Система отрасли административного права

Фундаментальные факторы, обеспечивающие и характеризующие функционирование административного права как системного образования: правовые принципы; публичные цели и интересы; нормы; индивидуальные предписания; права и обязанности. Крупные структурные подразделения административного права: подотрасли; правовые институты и субинституты.

Административное право является составной частью системы российского права, его подсистемой и потому само является системным образованием. Поэтому оно обладает свойствами целостности и структурности. Его целостность поддерживается посредством таких основополагающих явлений, как предмет, метод и режим административно-правового регулирования, публичные цели и интересы, принципы, закрепленные в административном праве, административно-правовая терминология.

Свойство структурности отрасли проявляется в тех его первичных велениях, которые несут в себе на "клеточном уровне" императивную регулятивную силу. Это административно-правовые принципы и нормы, индивидуальные предписания, права и обязанности. В процессе собственного действия и взаимодействия указанные регулятивные веления объединяются в регулятивные образования (институты и субинституты, подотрасли и иные структурные подразделения административного права). Их общее регулятивное взаимодействие обеспечивает формирование целостной отрасли административного права.

Публичные цели и интересы

Административное право как отрасль публичного права должно воплощать в себе определенные публичные цели и интересы. Они также усиливают его системность, если не являются декларативными и реализуются.

Публичные цели и интересы отрасли закреплены во множестве нормативных административно-правовых актов. Интересам государства соответствует Вперед главная публичная цель - поддерживать организацию, функционирование и развитие системы государственной администрации на уровне требований Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Реально существующая ныне в России государственная администрация, государственная исполнительная власть очень далеки от реализации сформулированной выше главной публичной цели. Данный вывод основан на многочисленных фактах, отражаемых ежедневно в средствах массовой информации и свидетельствующих о том, что государственная администрация в ряде ее звеньев работает из рук вон плохо. Уже Президент РФ - гарант Конституции и высшее должностное лицо государства - констатирует существование губительной для страны коррупции и практики "откатов" в системе государственных закупок на сумму свыше триллиона рублей. Известны его многочисленные публичные высказывания о засилье коррупции в стране и необходимости беспощадной борьбы с ней.

Приведенный факт и масса других, характеризующих в целом уровень организации и деятельности государственной администрации, свидетельствуют о том, что в административно-правовой сфере идет процесс накопления проблем, которые не находят необходимого и последовательного разрешения. Самыми глобальными на сегодня проблемами для указанной сферы, требующими минимизации и устранения, являются феодально-земляческая система подбора персонала, его низкая правовая и организационная культура, запредельная коррупция, хроническое неисполнение принятых решений, неспособность ограничивать государственные расходы, неэффективность.

Мировой опыт показывает, что государственная администрация различных стран, включая Россию, успешно преодолевала завалы накопившихся проблем только в результате ее существенной организационно-функциональной и организационно-технологической модернизации. Переименование и реорганизация государственных структур имеют смысл лишь в том случае, если они опираются на указанные виды модернизации и следуют за ними, но не наоборот. Поэтому для современного исторического периода публичным интересам России соответствует публичная цель, предусматривающая существенную организационно-функциональную и организационно-технологическую модернизацию государственной администрации, которая бы обеспечила в ней формирование механизмов самоочищения от собственных системных пороков, рост ее жизнеспособности и эффективности в решении возложенных на нее задач и преодолении непрерывно возникающих проблем. Она должна найти адекватное закрепление в административном законодательстве.

Правовые принципы - основополагающие идеи (начала) социальной организации, правового регулирования, закрепленные в праве. Это мощные системообразующие факторы. Общество стремится к тому, чтобы социальная организация и правовое регулирование были адекватными правовым принципам, но не может пока этого добиться.

В административном праве установлен ряд основных правовых принципов, которым должны соответствовать государственная администрация, административно-правовое регулирование и административное управление. Среди них принципы законности, федерализма, приоритетности блага и интересов народа, эффективности правового регулирования. В нормативных административно-правовых актах закреплены принципы, имеющие более частный характер. В КоАП РФ провозглашены такие принципы, как равенство лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом, презумпция их невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением [45. Гл. 1,ст. 1.4-1.6].

В соответствии с принципом законности субъекты, осуществляющие нормативное и индивидуальное административно-правовое регулирование, правоисполнительную деятельность, обязаны следовать предписаниям Конституции РФ, федеральным и региональным законам. Недопустимо отступление от принципа законности ни при каких обстоятельствах, в том числе по основаниям объективной необходимости или экономической целесообразности. За игнорированием данного принципа неизбежно следует разрушение социальных систем, правопорядок замещается бесправием и криминальным беспределом, на смену административно-правовому регулированию приходят худшие формы администрирования, основанные исключительно на усмотрении должностных лиц. Показательно, что много столетий назад возникло крылатое латинское изречение: "Законность должна торжествовать, хотя бы погиб мир" ("Pereat mundus at fiat justitia"). Древние римляне знали цену и великое общественное значение законности, а равно справедливости, правосудия, если ставили их выше существования мира и тем самым возводили в абсолют.

Принцип федерализма реализуется в российском административном праве посредством отнесения административного и административно-процессуального законодательства к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В их совместном ведении находятся также вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти [27. Ст. 72, ч. 1, п. "к"].

Установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование указанных органов отнесено к ведению Российской Федерации. В свою очередь система органов государственной власти субъектов Pel) устанавливается указанными субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти согласно федеральному закону. В пределах ведения Российской Федерации, ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти федеративного государства [27. Ст. 71, п. "г"; ст. 73; 77].

Принцип приоритета блага и интересов народа должен получить последовательное развитие как в отечественной правовой системе в целом, так и в составляющих его отраслях, в том числе нраве административном. Вспомним крылатое латинское изречение, соответствующее данному случаю и принципу: "Благо народа - высший закон" ("Salus populi suprema lex"). Он нашел закрепление в многочисленных административно-правовых нормах.

За примерами обратимся к КоАП РФ. В нем среди задач законодательства об административных правонарушениях зафиксированы защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений [45. Ст. 1.2].

Принцип эффективности административно-правового регулирования и административного управления означает, что действие административного права основывается на необходимости достижения определенных и существенных для общества, государства, т.е. имеющих публичный характер, результатов. Данный принцип должен пронизывать организацию и функционирование государственной администрации, поведение всех субъектов, действующих в административно-правовой сфере.

Реализация принципа эффективности предполагает обязательную оценку затрат на ОГЛАВЛЕНИЕ государственной администрации, осуществление административно-правового регулирования и административного управления с учетом полученных государством результатов. К сожалению, в Российской Федерации эффективность организации и деятельности государственной власти, государственной администрации и иных государственных структур не измеряют и не умеют измерять.

Свойство системности административного права проявляются и в его структурной организации. Если рассмотрение целостности административного права дает возможность видеть в нем единое и целостное функциональное образование, то структурный подход позволяет акцентировать внимание на анализе его наиболее существенных составных частей, их связей и взаимодействий между ними.

Структура административного права объективно обусловлена как внешними факторами, так и внутренними. Самым важным внешним фактором, оказывающим решающее формирующее воздействие на систему административного права, является его предмет. ОГЛАВЛЕНИЕ административного права, метод и режим административно-правового регулирования, административное управление также складываются под влиянием предмета отрасли, но сами выступают уже в качестве факторов внутреннего действия.

Отрасль административного права является сложным образованием в системе права. В се составе имеются четыре основных структурных ряда. Первый структурный ряд составляют многочисленные первичные административно-правовые веления: принципы и нормы; индивидуальные установления, субъективные права и обязанности. Все вместе взятые они концентрируют в себе общую регулятивную силу административного права.

Второй структурный ряд образуют административно-правовые институты и субинституты. Правовой институт - крупная структурная часть правовой отрасли или подотрасли, включающая в свой состав первичные правовые веления и обеспечивающая регулирование содержательно однородной группы общественных отношений как одного из подразделений предмета правовой отрасли.

В административном праве существует множество правовых институтов. Наиболее развитыми и объемными из них являются институты государственной исполнительной власти, государственной службы, специальных административно-правовых режимов, административной ответственности. Активно развивается в последнее десятилетие важнейший для правового государства и гражданского общества институт защиты юридических лиц и граждан от неправильных (неправомерных) действий государственной администрации [105; 188].

Некоторые правовые институты имеют в качестве структурных образований субинституты. Например, институт государственной исполнительной власти включает субинституты федеральной исполнительной власти и региональной исполнительной власти (исполнительной власти субъектов РФ).

Третий структурный ряд представлен подотраслями административного нрава, которые сформировались в процессе осуществления административно-правового регулирования крупных комплексов общественных отношений, а также осуществления административного управления с участием государственной администрации. Среди подотраслей административного права в специальной литературе чаще всего называют материальное право и процессуальное право, а также право административное управленческое, административное служебное, административное информационное, административное полицейское, административное деликтное, административное юстиционное.

В административном законодательстве последнего десятилетия получило развитие процедурное регулирование, для которого характерно нормативное установление порядка осуществления важнейших для государственной администрации и организации административного управления видов деятельности. Оно находит закрепление в многочисленных административных регламентах. Работа по анализу и систематизации административно-процедурного регулирования может привести к формированию административного процедурного права наряду с административным процессуальным правом, регулирующим порядок рассмотрения административных споров.

Административное процессуальное право также следует отнести к подотраслям административного права. Оно находится в стадии активного формирования. Иногда его рассматривают и специальной литературе в качестве самостоятельной отрасли права. Однако объем сконцентрированного здесь нормативного материала, современный уровень обособленности и развития этого административно-правового образования, неопределенность критериев его структуры, отсутствие кодифицированного административно-процессуального закона не дают оснований для подобного вывода. В лучшем случае можно твердо говорить о становлении административного процессуального права, обеспечивающего порядок рассмотрения административно-правовых споров, обусловленных индивидуальными делами об административных правонарушениях, служебных дисциплинарных проступков и обращениями физических и юридических лиц к субъектам государственной администрации.

Четвертый структурный ряд отрасли составляют ее общая и особенная масти со своими предметными административно-правовыми блоками. Последние представляют собой крупные подразделения, выделенные на основе сложившейся естественным путем структуры предмета административного права. С учетом современного состояния отрасли и се существующего деления на две части в общей части можно выделить следующие предметные блоки: 1) общее административное право государственной администрации (основы правового статуса и организации субъектов государственной администрации); 2) административное право государственной службы; 3) административное право организаций (предприятий, корпораций, компаний, учреждений); 4) административное право физических лиц (граждан, иностранцев, лиц без гражданства); 5) административное право форм и методов управления; 6) контрольно-надзорное административное право; 7) административное деликтное право (право административных правонарушений); 8) административное юрисдикционное право (право разрешения административных споров, обусловленных делами об административных правонарушениях, о спорах по вопросам государственной службы, об обращениях физических и юридических лиц к государственной администрации).

В особенной части отрасли имеют место три сферы административного управления и административно-правового регулирования: экономическая, гуманитарная (социально-культурная), государственно-политическая. Соответствующим им предметным административно-правовым блокам можно присвоить наименования: 1) административное экономическое право; 2) административное гуманитарное (социально-культурное) право; 3) административное право обеспечения безопасности и защиты личности, государства, общества. Каждый из трех предметных блоков особенной части административного права целесообразно структурировать с учетом сложившихся организационных форм административного управления и административно-правового регулирования, возглавляемых определенным министерством или Правительством РФ, либо Президентом РФ.