Система работы с персоналом и формирование человеческого капитала

Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления трудом определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально-психологического, неформального характера – стиль менеджмента, отношение к нуждам человека, забота о человеке, понимание человека, учет его индивидуальных особенностей и пр. Система работы с персоналом должна быть направлена на формирование человеческого капитала.

Такую систему работы с персоналом характеризуют следующие параметры.

1. Соответствие персонала целям и миссии фирмы (уровень образования, квалификация, понимание миссии, отношение к работе и пр.).

2. Эффективность системы работы с персоналом – соотношение затрат и результатов, потребность в инвестициях, выбор критериев оценки результатов работы с персоналом и пр.

3. Избыточность или недостаточность персонала, расчет потребности, планирование количества.

4. Сбалансированность персонала по определенным группам профессиональной деятельности и социально-психологических характеристик.

5. Структура интересов и ценностей, господствующих в группах персонала управления, их влияние на отношение к труду и его результаты.

6. Ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое состояние и качество работы.

7. Интеллектуальный и творческий потенциал персонала управления, отражающий подбор и использование персонала, организацию системы его развития.

Научное ОГЛАВЛЕНИЕ и практическое значение понятия "человеческий капитал"

Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и способности человека, которые содействуют росту его производительной силы. "Человеческий капитал, – как определяют его большинство экономистов, – состоит из приобретенных знаний, навыков, мотиваций и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг".

Человеческий капитал есть форма капитала, потому что он является источником будущих доходов или будущих удовлетворений, или того и другого вместе. Человеческий капитал называется человеческим, потому что является составной частью человека или характеристикой группы людей

? Полемическое суждение

Не является ли это понятие лишним среди таких понятий, как "персонал", "человеческие ресурсы"? Какова его роль в концепции менеджмента? Может быть, оно отражает процессы терминологического "засорения" знаний в области менеджмента?

! Ответное суждение

Нет. Это понятие не дублирует известные понятия человеческого фактора. Напротив, понятие человеческого капитала характеризует дальнейшее развитие положений о человеческом факторе менеджмента.

В 1950–1980-с гг. очень активно развивается теория человеческого капитала. Наиболее заметное развитие она получила в работах Гэри Беккера, Джорджа Минцера, Теодора Шульца, Бартона Вейсброда и многих других экономистов. Исторические корни этого понятия и самой идеи могут быть найдены еще в работах Адама Смита и Вильяма Петти, Карла Маркса, Уильяма Фарра и Эрнста Энгеля, Теодора Витстейна и многих других крупных экономистов прошлого. Джон Стюарт Милль писал: "Самого человека... я не рассматриваю как богатство. Но его приобретенные способности, которые существуют лишь как средство и порождены трудом, с полным основанием, я считаю, попадают

в эту категорию"[1]. И далее: "Мастерство, энергия и настойчивость рабочих страны в такой же мере считаются ее богатством, как и их инструменты и машины"[2]. Это очень важные мысли.

Возвращение в конце 1950-х гг. к идее человеческого капитала и интенсивное развитие этого направления в западной экономической теории вызваны объективными причинами. Оно является попыткой учесть реальные социально-экономические сдвиги, порожденные научно-технической революцией и выразившиеся в том, что в современных условиях накопление невещественных элементов богатства (научных достижений, образа жизни, культуры, роста уровня образования населения и т.д.) приобрело первостепенное значение для всего хода общественного воспроизводства. Немаловажное значение имеет и обостряющаяся потребность в антикризисном управлении.

Один из выдающихся современных экономистов, профессор экономики и социологии Чикагского университета Гэри Беккер получил в 1992 г. Нобелевскую премию за развитие идей человеческого капитала.

Значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внес коллега Гэри Беккера по Чикагскому университету Теодор Шульц, также награжденный Нобелевской премией.

Человеческий капитал – это запас, структура и характер знаний, интеллектуальный потенциал (опыт и возможности использования знаний в решении проблем), навыки деятельности, мотивации, образование, жизненный и трудовой опыт, здоровье, географическая мобильность, возможность поиска и получения информации.

Главное отличие человеческого капитала от вещественного состоит в том, что человеческий капитал воплощен в человеке и не может продаваться, или передаваться, или оставляться в наследство по завещанию, как деньги и материальные ценности.

Теория человеческого капитала позволяет объяснить структуру распределения личных доходов, возрастную динамику заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда, причины миграции и многое другое. Благодаря этой теории образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста не менее важный, чем обычные инвестиции.

Из этой теории следует, что полученное образование делает человека не только более эффективным работником, но и более эффективным учеником. Чем более одарен человек, тем меньше затрачивает он усилий на приобретение новых знаний, т.е. тем меньшие издержки он несет.

Человеческий капитал включает накопленные вложения в такие области деятельности, как образование, профессиональная подготовка, смена деятельности и миграция. Знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, составляют определенный запас производительного капитала.

Богатство общества в целом можно рассматривать как совокупность человеческого капитала и материального (физического) капитала, напрямую не связанного с людьми. По оценкам специалистов, в общем богатстве США до 50% приходится на человеческий капитал.

Таким образом, понятие человеческого капитала могут характеризовать следующие признаки (схема 10.1).

1. Образование человека, образовательные характеристики персонала, способность к непрерывному повышению образовательного уровня.

2. Следствием этого являются система знаний, навыков и умений в динамике их развития и пополнения.

Схема 10.1. Основные признаки человеческого капитала

3. Образование повышает компетентностный уровень и по важнейшим характеристикам готовности к функциям, ролевой структуре профессиональной деятельности. Все это не может не отражаться позитивным образом на производительности и эффективности деятельности.

4. Важнейшими признаками человеческого капитала являются развитые способности личности, мобильность, мотивация, достоинство и здоровье.

5. Отдельным пунктом следует назвать творческий потенциал, который является следствием образования и развивающихся способностей, мотивации развития и совершенствования.

6. Социально-психологические отношения в организации, культуре деятельности характеризует система ценностей, состав которых также выступает как признак человеческого капитала.

7. Наконец, совокупное действие всех этих признаков венчает профессионализм, определяющий успех и эффективность деятельности человека в организации, функционирование и развитие самой организации.