Система показателей характеристики состояния налогообложения

Налоговые доходы в целом и по отдельным видам налогов учитываются прежде всего по абсолютной величине. Это не только дает представление об объеме налоговых доходов бюджета в целом и его распределении по уровням бюджетной системы, но и позволяет видеть исполнение федерального бюджета, а на региональном уровне – бюджетов субъектов РФ. Так, налоговые доходы федерального бюджета России на 2012 г. были утверждены Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2012 г." в 12,92 трлн руб., а фактическое исполнение составило 12,84 трлн руб., т.е. 99,3% к утвержденному бюджету.

Информация о налоговых доходах представляется на первое число каждого месяца в нарастающем порядке с начала года. В связи с этим фактическое исполнение бюджета в течение года определяется как доля налоговых доходов на первое число соответствующего месяца к утвержденному бюджету по налоговым доходам за год и выражается в процентах. Это позволяет сравнивать исполнение федерального бюджета по налоговым доходам на начало каждого месяца по отдельным видам налогов. За последние годы наиболее высокими были показатели исполнения бюджета по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогам на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, а также прибыль организаций.

Налоговые доходы принято сравнивать с ВВП, характеризуя тем самым его налогоемкость. Так, за 2013 г. налоговые доходы консолидированного бюджета проектируются на уровне 18,2% ВВП в соответствии с предполагаемой на 2013–2015 гг. понижающейся тенденцией этого показателя.

Определенный интерес может иметь и такой показатель, как среднедушевая налоговая квота на занятое население, при построении которого налоговые поступления сравниваются с численностью занятого населения. К примеру, в 2010 г. доходы консолидированного бюджета России составили 16 031,9 млрд руб., а среднегодовая численность занятых – 69,8 млн человек, т.е. на каждого занятого приходилось в среднем 229,68 тыс. руб. поступлений в бюджет.

Структура налоговых доходов – об этом говорилось выше – характеризуется как удельный вес суммы налоговых поступлений от отдельных видов налогов в общей величине налоговых доходов. Она демонстрирует роль конкретных налогов в формировании бюджета страны. Можно сопоставлять укрупненные группы налогов с общей суммой налоговых доходов. Скажем, сравнивая косвенные налоги, оценивают их долю в общем объеме налоговых доходов. Таким образом получают информацию о состоянии налоговой системы в стране. Считается, что увеличение доли косвенных налогов характеризует несовершенство налоговой системы и свидетельствует о несбалансированности экономики. Вместе с тем именно косвенные налоги легче собирать, поэтому во многих странах они преобладают. В России за последние годы наметилась тенденция к снижению доли НДС и акцизов в общем объеме налоговых доходов, но увеличилась доля экспортных и импортных пошлин. Соотношение прямых и косвенных налогов в 2006 г. составляло 2,4, а в 2011 г. – 1,9.

На микроуровне можно оценивать налоговое давление и через показатель налоговой нагрузки. Он рассчитывается как отношение уплаченных налогов к полученной выручке. Однако такой показатель по предприятиям в статистической практике не анализируется. Между тем его расчет позволил бы показать, какая часть выручки тратится на уплату налогов в бюджет.

Налоговое давление можно оценивать и для физических лиц как отношение суммы налогов к доходам. В этом случае в сумму налогов следует включать не только налоги, уплачиваемые физическим лицом с получаемого дохода (заработная плата, дивиденды), но и взносы, отчисляемые работодателем в процентах от заработной платы во внебюджетные фонды. Учитывая, что с 2001 г. в России введена минимальная налоговая ставка 13% к большей части доходов физических лиц (гл. 23 НК РФ), т.е. используется так называемая "плоская" шкала налогообложения, данный показатель малоинформативен в настоящее время.

Налоговые органы анализируют налоговую нагрузку по предприятиям и сравнивают ее со средним уровнем, сложившимся в данном виде экономической деятельности. Если у предприятия налоговая нагрузка оказывается ниже средней, для него велика вероятность попасть под выездную налоговую проверку. При контроле налогов с доходов физических лиц налоговые органы анализируют по предприятиям среднемесячную заработную плату на одного работника: если она ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в данном субъекте РФ, у предприятия увеличивается риск стать объектом выездной налоговой проверки. В еще большей степени этот риск возрастает, если средняя заработная плата работника оказывается ниже величины прожиточного минимума, т.е. нарушается трудовое законодательство.

Статистика не только учитывает фактическое поступление налогов и сборов в бюджет, но и оценивает задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ. Общая задолженность по налогам определяется на начало каждого месяца. Она разбивается на задолженность по федеральным, региональным и местным налогам, а также налогам со специальными налоговыми режимами.

Так, на 1 января 2011 г. задолженность но федеральным налогам составляла 83,1%, а по региональным и местным – соответственно 10 и 4,7% общей суммы задолженности в консолидированный бюджет России.

Задолженность по федеральным налогам детализируется по видам: НДС, налог на прибыль, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и пр. Задолженность по акцизам конкретизируется по отдельным основным видам подакцизных товаров: алкогольная продукция, бензин автомобильный, табачная продукция, дизельное топливо. Наибольший объем задолженности приходится на НДС – 44,4% всей задолженности; на втором месте – налог на прибыль, на долю которого приходится 25,1% всей суммы долга по налогам и сборам.

Недобор налогов можно сравнивать с величиной предполагаемых поступлений, определяя тем самым долю недополученных налогов (соотношение задолженности по налогам и плановой величины налоговых поступлений), т.е. какая часть утвержденного бюджета не может быть исполнена, либо могла быть направлена на повышение уровня исполнения бюджета.

Задолженность по налогам и сборам может иметь разные основания. Это может быть сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок, т.е. недоимка. Вместе с тем это могут быть отсроченные (или рассроченные) платежи, включая инвестиционные налоговые кредиты, предоставляемые предприятиям в соответствии с гл. 9 НК РФ. Задолженность может иметь место и в результате реструктуризации долга (приостановленные к взысканию платежи). Статистика рассматривает перечисленные типы задолженности платежей в бюджет по видам налогов. Основную роль среди них играет недоимка. Так, на 1 января 2011 г. недоимка составляла 44,7% от общей величины задолженности. Лидирующее положение по недоимке в 2011 г. занимала задолженность по НДС – 35,5% и по налогу на прибыль – 26,3%.

Важным показателем, оценивающим качество работы налоговых органов и эффективность системы налогообложения, является показатель собираемости налогов и сборов. Для его расчета фактическая сумма налога, поступившая в бюджет в данном периоде, сравнивается с запланированной суммой поступлений.

Эффективность налоговой системы может быть оценена как отношение суммы поступивших налогов к затратам государства на их сбор и в целом по всей налоговой системе, и по отдельным видам налогов.