Система показателей статистики цен

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны конъюнктуры рынка и ценовой политики. Эти показатели используются в процессе изучения ценовых процессов и расчета большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.

Изучение рыночной конъюнктуры начинается с анализа средних цен и их уровней. Различают индивидуальный и средний уровень цен.

Индивидуальный уровень цен – абсолютная величина цены в денежном выражении за единицу конкретного товара на рынке.

Средний уровень цен – обобщающий показатель уровня цен, исчисляемый по однородным группам товаров во времени и пространстве.

Для расчета средних цен (уровней цен) используются различные виды средних величин.

1. Средняя арифметическая взвешенная:

где р – цена единицы товара; q – количество товара.

Она применяется в том случае, когда в качестве весов используются показатели количества товаров в натуральном выражении.

2. Средняя гармоническая взвешенная:

где pq – товарооборот в денежном выражении.

Применяется в том случае, если в качестве весов используются данные о продаже товара (товарооборота).

3. Средняя хронологическая простая:

где п – число месяцев (дней) в периоде.

Применяется в том случае, если моменты регистрации цен равно удалены друг от друга.

4. Средняя хронологическая взвешенная:

где – средняя за период; – число месяцев (дней) в периоде.

Применяется в том случае, если даты регистрации цен распределены неравномерно.

В качестве обобщающего показателя уровня цен можно рассматривать стоимость набора из 25 основных продуктов питания, который выступает одной из характеристик "цены жизни" и регулярно рассчитывается государственной статистикой.

Показатели уровня цен являются основой для расчета показателей соотношения цен на важнейшие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и платных услуг, оказываемых населению. Динамика показателей соотношения цен позволяет оценить состояние конъюнктуры отдельных товарных рынков. Приведем в качестве примера соотношение цен на некоторые виды продовольственных товаров с ценой на говядину (на конец года) по Российской Федерации за 2008– 2011 гг. (табл. 25.1).

Таблица 25.1

Соотношение потребительских цен на основные виды продовольственных товаров с ценой на говядину (на конец года, в %)

Продовольственные товары

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Говядина (кроме бескостного мяса)

100

100

100

100

Рыба мороженая неразделанная

41

42

40

37

Сливочное масло

100

103

121

109

Подсолнечное масло

43

31

37

33

Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности

16

14

16

14

Кисломолочные продукты

19

18

20

18

Сыры сычужные твердые и мягкие

122

115

133

117

Яйца куриные

23

18

20

18

Сахар-песок

13

18

21

13

Мужа пшеничная

12

11

11

8

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки высшего сорта

22

21

22

19

Крупы овсяная и перловая

И

9

11

9

Картофель

10

8

15

6

Источник: Цены в России. 2012: стат. сб. / Росстат. М„ 2012. С. 68.

Данные, приведенные в таблице 25.1, показывают, что за 2008– 2011 гг. цены на основные виды продовольственных товаров отличались нестабильностью.

Особый интерес представляет соотношение цен изготовителей и потребителей промышленной продукции, особенно в сфере оборота топливно-энергетических ресурсов. В последние годы именно отрасли нефте- и газодобывающей промышленности часто повышают отпускные цены на свою продукцию, что в итоге приводит к очередному витку инфляционных процессов (табл. 25.2).

Таблица 25.2

Соотношение средних цен приобретения и цен производителей на основные виды энергоресурсов (на конец года)

Энергоресурсы

Соотношение средних цен приобретения и производителей, в разах

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Уголь, за т

2,6

3,0

2,6

3,0

2,2

В том числе:

коксовый (коксующийся)

3,1

4,0

3,7

3,8

2,6

каменный обогащенный*

1,7

1,5

1,6

1,6

1,5

Нефть**, за т

1,4

0,9

1,1

1,5

1,3

Газ горючий природный (газ естественный), за тыс. м3

4,4

4,3

5,4

4,9

5,2

Бензины автомобильные, за т

1,9

2,8

1.7

1,5

1,5

Топливо дизельное, за т

1,4

2,0

1.6

1,5

1,5

Мазут топочный, за т

1,3

1,7

1,5

1,5

1,6

Электроэнергия***, за тыс. кВт-ч

2,0

1,9

2.8

2,3

2,4

* Для производителей – уголь каменный рядовой.

** Для производителей до 2009 г. – нефть, включая газовый конденсат.

*** Для производителей – электроэнергия собственного производства.

Источник: Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М„ 2012. С. 687.

Как видно из табл. 25.2, цены приобретения на основные виды топливно-энергетических ресурсов значительно превышают цены производства, особенно заметно это расхождение по газу и углю. Причем заметное замедление темпов превышения цен приобретения по сравнению с ценами производства пока не наблюдается.

Рост цен и существенная разница между уровнем цен изготовителей и потребителей продукции в значительной мере связана с тенденцией роста транспортных и снабженческо-сбытовых расходов и налогов в структуре цен различных товаров.

Статистика изучает структуру оптово-отпускных ирозничных цен на продукцию различного народно-хозяйственного назначения. Под структурой цены понимается удельный вес се отдельных элементов, выраженный в процентах или долях единицы. Соотношение и число таких структурных элементов конкретной цены зависит от конъюнктуры рынка, вида товара, типа торговых посредников и т.д.

Уровень цеп зависит прежде всего от издержек на производство продукции, в состав которых входят материальные затраты, затраты на оплату труда, социальные нужды, амортизацию и другие элементы. Затраты на производство являются основной составляющей оптовых цен производителей, причем доля материальных затрат в себестоимости продукции в последние годы в ведущих отраслях экономики (промышленность, строительство, транспорт) неуклонно увеличивается за счет опережающего роста цен приобретения по сравнению с ценами производителей (табл. 25.3).

Таблица 25.3

Структура розничных цен на некоторые виды продовольственных товаров Российской Федерации в 2011 г. (%, к розничной цене)

Показатели

Говядина (кроме бескостного мяса)

Свинина (кроме бескостного мяса)

Мясо птицы

Колбаса вареная высшего сорта

руб.

в расчете на кг

в % к розничной цене

руб. в расчете на кг

в % к розничной цене

руб. в расчете на кг

в % к розничной цене

руб. в расчете на кг

в % к розничной цене

Сырье и основные .материалы за вычетом возвратных отходов, побочной и сопутствующей продукции

135,09

58,08

118,15

56,33

48,55

44,08

124,89

47,24

Расходы на производство, включая коммерческие расходы

24,45

10,51

20,48

9,76

23,63

21,46

50,77

19,21

Полная себестоимость единицы продукции

159,54

68,59

138,63

66,09

72,18

65,54

175,66

66,45

Фактическая прибыль, убыток(-)

7,31

3,14

4.57

2,18

4,78

4,34

16,33

6,18

НДС

13,84

5,95

10,60

5,05

5,25

4,77

18,47

6,99

Другие виды налогов

0,32

0,14

0,25

0,12

0,03

0,03

0,15

0,06

Отпускная цена с НДС, акцизом и другими видами налогов

181,01

77,82

154,05

73,44

82,24

74,68

210,61

79,68

Оборот сферы обращения

51,55

22,16

55,64

26,53

27,86

25,30

53,48

20,23

Источник: Цены в России. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 94.

В составе розничных цен наряду с расходами на производство в структуре цен на род товаров существенный удельный вес (более 20%) занимают издержки сферы обращения – надбавка розничной торговли, прибыль, торговые расходы, НДС.

В условиях рынка и сравнительно высокой инфляции уровень и структура цен весьма подвижны. Для оценки интенсивности и существенности изменения структуры цены в динамике, а следовательно, для характеристики стабильности рынка того или иного товара можно использовать различные обобщающие показатели структурных сдвигов: коэффициент структурных сдвигов, индекс различий, коэффициент Гатева, индекс Салаи.

Своеобразным показателем уровня цен является показатель покупательной способности денежных доходов населения. Он характеризует потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и исчисляется ежегодно на федеральном и региональном уровнях и по социальным группам населения. Этот показатель рассчитывается как отношение величины среднедушевого денежного дохода к средней цене товара-представителя по Российской Федерации (табл. 25.4).

Таблица 25.4

Покупательная способность среднедушевого денежною дохода населения на некоторые товары и услуги по Российской Федерации за 2008-2011 гг.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Продукты питания, кг в месяц

Говядина (кроме бескостного мяса)

95,8

92,8

99,9

94,3

Свинина (кроме бескостного мяса)

88,9

87,9

96,9

101,9

Баранина (кроме бескостного мяса)

81,0

80,2

81,9

87,1

Куры (кроме куриных окорочков)

163,3

165,3

185,2

199,4

Рыба мороженая (кроме деликатесной)

201,8

189,3

214,7

216,0

Масло сливочное

88,9

94,4

88,8

83,1

Масло подсолнечное

207,2

270,2

314,3

267,1

Маргарин

233,1

244,0

268,0

273,0

Молоко питьевое и молочный напиток, л

607,1

589,4

546,5

517,1

Творог

121,7

130,9

131,1

125,4

Непродовольственные товары, шт. в месяц

Костюм-двойка мужской

3,5

3,6

3,8

3,8

Сорочка мужская

29,7

28,8

29,2

28,9

Брюки мужские

13,4

13,6

14,0

14,2

Юбка женская

13,4

13,5

13,5

13,7

Блузка женская

13,5

13,5

13,6

14,1

Изменение покупательной способности по платным услугам, оказываемым населению, в % к предыдущему году

Плата за жилье в домах государственного и муниципального жилищных фондов

104,7

99,3

101,4

94,8

Электроэнергия

104,6

91,0

99,3

100,3

Горячее водоснабжение

100,0

89,3

94,3

94,4

Водоснабжение холодное и водоотведение

102,8

94,3

94,4

97,8

Газ сетевой

95,0

99,0

89,8

98,9

Источник: Цены в России. 2012: стах. сб. / Росстат. М., 2012. С. 86.

Данные, приведенные в табл. 25.4 (здесь представлена лишь небольшая часть товаров и услуг), свидетельствуют, с одной стороны, о сокращении товарных эквивалентов в связи с ростом цен (говядина, свинина, платные услуги), а с другой – об относительной стабильности цен на непродовольственные товары.

Всестороннее изучение цен предполагает использование не только показателей выборочного наблюдения, средних величин, структуры, относительных величин, но и других показателей вариации, динамических рядов, индексного анализа, корреляции. Обширная ценовая информация дает возможность применять различные методы статистического анализа в исследовании цен, тенденций их развития и взаимосвязи с различными экономическими показателями. Наиболее широко государственная статистика при изучении цен применяет методы группировок, средних величин, графики и индексный метод. При этом индексы как обобщающие показатели являются основными в статистике цен.

Характеристика дифференциации уровня цен может быть представлена в виде другой относительной величины, получившей на

звание "Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения". Величина этого показателя определяется на основе единых объемов потребления, а также средних потребительских цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг (табл. 25.5).

Таблица 25.5

Стоимость и изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения (на конец года)

Территория

2010 г.

2011 г.

Стоимость

фиксированного

набора

Изменение стоимости фиксированного набора, в % к декабрю 2009 г.

Стоимость

фиксированного

набора

Изменение стоимости фиксированного набора, в % к декабрю 2010 г.

руб. в расчете на месяц

в % к среднероссийской стоимости

руб. в расчете на месяц

в % к среднероссийской стоимости

Российская Федерация

8711,8

100

112,9

9174,2

100

106,2

Центральный федеральный округ

9471,0

109

113,2

10 182,1

111

105,7

Северо-Западный федеральный округ

9227,0

106

112,9

9525,6

104

106,3

Южный федеральный округ

8393,1

96

113,2

8528,3

93

105,4

Приволжский федеральный округ

7766,9

89

113,6

8180,7

89

106,0

Уральский федеральный округ

8878,7

102

112,6

9393,6

102

106,4

Сибирский федеральный округ

8072,2

93

111,9

8446,9

92

106,6

Дальневосточный федеральный округ

11 108,7

128

109,4

11 958,6

130

107,7

Источник: Цены в России. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. С. 80.

Данные таблицы 25.5 показывают, что между федеральными округами России имеются заметные различия в покупательской способности населения. Размах вариации показателя стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для мерегиональных сравнений, рассчитанного в процентах к среднероссийской стоимости, составил в 2010 г. 39 п. п. (Приволжский федеральный округ – 89% и Дальневосточный федеральный округ – 128%); в 2011 г. – 41 п. п. (Приволжский федеральный округ – 89% и Дальневосточный федеральный округ – 130%).