство имеет такие же права, как и в отношении континентального шельфа.

Исключительная экономическая зона РФ — это морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Таким образом, перемещение товаров на буровую вышку, находящуюся на континентальном шельфе, из-за пределов Таможенного союза признается перемещением через таможенную границу Союза, несмотря на то что государственные границы н таком случае не пересекаются.

Пределы таможенной территории Таможенного союза называются таможенной (и. 2 ст. 2 ТК ТС).

Отличительные черты таможенной границы:

• под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию, в отличие от государственной границы, которая может быть представлена как реальная линия на местности;

• таможенная граница может как совпадать, так и не совпадать с государственными границами участников Таможенного союза;

• принято различать внешнюю и внутреннюю таможенные границы.

Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных с участниками Таможенного союза государств.

На возможность выделения понятия "внутренняя таможенная граница" указывает п. 3 ст. 2 ТК ТС, в соответствии с которым таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств — членов Таможенного союза. В условиях России это границы особых экономических зон, на территории которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Сохраняет свое значение термин "таможенная граница государства — члена Таможенного союза" (например, Таможенная граница РФ). На это прямо указывает ОГЛАВЛЕНИЕ ст. 151 ТК ТС.