Система "схема тела" и ее роль в создании внутренней картины болезни

Высокую биологическую структуру и внешний вид, близкий к нашему, тело человека приобрело в ходе эволюции примерно 50—100 тыс. лет назад. Тело человека — организм в его внешних формах — это сложнейшая саморегулирующаяся и самообновляющаяся система с присущими ей принципами самосохранения и приспособляемости.

Телесность и тело — особые явления: самые близкие человеку и наименее известные ему. Данные понятия были и во многом остаются предметом исследования медицины.

Психологический аспект "тело" и "телесность" приобрели с развитием телесно-ориентированной психологии как одного из направлений психологии.

"Тело" зародыша человека образуется на второй неделе после оплодотворения и представляет собой двухслойный щиток, состоящий из двух листков: наружного — эктодермы и внутреннего — эндодермы. В течение третьей недели определяется двусторонняя симметрия тела, обозначается головной конец тела зародыша и в центре между эктодермой и энтодермой образуется средний зародышевый листок — мезодерма. Из мезодермы формируется спинная струна (хорда), из эктодермы — нервная пластинка. В результате деления клеток края пластинки приподнимаются и смыкаются, образуя трубку. В конце третьей недели нервная трубка постепенно погружается в мезодерму. И наконец, в период между третьей и восьмой неделями начинается закладка тканей и органов человека путем дифференцировки трех зародышевых листков.

Из эктодермы образуются центральная и периферическая нервная система, органы чувств, кожа, волосы. Из мезодермы развиваются скелет, мышечная, сердечнососудистая и лимфатическая системы, перикард и т.д. Из энтодермы образуются все органы пищеварения, пищеварительные и эндокринные железы, органы дыхания'. Абсолютно справедливо утверждение, гласящее, что тело человека представляет собой единство множеств.

Сложившийся за миллионы лет свойственный телу принцип природной целесообразности нарушается в угоду представлениям и социальным установкам человека из-за болезней, нормированное™ общественной жизни и темпов цивилизации. Человек подчиняется личностной целесообразности, и характерологические психосоматические паттерны выполняют определенную роль в контексте этой целесообразности: роль защиты личности.

Наравне с понятиями "тело" и "телесность" широко используется понятие "схема тела". Основы учения о схеме тела были заложены в начале XX в. Г. Хидом и К. Холмсом (1911) и в дальнейшем получили развитие в трудах невропатологов, психиатров и психологов (М. О. Гуревич, А. С. Шмарьян, М. Кричтли, К. Гольдштайн).

Схема тела — это психическая структура, в которой отражена конструкция собственного тела человека. Только благодаря ее наличию возможна успешная координация движений различных частей тела человека. По мнению Л. П. Гримака, "моделируя внешний мир, мозг человека одновременно отражает и образ (схему) его собственного тела". В результате сложной автоматической работы всех звеньев системы "схемы тела" формируется образ тела в данный момент времени (динамический образ), который сличается с эталоном, хранящимся в долгосрочной памяти (статический образ). В результате их постоянного сличения образуются оперативные образы тела (будущего) (В. М Смирнов, А.П. Шандурина, Т. Н. Резникова).

Важнейшая функция системы "схема тела" — формирование информационных образов мира: статических, динамических и оперативных, момент соотнесения которых друг с другом создает условия, обеспечивающие переживание психосоматического единства — единства личности и организма. Не менее важная функция системы — участие в механизмах мозга, осуществляющих ориентацию организма в пространстве и пространственную организацию движений тела (В. М. Смирнов, А. Н. Шандурина, С. Фишер, Г. Джон и др.). По мнению Т. Н. Резниковой, схема тела есть "система обобщенных представлений и понятий человека о собственно теле в покое и при движении в пространственных координатах и взаимоотношении отдельных частей тела, а также гностический аппарат, т.е. один из способов познания себя и окружающего".

По мнению С. И. Розум, формирование схемы тела начинается в детском возрасте, с момента первого контакта ребенка с предметным миром и в дальнейшем обусловливается его предметными действиями и деятельностью. Наличие схемы тела необходимо для эффективного взаимодействия ребенка с физическим миром.

По данным М. Л. Симмел, которая тщательно исследовала возрастные изменения в появлении феномена "фантом конечности", формирование схемы тела завершается только к 9—10 годам3.

В последние десятилетия ряд исследователей отмечали, что информацию, получаемую субъектом от собственного тела, обрабатывает именно правое полушарие (Л. П. Гримак, 1989). Невропатологи обнаружили, что поражения правого полушария значительно чаще (в 7 раз), чем поражения левого полушария приводят к нарушению "схемы тела", т.е. нормального ощущения своего тела.

Существенный практический интерес в этой области имеют факты, установленные американским психологом Г. Виткином 1916—1979). Согласно его наблюдениям уровень развития ребенка в определенной степени зависит от того, как рано выработалась у него способность ориентироваться в окружающем мире, используя постоянно действующую на тело силу тяжести. В самом раннем детстве ориентирование в пространстве может осуществляться двумя способами. В первом случае суждение о положении своего тела ребенок выносит из зрительной оценки взаиморасположения окружающих предметов, из того, как меняются их вид и размеры при его передвижении. Второй тип ориентации в пространстве связан с более полным и полноценным использованием нервной импульсации, поступающей из органов, автоматически оценивающих и поддерживающих равновесие тела (гравиторецепторов). Ребенок, пользующийся вторым типом ориентации, проявляет большую активность и самостоятельность, что со временем распространяется па развитие всей чувственной сферы и на совершенствование двигательных реакций, положительно сказываясь на формировании характера и интеллекта.

Практические выводы, которые дают специалисты данной области исследования, вытекают из рассмотренных научных фактов. Они содержат два важных требования, которые необходимо соблюдать при обучении ребенка двигательной активности: предоставлять ему для движений побольше "беспредметного" пространства и не стремиться облегчать каждый его шаг, применяя для этого "ходунки" и другие хитроумные приспособления. Оказывается, и здесь природу нс удастся обмануть: все, что мы получаем с меньшей затратой сил и труда, оказывается менее полноценным.

На физиологическом уровне системы "схема тела" формируется личностная надстройка, с помощью которой образуются информационные психологические и эстетические образы тела, несущие уже оценочные функции (красиво — некрасиво, плохо — хорошо и т.д.)- Сами образы связаны с такими психологическими процессами, как представление, воображение, мышление. Оценочная роль данных образов бывает также связана с созданием индивидуальных эталонов красоты, благодаря чему личность может быть пристрастна к одним частям тела и игнорировать другие. При заболевании такая установка личности приводит к тому, что больной может фиксировать внимание на значимых для себя симптомах и не замечать серьезных признаков заболевания, в результате чего способен пропустить важный момент лечения.

Помимо перечисленных аспектов, по мнению Т. Н. Резниковой, роль "схемы тела" проявляется и на более высоких уровнях, личностном и социально-психологическом. Система ценностей в психологической структуре "схемы тела" в значительной степени служит частью системы ценностей личности. Здесь могут формироваться образы третьего порядка, порожденные эстетическим представлением о внешнем виде человека. Речь идет о наборе информационных образов — эталонов "от красоты до уродства". Названный уровень относится к психологической, личностной зоне системы "схемы тела". На высшем социально-психологическом уровне развития системы "схемы тела" формируются образы, связанные с такими представлениями, как мода, ролевые функции, мораль.

Таким образом, "схема тела" в психологическом плане моделируется больным и инвалидом с учетом их видения имеющихся у них заболевания или заболеваний до тех пор, пока она не становится основой структуры "Я" "больного, в ситуации инвалидности" или "инвалида". Следует отмстить, что психологический образ "схемы тела" динамичен в силу его тесной взаимосвязи с социальными установками и ожиданиями.