Система социальной защиты во Франции

Система социальной защиты во Франции сформировалась в первые послевоенные десятилетия при непосредственном участии государства и профсоюзов и является одним из вариантов модели социального страхования Бисмарка, которая доминирует на Европейском континенте. Первоначально ее предполагалось строить на принципах единообразия, универсальности и всеобщности, по модели, предложенной английским экономистом У. Бевериджем. Однако часть схем социального страхования, действовавших до 1945 г., с особыми условиями страхования была сохранена из-за отказа их участников присоединиться к общей системе. В итоге с начала своего возникновения французская система социальной защиты имела характер компромисса между концепцией Бевериджа и немецким методом социального обеспечения.

Особенность французской системы социальной защиты – сложная организационная структура и высокая доля расходов на социальные программы.

Для французской социальной политики характерны следующие особенности:

– существование разветвленной системы профессионально-отраслевых схем социального страхования;

– наличие развитой системы семейных пособий, ставшей результатом длительной эволюции, в ходе которой вводились и совершенствовались различные инструменты государственной семейной политики и формы семейных пособий;

– большая роль дополнительных систем социального обеспечения, особенно в области пенсионного и медицинского страхования;

– финансирование преимущественно за счет взносов социального страхования;

– существование различных страховых фондов, реализующих отдельные социальные программы.

В основной базовой схеме пенсионного обеспечения Франции возможен досрочный выход на пенсию, действует система надбавок супругам, имеющим не менее трех детей, и супругу, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии. Кроме того, существует возможность наследования пенсионных прав, а также возможность трудоустройства после выхода на пенсию. В рамках основной системы также возможно получение пенсии при продолжении трудовой деятельности. В этом случае продолжающий работать пенсионер должен уплачивать со своего заработка так называемый взнос солидарности в фонд страхования по безработице, 10–15% которого уплачивает сам работающий, а 5% – работодатель. Исключением является ситуация, когда размер получаемой пенсии и заработка меньше гарантированного минимума заработной платы.

Финансирование основной системы пенсионного страхования осуществляется за счет взносов работодателей (8,2% фонда заработной платы) и наемных работников (6,55% заработной платы). Кроме того, часть средств, направляемых на финансирование пенсионного обеспечения, составляют дотации из специального фонда солидарности, а также в случае необходимости бюджетные ассигнования. Пенсионные выплаты как в рамках базовых схем, так и других режимов, за вычетом необлагаемого налогом минимума, подлежат подоходному налогообложению.

Кроме основных во Франции существуют обязательные дополнительные системы социального страхования, функционирующие на основе межпрофессиональных национальных соглашений. Большая часть обязательных дополнительных систем страхования по старости сосредоточена в рамках двух фондов: Ассоциаци режимов дополнительных пенсий – ARRCO и Всеобщей ассоциации пенсионных учреждений – AGIRC.

Ассоциация режимов дополнительных пенсий (ARRCO) охватывает всех наемных работников и финансируется за счет обязательных взносов предпринимателей (4% фонда заработной платы) и наемных работников, уплачивающих 2% с заработной платы.

Всеобщая ассоциация пенсионных учреждений (AGIRC) осуществляет обязательное пенсионное страхование руководящих служащих и управленческих работников. Размер взносов в систему AGIRC составляет 12%, из которых 8% приходится на работодателей и 4% – на наемных работников.

Наряду с системой трудовых пенсий во Франции существует также система социальных пенсий. Их выплата гарантируется государством независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. В отличие от пенсионеров, получающих трудовую пенсию, "социальные" пенсионеры обладают рядом льгот, таких как бесплатная юридическая помощь, освобождение от налога на жилье и земельного налога, бесплатное телефонное обслуживание и др. Финансирование системы социальных пенсий производится через фонд солидарности по старости. Доходы фонда формируются из средств, поступающих от взимания всеобщего социального налога в размере 2,4% любых доходов, а также за счет части акцизов и пошлин на алкогольные и безалкогольные напитки. В случае недостатка средств фонда на выплату пенсий возможно устранение дефицита из средств государственного бюджета на основании соответствующего решения парламента.

Французская система медицинского страхования подразделяется на несколько отдельных систем, различающихся по профессиональному признаку. Действуют общая система медицинского страхования (80%); система страхования государственных и сельхозслужащих (9%); система для самостоятельно занятых работников (6%) и мелкие системы страхования для наемных работников различных профессиональных групп.

Согласно Указу от 30 июля 1964 г., который потом вошел в 1-ю главу Кодекса о здравоохранении от 12 декабря 1989 г., установлено четыре службы медико-социальной защиты ребенка: служба охраны материнства и младенчества (PMI); структуры помощи больным и трудным детям; служба здравоохранения школьников; школьная социальная служба.

Служба охраны материнства и младенчества (PMI) включает в себя структуры помощи больным и трудным детям. В эту категорию входят дети, которые страдают физическими, умственными, психическими и поведенческими расстройствами и не могут приспособиться к нормальной семейной, школьной, профессиональной или социальной жизни. В этих случаях необходимы структуры лечебной, психологической, педагогической, воспитательной и социальной реабилитации.

Служба здравоохранения школьников играет основную роль в защите здоровья детей, в особенности тех, которые испытывают существенные личные или семейные трудности. В санитарном и социальном отношении эта служба играет большую роль. В школьную бригаду входят врач школьного здоровья, санитарка и медико-социальный работник.

В компетенцию школьной социальной службы входят ориентация и дальнейший контакт с трудными школьниками и учащимися, получающими профессиональное образование. Эта служба должна активно участвовать в профилактике и защите несовершеннолетних, находящихся в опасности. Она состоит из специализированных в школьной области социальных работников (сотрудников учреждений социальной помощи).

Функции социальных работников во Франции выполняют различные специалисты. Самой многочисленной группой являются "мамы – воспитатели домашнего детского сада" (assitante matemelle) (380 000 чел.), которые были приравнены к квалифицированным "социальным работникам" по Закону 1992 г. Домашний воспитатель работает на основе официального соглашения с Городским советом. Это соглашение необходимо зарегистрировать в городском Центре по охране материнства и детства, а чтобы заключить его, нужно пройти 60-часовой учебный курс и получить аттестацию. Воспитатель домашнего детского сада может одновременно работать с тремя детьми (максимум), это могут быть как собственные дети (но не младше 3 лет), так и чужие.

К социальным работникам также относят социальных педагогов, специалистов по уходу, помощников по хозяйству и посредников в социальной сфере.

Роль "специалистов (помощников) социальной службы" (это около 38 000 чел.) заключается в вовлечении в социальные программы всех категорий населения, в том числе психически больных, инвалидов и пожилых; в обеспечении прав и защите различных категорий семей.

Роль "специализированных педагогов" (55 000 чел.) заключается в проведении профилактической и информационно-пропагандистской работы с семьей и детьми девиантного поведения.

Еще одна достаточно распространенная специальность в социальной работе – это "семейные консультанты по экономическим вопросам" (7000 чел.), которые специализируются на решении проблем семей, связанных с решением экономических вопросов.