Система социального страхования Российской Федерации

Система социального страхования РФ в основном соответствует государственной схеме организации и имеет структуру, основанную на внебюджетных автономных страховых фондах. И Бюджетный кодекс РФ, и Закон об основах обязательного социального страхования подчеркивают, что средства социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Фонды социального страхования находятся в оперативном управлении и распоряжении специализированных финансово-кредитных учреждений, подотчетных органам государственной власти. Функционируют на основании бюджетов, утверждаемых федеральными законами на каждый календарный год. Основная статья доходов бюджетов - обязательные платежи от страхователей, Вперед по значимости - трансферты федерального бюджета на финансирование выплат в пользу тех категорий населения, за которые не поступают взносы от иных страхователей. Статьи расходов каждого фонда определяются его целевым назначением, т.е. финансируемыми видами социальных выплат.

Функционально социальное страхование в Российской Федерации представлено четырьмя отраслями, управляемыми отдельными финансово-кредитными учреждениями - специализированными фондами (рис. 2.7).

Исторически так сложилось, что в отечественной практике, а потом и в законодательстве под фондами социального страхования понимаются и денежные фонды, и организации, управляющие средствами этих фондов. Кроме того, само понятие "социальное страхование" имеет два значения: во-первых, общая система организации обязательной социальной защиты населения с использованием страховых методов и, во-вторых, страхование риска потери дохода при временной нетрудоспособности, осуществляемое ФСС. Четыре фонда - четыре отрасли, однако ФСС управляет двумя отдельными отраслями, а обязательное медицинское страхование регулируется двумя фондами - ФФОМС (по федерации в целом) и ТФОМС (конкретно в каждом субъекте РФ).

Рис. 2.7. Система управления социальным страхованием в Российской Федерации

Фонды социального страхования построены по территориальному принципу с единым центром управления на федеральном уровне для каждой отрасли страхования. Отечественная система представляет собой совокупность денежных фондов трех уровней:

- федеральные фонды на уровне государства в целом;

- территориальные фонды на уровне субъектов РФ;

- местные фонды на уровне административных районов (при необходимости).

Основным звеном системы являются территориальные фонды, которые существуют в каждом субъекте РФ. Они выполняют основные функции по аккумулированию страховых платежей и финансированию законодательно закрепленного за ними круга социальных выплат. Именно на этом уровне происходит сам процесс социального страхования. Управляют средствами социального страхования на уровне субъектов РФ либо отделения федеральных фондов, как в случае с ФСС и ПФР, либо самостоятельные автономные организации - территориальные фонды, как в случае организации ОМС. И те и другие являются самостоятельными юридическими лицами, однако уровень их автономности различается по фондам. Наибольшую финансовую и организационную независимость от федерального фонда имели территориальные фонды ОМС. Они формировались до 2012 г. за счет отдельных платежей и были подотчетны не федеральному фонду, а региональным органам государственной власти. С 2012 г. ТФОМС будут включены в структуру ФФОМС, что соответствует организации, принятой для ПФР и ФСС. Региональные отделения ФСС и ПФР управляют средствами региональных страховых фондов только в пределах компетенции, устанавливаемой органами управления федеральных фондов, и региональным органам власти фактически не подотчетны. Кроме того, в системе ОМС задействованы коммерческие страховщики - страховые медицинские организации (СМО), а в системе обязательного пенсионного страхования в части накопительных пенсий - негосударственные пенсионные фонды (НПФ). ТФОМС аккумулируют платежи на ОМС и распределяют их между СМО. По законодательству только СМО имеют право заключать собственно договоры страхования с выдачей населению полисов и оплачивать услуги медицинских учреждений. Излишняя многозвенность ОМС постоянно

подвергается критике, экономически не эффективна, однако все попытки реформации этой системы пока не доведены до окончательного результата, когда и сбор, и аккумулирование страховых средств, и оплата медицинских услуг будут осуществляться одним страховщиком: либо государственными внебюджетными фондами, либо коммерческими страховщиками. НПФ в качестве страховщиков осуществляют аккумулирование средств пенсионных накоплений, их инвестирование, расчет и выплату накопительных частей трудовых пенсий (в соответствии с собственными правилами пенсионного обеспечения) для тех граждан, кто в добровольном порядке отказался от услуг ПФР в этой части.

История вопроса

Впервые социальное страхование законодательно было введено в России в 1912 г., включало больничное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве, организуемое исключительно для работников промышленных предприятий в коллективной форме страховых касс. В бывшем СССР социальным страхованием первоначально управляло правительство, а с 1933 г. - профсоюзные организации, существовал единственный фонд - Фонд социального страхования, через который финансировались все основные социальные выплаты. В ходе экономической перестройки 1990-х гг. система подверглась существенному реформированию в соответствии с зарубежными аналогами. Первыми в новейшей истории РФ были организованы: Пенсионный фонд РФ (ПФР) - 22 декабря 1990 г. и Фонд социального страхования РФ (ФСС) - 25 декабря 1990 г.

Критическое состояние государственного здравоохранения и легализация безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов "О занятости населения в РСФСР" и "О медицинском страховании граждан в РСФСР". Реализация этих законов началась в 1992 г. Государственным фондом занятости населения РФ (ГФЗ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС). Уже в 2001 г. ГФЗ по причине неэффективности был ликвидирован, страховая система аннулирована, а финансирование всех социальных гарантий безработным гражданам осуществляется в настоящее время из федерального бюджета. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний введено с 2000 г. и находится в управлении ФСС. Социальное страхование является основным элементом системы социальной защиты РФ. В 2009 г. доля социальных выплат в денежных доходах населения достигла 14,9%, причем собственно страховые выплаты, как и ранее, составили более 70%.

Структурирование системы социального страхования России в первую очередь зависит от характера страхуемых видов социальных рисков. На рис. 2.8 представлена законодательно установленная отраслевая, а по содержанию - функциональная (покрытие различных социальных рисков) структура отечественной системы социального страхования.

Рис. 2.8. Отраслевая (функциональная) структура системы социального страхования РФ

Несмотря на попытки унификации финансирования системы социального страхования, в настоящее время финансовые ресурсы каждого фонда обособлены. В 2001 г. ранее существовавшие страховые взносы были большей частью заменены единым социальным налогом (ЕСН). С 2010 г. система страховых взносов, уплачиваемых отдельно в каждый внебюджетный фонд, возвращена.

Соответственно, вся финансовая система социального страхования вновь находится в стадии освоения реформаторских решений. С одной стороны, ни организационно, ни с точки зрения финансового обеспечения социальной нагрузки ЕСН себя не оправдал. С другой стороны, лоббирование финансовых интересов внебюджетных фондов легко разрушило и без того слабый эффект такого спорного налогового платежа, как ЕСН.